Калининградский яхтинг, Роман ИедведевМногие из нас в детстве зачитывались книгами о морских походах, дальних странах и отважных моряках. А сколько мальчишек мечтало о капитанском мостике! Наверное поэтому вид скользящей по водной глади яхты под белоснежным парусом мало кого оставляет равнодушным. И, наверняка, кто-то из наших читателей задавался вопросами: могу ли я стать яхтсменом, что это за вид спорта, сколько это стоит? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у командора Калининградского областного яхт-клуба Романа Медведева.

Калининградский яхтинг фото 1— Роман, расскажите, пожалуйста, что такое яхтинг?

— Вообще яхтинг подразделяется на несколько категорий: есть парусный спорт — это Калининградский яхтинг фото 2занятие сугубо профессиональное, есть, скажем так, любительский яхтинг. Парусный спорт — это, в основном, швертботы, небольшие спортивные лодки, их даже классифицируют по документам как  спортивный снаряд. А мы, яхтсмены Калининграда, занимаемся — 90 % — парусным яхтингом. Круизы, любительские регаты, дальнее спортивное плавание и т. д.

Калининградский яхтинг фото 3Парусный спорт начинается с детских спортивных школ. Потом дети вырастают, переходят в юниоры, при нормальной организации процесса их поддерживает региональная федерация парусного спорта. В дальнейшем, если спортсмен показывает хорошие результаты, его может поддержать федерация парусного спорта России. Идет ступенчатое развитие. В сборной России 36 человек, она обновляется раз в 4 года, а яхтингом занимаются миллионы людей — хотя за границей все равно на порядки больше.

— Как вы пришли в парусный спорт?

Калининградский яхтинг фото 4— Все началось в 1969 году (я тогда жил во Владивостоке и учился в третьем классе). У меня был сосед, отца которого назначили директором яхтклуба. Руководство клуба захотело организовать детскую секцию. Сосед вступил в нее и позвал меня.

Потом у меня был перерыв, связанный с переездом в Калининград, учебой и службой в армии. Мой сослуживец, Олег Густяков, яхтсмен, узнав о том, что в детстве и юношестве я занимался парусным спортом, позвал к себе вэкипаж яхты «Вест». Походил с ним несколько лет, потом перешел на Калининградский яхтинг фото 5другую яхту, «Аскольд», ходил на ней старшим помощником у капитана Сергея Жадобко. Впоследствии меня пригласил к себе на яхту «Тюлень» Алексей Грядобитов. Казначей нашего областного яхт-клуба, потом в определенный момент «перерос» должность старпома и приобрел собственную яхту, «Сириус». На ней многократно становился призером различных соревнований, потом она была продана и благополучно дошла своим ходом до Архангельска, пройдя 1230 морских миль. Вместо нее приобрел другую, «Джаз».

Калининградский яхтинг, яхта "Вест"Калининградский яхтинг, Роман и Вероника МедведевыКалининградский яхтинг, швартовкаКалининградский яхтинг, яхта "Сириус"Калининградский яхтинг, яхта "Джаз"

— А как дети попадают в спортивные школы?

Калининградский яхтинг, международная регата— Раньше процесс был налажен так: в школы приходили представители детских спортивных школ, отбирали молодежь — кто-то отсеивался сам по себе, кто-то оставался. Из оставшихся несколько процентов  переходили  на более высокий уровень. Но в последние 20 лет парусный спорт был в полном загоне — времена изменились, материальные условия изменились, материальной части практически не стало. Ту, что была, практически уничтожили — то есть, если какой-то класс яхт выходил из олимпийского, и вместо того, чтобы его оставить, например, дать людям возможность выкупить лодки, их сжигали — прилюдно, по акту. Так были уничтожены классы «Звездный», «Дракон», «Летучий голландец», «Финн», при этом «Звёздный» является национальным классом в Штатах, а «Драконы» — во Франции и исчисляются десятками тысяч единиц. В настоящее время они более-менее возрождаются, но...

