c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image001.jpgБоевые искусства традиционно пользуются большой популярностью в России в целом и в нашей области в частности. Самбо и дзюдо культивируются в нашей стране много десятилетий; в конце 80-х годов прошлого века в нашу жизнь прочно вошли восточные единоборства; в это же время, перешагнув ведомственные рамки, широко распространился рукопашный бой. Капоэйра у нас пока не столь известна, но, тем не менее, она есть и развивается, в том числе в Калининградской области. Сегодня у нас в гостях — тренер по капоэйре группы Mundo capoeira Дмитрий Буторин.

Можно предположить, что большинство наших соотечественников, занимающихся капоэйрой, узнали о ней из книг Жоржи Амаду...

«Капитаны песка» — моя настольная книга.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image003.jpgРасскажите, пожалуйста, о капоэйре подробнее.

Капоэйра — это бразильское боевое искусство, признанное национальным видом спорта. Его основное отличие от других единоборств заключается в том, что бой у нас  называется «игра». Не спарринг, не кумитэ, а именно игра. Само название говорит о том, что это не полноконтактный поединок до нокаута или победы по очкам. Игра происходит под музыку и песни, в сопровождении традиционных музыкальных инструментов. Плюс в игре присутствует акробатика — сальто, колесо, прогибы через мосты, винты и т. д., притом ее стараются делать не отдельным элементом, а органично вписать в игру. Мастера капоэйры высокого уровня выполняют элементы акробатики где-то примерно на уровне мастера спорта по гимнастике.

Можно сказать, что капоэйра — это еще и танец?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image005.jpgВ танце не бьют, не ломают ребра и носы, а у нас это иногда встречается. В капоэйре много элементов из бразильского джиу-джитсу, которое на волне популярности смешанных единоборств стало очень модным — подсечки, захваты ногами, есть бросковая техника. Как такового контакта нет, все происходит на определенной дистанции, но, чем выше уровень мастерства, тем больше хочется попробовать, и на каком-то этапе начинается работа в контакт. Мастерство одного заключается в том, чтобы попасть, мастерство второго — чтобы уйти от удара. В капоэйре нет жестких блоков, как в других единоборствах, у нас есть уходы от ударов и перемещения, почему она и похожа на танец. Игра — «рода» — проходит в кругу, что со стороны тоже похоже на танец. Люди, наблюдающие со стороны игру, в которой играют опасно, на грани контакта, иногда говорят: «А они что, договорились?» На самом деле такого нет, все на инстинктах и тренировках. Даже на показательных выступлениях единственное, где может быть договоренность — это броски, все остальное происходит спонтанно. Так что танцем ее не назвать, капоэйра скорее похожа на диалог двух людей. Один задал вопрос — второй на него ответил и задал свой, задача первого — ответить, и так далее.

Это отрабатывается?

Да, на тренировках и непосредственно в игре, в «роде». Одних тренировок недостаточно, тот или иной прием или связку нужно попробовать еще и в игре — пройдет или нет. Допустим, сегодня он не получился, но со временем начинаешь понимать, когда его применить, адаптируешь под себя и все получается.

Существует ли в капоэйре какая-то философская составляющая, или это просто борьба?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image007.jpgТакой философской базы, как в восточных единоборствах, нет. Тут нужно понимать, что во время их зарождения Китай и Япония были довольно высокими в духовном плане цивилизациями. Капоэйра появилась в других условиях, в среде рабов. На одной плантации могли оказаться представители разных народностей, которые говорили на разных языках — объединить их мировоззрения, да еще на одном языке, было сложно. Многие песни, сопровождающие «роду», передавались из уст в уста, без письменности. В XX веке появились книги, в которых авторы пытались изложить историю капоэйры, но ничего схожего с историей каратэ, айкидо или ушу у нее нет. Существует такая афро-бразильская религиозная традиция «кондомбле», языческая, многие бразильцы, несмотря на то, что большинство из них — ярые католики, верят и в своих богов. Многие связывают ее с капоэйрой, но наш мастер, местре Денде, говорит, что религия и капоэйра — это разные вещи. Хотя со стороны капоэйристов, наверное, можно принять за какую-то секту — собираются в круг, хлопают в ритм, поют, играют, входят в раж.