Калининградский яхтинг, гонкиСейчас такого, как раньше, отбора детей нет. Спортивные школы начинают подниматься, но все это пока на пещерном уровне — как я уже говорил, нет материальной части, местная администрация на нее денег не выделяет. Получить финансирование от государства через федерацию парусного спорта России можно, но в небольших объемах, т. к. федерация парусного спорта — общественная организация. Да, там есть попечители, там есть спонсоры, бюджет достаточно приличный, но ставятся условия: допустим, местная администрация закупает для какой-то школы 5 «оптимистов», и тогда российская федерация дает со своей стороны еще 5 лодок. Закупят 10 — получат 10. Это называется «государственное партнерство».

— А у местных, как правило, денег на закупки нет?

— Тут есть такой нюанс: если в органах власти есть человек, который занимался или занимается каким-то видом спорта, он его и будет продвигать — он сам спортсмен, заинтересован. У нас, на всех уровнях администрации — от муниципалитетов до правительства области — яхтсменов нет. Ни одного. Никого не интересуют вложения в яхтинг. Есть люди неравнодушные, в администрациях, Правительстве Калининградской области, которые помогают в меру сил и возможностей, но в большинстве случаев найти понимание на всех уровнях власти трудно. Еще один нюанс: для развития любительского яхтинга нужна инфрастуктура.  В российском парусном яхтинге 90 % — «частники»: владельцы яхт, члены экипажей. Для базирования флота нужна инфраструктура: яхтенные марины, причалы, стоянки, станции заправки топливом. Этого в области нет вообще. Для сравнения — на Мазурских озерах в Польше, сравнительно небольших по площади, порядка 25 000 яхт. Яхтенные марины, которые там имеются, вмещают от 30 до 200 яхт.

Калининградский яхтинг, областной яхтклубУ нас в Калининграде ни одной марины нет. Существующий яхт-клуб — это даже не яхт-клуб, а гавань, которая была Калининградским яхт-клубом с 1956 года, а ныне передана Балтийской государственной академии, мы в ней пока стоим. У нас нет базы для развития. На другой стороне залива, на польской (также бывшей территории Восточной Пруссии) осталось немецкое имущество, в том числе яхты, порты — они существуют до сих пор и, мало того, развиваются, Европейский фонд регионального развития вкладывает в них большие деньги. На нашей стороне — одна гавань. И то ее существование под вопросом.

Калининградский яхтинг фото 9У нас не любят мелкие проекты. Министр развития инфраструктуры областного правительства Александр Рольбинов поддерживает создание федерального парусного центра. Но все задуманные ранее мега-проекты, например, проект яхтенной марины в Пионерском, зависли в неопределенности.
По замыслу, в этих маринах предполагается наличие конференц-залов, пятизвездочных отелей и т. д. Но, как показывает опыт соседей, у них 90% портов — это небольшие марины, с минимумом услуг. Что нужно яхте, зашедшей на стоянку в процессе плавания? Электричество, вода, туалет, душ, стиральная машина — постирать вещи после перехода. Желательно еще иметь Wi-Fi, емкость для слива фекалий из фекальных танков яхт, чтобы не засорять окружающую среду. Это все небольшие деньги, и они неинтересны чиновникам для освоения.

Есть еще момент, связанный с положением нашей области. Выход из Калининграда в море возможен только через Балтийск — базу военно-морского флота России. В Балтийске яхтсменам стоять негде, город не имеет ни одного квадратного метра причалов — все причалы военные. На весь город один действующий пункт пограничного оформления. При этом яхты, идущие, к примеру, на залив — в Польшу, во Фромборк и далее, вынуждены заходить в Балтийск и оформлять документы. Это процесс долгий и нудный — они проходят по Калининградскому морскому каналу, выходят в залив, все это связано со взаимодействием  с различными службами: движения, порта и т. д. Выход в море тоже через Балтийск. Это для наших спортсменов. Иностранцам попасть в Калининградскую область еще сложнее. Для того, чтобы зайти в Балтийск на пункт оформления, за 10 дней, а еще лучше за месяц, необходимо представить список, в котором указывается название яхты, паспортные данные капитана и членов экипажа, необходимо получить добро от администрации порта, от ФСБ, от Генерального штаба. Мы — черная дыра. Поэтому, собственно говоря, к нам особо никто и не ходит. Хотя развитие приграничного сотрудничества предусматривает реализацию широко известного проекта «Европейская водная дорога Е-70», Амстердам — Клайпеда. т. е., не выходя в Балтийское море, внутренними водными путями — каналами, реками, озерами — можно перейти из Амстердама в Клайпеду. Одер, Висла, Вислинский залив, Калининградский залив и далее — по Преголе, Дейме в Куршский залив. Проект этот до сих пор не реализован в силу нескольких причин. Во-первых, только в этом году были внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 1932 года, согласно которому суда под иностранным флагом не имели права движения по внутренним водным путям. А внутренние водные пути у нас начинаются от двухъярусного моста и далее до Полесска. Но в этих изменениях тоже есть дополнения, приложения, в которых говорится, что если переход внутренними водными путями не превышает восемь часов движения, то в составе экипажа должен быть русскоязычный человек. Если свыше восьми часов — два русскоговорящих. Спрашивается — кто же пойдет из Германии до Клайпеды и будет искать двух русскоязычных членов экипажа? Мало того, если на Калининградском заливе, реке Преголя, Калининградском морском канале, в порту — еще где-то можно приткнуться, то на Куршском заливе это сделать невозможно, нет причалов. Пункта морского пограничного оформления на Куршской косе тоже нет.

— Вроде бы собираются его в Рыбачьем делать?

— Договор подписан, но опять-таки есть подводные камни. Если в договоре о судоходстве по Вислинскому и Калининградскому заливу было прописано «все суда», включая пассажирские, грузовые, любой маломерный флот, то договор по Куршскому заливу предусматривает коммерческое мореплавание, и некоммерческий маломерный флот (катера, парусные и моторные яхты) под эту категорию не подпадают. Опять-таки пограничные законы: согласно вновь принятым статьям, пункт пропуска оформляется по просьбе любой желающей организации. Например, хочет «Содружество-Соя» иметь собственный пункт пропуска для своих пароходов, перевозящих товары. Для этого фирме необходимо представить запрос в Росграницу, откуда ей будет спущена смета, в которой указано, что должно быть построено (здания и сооружения, причалы, количество квартир для работников пункта пропуска, количество плавательных и автосредств, которые необходимо предоставить этому пункту и т. д. Понятно, что стоимость пункта пропуска будет исчисляться миллиардами рублей. Во всем мире это — задача государства, это долгие деньги и их нельзя быстро «отбить».

Простой пример: в Пионерском есть порт, в котором собирались строить шикарный яхтклуб. Но на данный момент там имеется один плавающий причал, у которого пришвартованы яхты с большой осадкой, которые не могут стоять на заливе. Их владельцы, местная организация яхтсменов, давно просят администрацию — дайте нам поставить еще два-три плавающих причала. Администрация по неизвестным причинам им разрешения не дает. В результате получается — стоимость стоянки там порядка 1000 долларов в месяц. У иностранцев, которые туда приходят, волосы дыбом встают, потому что годовой взнос в яхт-клубе, к примеру, в Германии — порядка 300-400 евро в год. Поэтому никто из инвесторов деньги в такие инфраструктурные проекты вкладывать не будет, а государство этого не делает.

Этими объективными причинами (отсутствие стоянок, пунктов пропуска и т. д.) развитие яхтинга в нашей области тормозится очень сильно.