В измененное состояние сознания?

Да, в котором получаются вещи, недоступные в обычном состоянии, у нас называется «Аше». Но это только со стороны может так показаться. Религия — это религия, а капоэйра — это капоэйра.

Но ведь какие-то культурные корни, традиции имеются?

Безусловно, можно так сказать, хотя колонизаторы запрещали рабам следовать культурным традициям своей родины. По одной из версий, капоэйра зародилась от африканского танца «н'голо» («n’golo»), это танец зебр, исполняемый на обряде инициации юношей, когда мальчик вырастал и становился воином. Сейчас исследователи больше склоняются к тому, что капоэйра возникла на стыке индейской и африканской культур. Причем современная капоэйра, которую мы видим по телевизору и в музыкальных клипах, отличается от той капоэйры, которая была в XIX и начале ХХ века.

Чем?

Когда мастера-бразильцы приехали в Европу, им нужны были деньги, и тогда они  адаптировали капоэйру под европейцев, внесли акробатику, добавили зрелищности, там же любят шоу. А в Бразилии играют немного по-другому.

Капоэйра долгое время была, что называется, «на улице». Когда рабов освободили, им некуда было идти. Они хорошо владели мачете и капоэйрой, и поэтому многие из них пошли в солдаты, в наемники, или на улицы — грабить. И техника в связи с этим была такая, криминализированная, удары, которые применяли капоэйристы, были рассчитаны на то, чтобы оглушить, контузить или убить, и слово «капоэйрист» долгое время ассоциировалось со словом «бандит». В этой капоэйре не было музыки, акробатики, красивых движений — в ней была чистая борьба и агрессия.

Ситуация изменилась в ХХ веке, когда на развитие капоэйры коренным образом повлияли два мастера — местре Бимба (Мануэль душ Реиш Мачаду) и местре Паштинья (Висенте Ферейра). Местре Бимба знаменит тем, что сумел обойти законодательные препоны, когда преподавание капоэйры было в Бразилии под запретом, назвав ее «Лута Режионал Байана» (Luta Regional Baiana) — «баиянская борьба». Отсюда и пошло современное название одного из стилей капоэйры Capoeira Regional — «капоэйра режионал».

Так же, как у нас в 70-е годы каратисты обходили запрет, называясь «группами нетрадиционной двигательной активности».

Да, можно сказать и так. И второе, что он сделал и с чего начался прогресс капоэйры — разработал методику преподавания. До него обучения не было. Приходил ученик к мастеру и говорил — хочу научиться. Хочешь — играй. Ученик получал по голове раз-другой и либо уходил, либо играл дальше, так и учились в процессе. Местре Бимба ввел методику тренировок, у него появилась градация на основе восточных единоборств, он многое оттуда перенял, не боялся учиться у других. Встречался с представителями других стилей, проверяя силу капоэйры, и в большинстве случаев выходил победителем. Но тогда и капоэйра была другая. Есть легенда, что в игре с ним никто не мог продержаться больше минуты.

Вы сказали, что в капоэйре существует градация по степени мастерства.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image009.jpgДа. Хотя есть мастера, которые ее не придерживаются, есть такие, которые даже не носят пояс, он у нас называется «корда», cordão — шнур. Один из учеников местре Бимбо ввел поясную систему, как в восточных единоборствах. У каждой группы цвета корды и названия степеней свои, единственное, что объединяет, это «местре» (mestre) — мастер, наставник, который есть в каждой группе, и который определяет ее политику и стиль.
У каждой группы существует своя иерархия с несколькими степенями, каждая степень делится на несколько уровней. По традиции, когда приходит ученик, ему дают белый шнур. У нас в России немного по-другому — после церемонии «батизаду» ему дают бело-желтую корду. Батизаду — это посвящение в капоэйристы, своего рода аттестация. Батизаду проходит раз в год, при выполнении определенных требований ученику присваивают следующую степень. Чтобы стать мастером, нужно не только пройти аттестацию, но и  заслужить уважение других мастеров, то есть, не ты сам себя назначаешь местре, а тебя таковым признают остальные.

Сколько в капоэйре существует школ, стилей, течений, и насколько они отличаются друг от друга?

Раньше был один стиль — капоэйра. Во времена местре Бимба образовалось два стиля — многие мастера не признали «капоэйра режинал». Местре Паштинья стал развивать стиль Capoeira Angola, «капоэйра ангола» (в «Капитанах песка» речь идет как раз о ней). Это более традиционный стиль, который очень сильно отличается от «капоэйра режинал».

В чем отличия?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image011.jpg«Капоэйра режинал» — это всегда высокие удары, акробатика, более быстрый темп, другой музыкальный ритм. В «капоэйра ангола» удары более низкие, акробатика практически сведена к нулю, игроки расположены максимально близко к земле. Со стороны игра кажется очень расслабленной и ленивой. Но опасность поджидает играющих в каждом движении. Я сам с «капоэйра ангола» не сталкивался, видел только то, что показывали наши мастера на мастер-классах. По его словам местре Dende, в «капоэйра ангола» больше хитростей, больше такого, сакрального, много вещей, которые ученик не сможет проиграть, если захочет, потому что он их не поймет.

И чуть позднее, опять же при участии местре Бимба, появился стиль Capoeira Benguela — «капоэйра бенгела». Он был введен по причине того, что его ученики очень агрессивно играли на тренировках. Чтобы они играли поспокойнее и научились владеть своим телом, он ввел высокие стойки, ограничил акробатику и снизил темп игры. Главенствующую роль здесь играет тактика, поскольку все удары и броски обозначаются и не доводятся, как правило, до конца. Ритмы в капоэйре обуславливают стиль игры в кругу. Под тот или иной ритм игра приобретает тот или иной характер. В «капоэйра реджинал» все происходит очень быстро, только успевай уворачиваться, иначе выпадешь из ритма и скорее всего пропустишь удар. В «бенгела» уже есть время подумать, как обхитрить своего товарища. А «капоэйра ангола» — это, скажем так, шахматы, где ты должен думать наперед, как обмануть, поставить в неудобное положение того, с кем ты играешь. В «ангола» играют еще дольше, там все более хитро и коварно.

Сколько минут обычно длится поединок?

Если мы говорим про «режионал», то это максимум 30 секунд. Каждый играет по 2 раза — то есть, вышел, сменил одного, сыграл, сменили твоего товарища, потом сменили тебя. Этого достаточно, потому что, говоря языком спорта, это анаэробная нагрузка, ты будешь дольше восстанавливаться, и соответственно, меньше поиграешь. Плюс ты должен хлопать в ладоши, поддерживать хор, петь, или сменить кого-то другого на музыкальных инструментах. Успеваешь сделать максимум 2-3 связки. А в «ангола» могут играть и 3 минуты, и 5, там ритм и движения позволяют играть дольше.