Калининградский яхтинг фото 10Допустим, есть в Мамоново Краснофлотское — рыбацкий порт. На польской стороне нет чисто яхтенных портов, это бывшие и действующие рыбацкие порты, которые эксплуатируются как совмещенные, на одной стороне порта стоят рыбацкие лодки, на другой – яхты. Исключение — Крыница-Морска, там отдельные порты для рыбаков и яхт. Но она изначально создавалась как яхтенный порт, туристическая Мекка на Вислинской косе, поляки называют ее «Крыница — заливова столица». В Мамоново довольно большой рыбацкий порт, мало того, насколько я знаю, администрация Багратионовского района делала проект по реконструкции этого порта с открытием там пункта пропуска. Это было бы очень удобно, особенно для тех яхт, которые впоследствии могли бы пойти по Е-70 http://koenigsberger-allgemeine.com/index.php/ru/turizm/98
в Калининградский яхтинг фото 11Клайпеду. Чтобы оформиться, не нужно заходить в Балтийск, проходить Калининградский судоходный морской канал. Гавань в Мамоново довольно большая, стоящие там суда занимают от силы 15 % площади, без больших затрат ее можно еще увеличить почти вдвое. Но никто в этом не заинтересован, потому что для открытия пункта пропуска Росграница выдвигает условия, которые уже были перечислены выше. Кто это будет делать и у кого есть такие деньги? Только государство, потому что это — инфраструктура, которая будет приносить небольшой доход в течение многих десятков лет. То же самое, что мосты, дороги и пр. Но — считается, что все, связанное с яхтингом, должно делаться на частные деньги. Мы, может, и сделали бы. К примеру, наши коллеги из яхт-клуба Эльблонга нашли пустующий кусок побережья, там до войны был маленький порт для кирпичного завода. Взяли кредит в банке, реконструировали его. По факту сдачи порта в эксплуатацию Европейский фонд регионального развития компенсировал им большую часть кредита. Но мы не проходим по этим программам, и, мало того — у нас нет территории. Калининградский областной яхт-клуб уже добрых 15 лет обращается во все инстанции с просьбой выделить ему кусок земли, но ее нигде нет, все занято, а там, где не занято — получить ее невозможно. Есть кусочек прибрежной полосы, 0,3 гектара, шириной от 2 до 6 метров, который мы хотели бы получить, там даже никого здания не построишь, только плавучие причалы, но он из года в год выставляется на торги — трехгодичная аренда за 2 миллиона рублей. Мы не можем его получить, потому что городу выгоднее сдать его в аренду за указанную сумму.

— Так его же никто не берет?

Калининградский яхтинг фото 12— Это уже другой вопрос. Приведу еще один пример. Есть у нас яхта «Самсара», капитан — Андрей Корнилов, в позапрошлом году он первым из наших калининградских спортсменов побывал в Осло. В прошлом, по проекту Совета министров северных стран, прошел внутренние воды Швеции по Гота-каналу, то есть вошел с одной стороны, прошел систему рек, озер и каналов и вышел с другой. По этому пути, кстати, ежегодно проходит порядка трех миллионов яхтсменов на десятках тысяч яхт, что приносит очень большие деньги в шведский бюджет. И когда у нас говорят о привлечении миллионов туристов в область, становится смешно — подобные планы, скажем так, мало осуществимы, потому что для этих туристов должна быть соответствующая инфраструктура.

Если 25 000 польских яхт, о которых я говорил, будет предоставлена возможность прийти к нам, они придут, пусть не все, но десятки и сотни. И это будут живые деньги, которые они будут платить за стоянку на причалах на всем пути следования, за топливо, которым они будут заправлять свои яхты, за товары и услуги, которые они будут покупать. Это пошло бы в местный бюджет. Но никаких шагов навстречу со стороны государства нет.

Калининградский яхтинг - проект гавани в ПионерскомЯ недавно принимал участие в конференции по развитию туристического кластера. Слов много, а их реализацию, скажем так, слабо видно. Ну, представьте — приходит лайнер с 2000 туристов в Пионерский (в порт, который так и не построен). Это большие деньги, которые они могут здесь оставить. В среднем на каждого туриста — 3 минуты, это 100 часов на то, чтобы оформить им въезд в Россию. Раньше было так: подходит пограничник к трапу, берет у туриста паспорт, дает ему взамен пропуск — и все, свободен. Сейчас он должен его проверить, пролистать все страницы, либо, при наличии мобильного комплекта (который только собираются приобрести), просканировать документы, поставить печать и т. п. Далее. Для этих туристов в маленьком Пионерском должно стоять 50 автобусов. Представляете, где им там встать? А потом они куда поедут — Кафедральный собор, Музей мирового океана, Музей янтаря и т. д. — где там парковаться? И это всего 2000 человек, а разговоры идут о привлечении миллионов. Просто смешно.

Самое главное, что я услышал на конференции — власть не ориентирована на «мелкий» флот, парусный и моторный. А пойти по этому «мелкому» пути — это реальные деньги, которые пойдут на развитие водного туризма и всего, с ним связанного. К примеру, все яхтенные порты на Вислинском заливе входят в сеть велосипедных маршрутов по Вислинской косе