Как давно капоэйра появилась в России вообще и в Калининградской области в частности?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image035.jpgВообще для многих, и для меня в том числе, толчком к занятиям капоэйрой стал фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом. Я его смотрел в 1996-м, тогда это было нечто такое, фантастическое. После него многие в России начали самостоятельно заниматься капоэйрой. Затем эту тему развил международный клуб ИНБИ, занимающийся эзотерикой, философией, боевыми искусствами. Они первыми привезли в Россию трех мастеров, уже не помню, кого именно. Состоялся большой семинар, на который приехало много людей из разных регионов, и вслед за этим образовались первые группы. С этого момента все стало развиваться, в 1998 году образовалась Федерация капоэйры России. Потом в Москве было еще несколько семинаров, приезжали другие мастера, например, местре Барау, благодаря которому в Москве образовалась очень сильная группа Axé Capoeira — «Аше капоэйра». Местре Барау известен тем, что участвовал в боях без правил, его дети выступают в ММА.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image037.jpgОдним из первых мастеров был и местре Бандейра, сейчас его группа называется Аrte de Gingar — «арте де жангар», «искусство жизни». В Санкт-Петербурге тогда образовалась первая группа, в которой начал заниматься мой тренер. Через какое-то время часть ребят из этой группы вышла. Долго занимались самостоятельно, ездили на фестивали в Москву, в Финляндию, искали мастера. Потом списались с мастером из Германии, из города Ахен, на границе с Бельгией — с тем, чтобы он приехал и провел мастер-класс. В последний момент он не смог и прислал своего брата. Это был как раз наш мастер, местре Денде. Это было в 2005 году. С этого года и пошло развитие группы Mundo capoeira.

Сколько людей у нас в области занимается капоэйрой?

В Калининграде активно занимаются приблизительно человек сорок, это  представители  «Arte de Gingar». Недавно в Светлый приехал еще один парень из Питера, из группы ABADA capoeira. У меня занимается 10 детей в Светлогорске, там мы тренируемся на базе ФОК «Светлогорский», и столько же в Янтарном — тренировки проходят в местной школе.

Вы не поддерживаете близкие контакты с другими группами?

У нас разные стили. Но если у них какое-то мероприятие, они приглашают, и я приезжаю. Для общего развития.

Соревнования между группами проводятся?

Слова «соревнования» в капоэйре нет, есть «рода» — игра. В нашей группе Mundo capoeira первые игры мы провели в 2009 году. Сначала они проходили только внутри группы, с 2011 года мы влились в большое мероприятие, проходящее в Санкт-Петербурге, это Олимпиада боевых искусств «Восток-Запад». Она проходит в СКК (спортивно-концертный комплекс «Петербургский»), там куча площадок - самбо, дзю-до, каратэ, кик-боксинг, панкратион, ушу, кэндо, есть и площадка капоэйры. И в 2012 году прошли уже открытые игры, мы пригласили представителей всех групп, близких нам по стилю капоэйры. Многие откликнулись, приехали ребята из Москвы, получилось крупное мероприятие.

В Калининграде таких мероприятий пока нет?

Я не слышал. У меня в планах устроить весенние или осенние игры  для детей. Мне еще нужно с ними батизаду провести. Жду, что весной приедут мастер и мой тренер, посмотреть на наши достижения.

То есть, такого понятия, как чемпионат страны или чемпионат мира в капоэйре не существует?

Почему, существует. Например, группа «ABADA капоэйра». Она проводит внутри своей группы мировые первенства в Бразилии, странах Европы, а недавно и в России стали проводить. Есть там наши призеры, и парни, и девушки. В капоэйре нет весовых категорий, бойцов на соревнованиях делят по уровню мастерства — стаж и корда, чтобы новичок не встретился с опытным, потому что оценка все-таки немного субъективная. Хотя Федерация капоэйры России вводит жесткие правила, что можно и чего нельзя делать в игре, у них больше спортивный уклон, чем культурный.

Мы заметили, что у нас все, находящееся на стыке со спортом, чаще приобретает спортивный уклон. Историческая реконструкция, к примеру.

Сейчас многие группы, в том числе ребята из Калининграда, занимаются еще и бразильской культурой. Калининградцы — ставят театрализованный танец Puxada de Rede (Пушада ди Реджи). «Puxada de Rede» означает «тянуть сеть». Это переработка песни про рыбаков, которые уходят в море, у них нелегкая судьба, морская богиня может их забрать и пр. У нас в группе отдельное направление — это танец «Форро», парный танец, чем-то похож на  сальсу. Бачату тоже танцуют, проводят мастер-классы. С детьми танцами пока не занимаемся, только капоэйрой.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image013.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image015.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image017.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image019.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image021.jpg c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image023.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image025.jpg

Как вы сами пришли в капоэйру?

Я сам из Удмуртии, город Сарапул. Спортом занимался всегда, любил фильмы с боевыми искусствами, в 90-х годах их было очень много. Про «Только сильнейшие» уже упоминал. В старших классах и в колледже занимался каратэ кёкусинкай, потом нашел книгу по капоэйре, такая брошюрка была. С развитием интернета в колледже походил по сайтам, посмотрел. Поступил в университет физической культуры и спорта им. Лесгафта в Санкт-Петербурге, на кафедру парусных видов спорта, продолжал заниматься кёкусинкай. Потом начались тренировки по специализации и работа, нужно было деньги зарабатывать, я приостановил тренировки по каратэ, занимался только виндсерфингом и кайтсерфингом. В 2007 году, гуляя по городу, увидел капоэйристов, у них была воскресная рода, есть такое мероприятие в нашей группе,  когда ребята из всех филиалов группы встречаются по воскресеньям и играют. Простоял там 2 часа, посмотрел все это дело, меня пригласили на тренировку. Тогда я уже зарабатывал и мог себе это позволить. С этого момента, с августа 2007 года, стал заниматься капоэйрой. Так как у меня физкультурное образование, помогал тренеру вести тренировки с детьми — подстраховать, дисциплину поддержать. Детей было много, и за ними нужно было следить. В 2009-м мне разрешили самому тренировать детей, я вел детскую группу. И когда приехал сюда, открыл такую же.

С какого возраста детям можно начинать заниматься капоэйрой и есть ли верхний возрастной предел?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image027.jpgЯ беру с пяти лет. Против тех, кто постарше, до 15 лет, тоже не возражаю. В Бразилии занимаются и трехлетние. Верхний предел — я видел и бабушек с дедушками. На капоэйру это, правда, уже мало похоже, больше на оздоровительную гимнастику, как и у самых маленьких. Сейчас я еще в садике занятия веду, с целью, так сказать, заложить базу, сделать задел на будущее. Занятия по полчаса, немножко попели, потянулись, поделали упражнения, разучили какие-то движения. Понемножку подвожу их к тому, чтобы начать играть.

Девочки, девушки — занимаются?

Две девочки занимаются в Светлогорске, еще две в Янтарном. Девочки на определенном этапе опережают мальчиков в развитии, они сильнее, но мальчики креативнее. А в старшем возрасте наоборот, у мальчиков силы становится больше, они берут напором, зато у девочек — гибкость, пластика, грация.

Многое зависит от того, как к спорту относятся в семье. Если родители сами занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни и с малых лет приучают к нему детей, то с такими детьми работать гораздо легче. Хотя решающего значения это не имеет. Кто хочет, тот научится.

Как проходит тренировка?

Как и в любом виде спорта, вначале разминка, потом идет динамическая растяжка, в движении, махи ногами, наклоны, упражнения для укрепления суставов. С детьми используем такой метод, как подражание животным, чтобы им понятнее было, например — пойдем кошкой, пойдем ящерицей. Затем общефизическая подготовка — отжимания, упражнения для пресса, акробатика — стойки на руках, колесо. Потом база: перемещения — жинга (ginga), удары, уходы. Жинга — это главное, по жинге можно определить, кто сколько занимается, примерно определить уровень. Затем идет разучивание каких-то связок. Если мы говорим о новичках, это один удар, один уход, жинга. Естественно, у старших тренировки более интенсивны, тренируем силу, выносливость, скорость, плюс уже разучивается бросковая техника.

Обязательно ли играть на музыкальных инструментах?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image029.jpgВ конце каждой тренировки — игра, во время игры — музыка. Никто никого не заставляет, но с определенного момента, чтобы получить следующую корду, ты должен уметь играть на музыкальных инструментах и знать песни.

А кто учит?

Интернет. На сайте нашей группы есть тексты песен, переводы на русский язык и даже в русской транскрипции, чтобы проще было. Ребята изучают португальский язык.

Основные инструменты роды — беримбау, атабаке (африканский барабан, он ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку) и пандейру (бубен). Я себе купил беримбау и пандейру, учусь.

Элементарные вещи, хотя бы припевы песен, ты должен знать. Тут важны не вокальные данные, а то, как ты вкладываешь душу. Есть мастера, у которых этих данных вообще нет, но они поют и ведут роду. Если ты поешь тихо, без эмоций, то рода не пойдет, тяжело будет зажечь людей. Значит, придет мало зрителей. Я детям говорю — вы должны петь так, чтобы вас услышали на первом этаже и пришли посмотреть.

Да, еще одна особенность капоэйры — апелиду, вторые имена, прозвища.

Для чего они?

У бразильцев очень длинные имена, из нескольких слов, поэтому у всех есть короткие прозвища. Пеле, Гарринча — это прозвища. А в капоэйре эта традиция вводилась еще и в связи с тем, что борьба была под запретом. Чтобы полиция не могла найти и установить личность, у каждого было прозвище — апелиду (аpelido), у некоторых даже несколько. Практикующие жили двойной жизнью — днём были рабочими, врачами, адвокатами, уборщиками, а вечерами под другими именами приходили играть капоэйру в секретные места. Прозвища давались по-разному. Например, у местре Бимба прозвище пошло от повитухи — думали, что родится девочка, а повитуха, увидев мальчика, воскликнула — bimbo! Местре Денде — денде это орех, который добавляют в еду для придания остроты. Моего тренера зовут Лингуадо (linguado), он похож на камбалу. Второй тренер — градуаду Кантор, певец (cantora), получил прозвище за свои вокальные данные.

А у вас?

Тамандуа. Tamandua — это вид муравьеда. Есть гигантский, есть маленький, есть Tamandua.

Почему муравьед?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image031.jpgНе знаю. Как обычно дают апелидо — происходит все на мастер-классах, когда приезжает местре, он пишет список имен, те у кого нет апелиду, садятся в круг и местре начинает их раздавать. Если апелиду не нравится, ты можешь отказаться — это процесс долгий, проходит в несколько этапов.

У меня вышло не так, мы как-то пришли втроем, стояли в сторонке, а местре, мой тренер, сказал, что у нас нет апелиду. Один из нас был в кожаном плаще, местре посмотрел на него: «Федерал», типа, агент ФБР. Второй стал «Пронто» — готовый, за то, что фотографировал и тут же показывал ему фотографии на мониторе. Посмотрел на меня и сказал: «Тамандуа». Причем, мне перевели неправильно, сказали — зверек, который любит грибы. Я потом в интернете нашел, что это муравьед. Когда на муравьеда нападает охотничья собака, он встает на задние лапы и растопыривает передние, открывается, собака на него прыгает, а он ее сдавливает. У муравьеда на лапах 5-сантиметровые когти, самец муравьеда может выдержать схватку с ягуаром.

Возвращаясь к преподаванию — ваши дальнейшие планы? Частично уже коснулись — дети в детском садике, а что еще?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_kapoejra_image033.jpgХотелось бы еще набрать группу детей 3-5 лет и взрослую группу. Чтобы шел прогресс, приезжали тренер, мастер, бразильцы, нужны взрослые группы. Полноценные мастер-классы детям не выдержать, они длятся примерно 6 часов в день с перерывами. Опять же оплата — билеты, питание, проживание, с детей столько не возьмешь. Возможно, будем открывать еще одну взрослую группу в Калининграде. Нужно расти, развиваться.

Наверняка найдутся желающие попробовать себя в капоэйре. Как им связаться с вами?

Позвонить, 8-963-298-2063.

Спасибо за беседу и успехов!

См. также:

Русский рукопашный бой. Стиль «Пластун»
Федерация русского рукопашного боя, Калининград
20.04.2015. Калининградец Алексей Волков — вице-чемпион мира по рукопашному бою
23.10.2014. Калининградец завоевал «серебро» на Кубке мира по рукопашному бою

17.10.2014. В Калининграде открылся музей спорта
14.10.2014. Калининградка стала чемпионкой мира по самбо
7.10.2014. Открытое первенство по каратэ ДЮСШ восточных единоборств
11.09.2014. Воспитанники школы восточных единоборств завоевали 11 медалей на турнире по годзю-рю
27.08.2014. Калининградка Ксения Рыбакова заняла 2 место на чемпионате России по каратэ
2.06.2014. Калининградец стал чемпионом Европы по рукопашному бою
5.05.2014. Чемпионат и первенство России по каратэ (спорт глухих)
26.04.2014. Калининградские каратисты выступили на чемпионате России
12.03.2014. Первый женский кумитэ-марафон Кубок рандори
5.03.2014. Пятый Открытый турнир по каратэ Доброе сердце
17.02.2014. Калининградские каратисты завоевали 11 медалей
22.01.2014. Успешное выступление калининградских дзюдоистов
27.10.2013. Олег Шишкин, инструктор по АСТ: Оружие учит филигранной технике
19.10.2012. Армейский рукопашный бой - турнир памяти Виктора Гакуна
27.12.2011. Всероссийский турнир по рукопашному бою

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Вело-байдарочный тур в Озерске Калининградской области

Маршруты сплавов проходят по реке Анграпа.

Озерск: сплав на байдарках по реке Анграпа

Стандартный сплав на байдарках до Озерска.


Сплав по реке Анграпа в Калининградской области. Озерск — Маяковское

Большой сплав Озерск — Маяковское.


Сплав на байдарках в Калининграде

Приглашаем на ежедневные сплавы на байдарках в Калининграде по Преголе. Сплавы проводятся для индивидуальных туристов и организованных групп численностью до 12 человек.

Сплав на байдарках по реке Лаве: Правдинск — «Ушкуй»

В ходе сплава у вас есть возможность познакомиться с уникальной природой этого уголка нашей области и посетить историческое городище «Ушкуй».

Прокат квадроциклов в Калининграде

Прокат квадроциклов в Калининграде — услуга для любителей экстремальной езды, активного отдыха, охоты и рыбалки в труднодоступных местах.

Экстремальное вождение или контраварийное вождение? А вы знаете в чем разница?

Можно ли в современном городе, с его вечными «пробками», плохими дорогами и зачастую неадекватными водителями ездить без аварий?

Сплавы на катамаранах по Анграпе

Приглашаем на захватывающие одно-, двух- и трехдневные сплавы на катамаранах по реке Анграпе. Девственная природа, чистый воздух, активный отдых в компании единомышленников, вкусная еда, жаркая баня, полная «перезагрузка» и масса ярких впечатлений!

Велотуры по Калининградской области

Для любителей активного и познавательного отдыха — велотуры по России. Самый западный регион страны — Калининградская область.

Полеты на параплане в Калининграде

Получить массу ярких, захватывающих ощущений, полюбоваться морем и землей с высоты птичьего полета, испытать себя на смелость можно, отправившись в полет на параплане.

Как сделать дистанционное обучение эффективным и комфортным?

Сегодня многие дети и подростки учатся дистанционно, находясь дома, а не в стенах учебных заведений. Что поможет им себя организовать?

Прогулка на яхте в Калининграде

Прогулка на яхте в Калининграде — возможность устроить себе, своим близким, друзьям или коллегам настоящий праздник, получить незабываемые впечатления и массу положительных эмоций.

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

Сплав на байдарках в Калининградской области

Сплав на байдарках — один из наиболее распространенных видов активного отдыха в нашем регионе, и с каждым годом число желающих проверить себя на прочность и интересно провести время растет.

Прокат байдарок в Калининграде

Прокат байдарок (каяков) в Калининграде для тех, кто хочет совершить прогулку по Преголе и увидеть город с неожиданной стороны.

Прокат велосипедов на Куршской косе

Прокат велосипедов на Куршской косе — для тех, кто ценит свое здоровье, время и окружающую среду. Доступно, удобно, недорого.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика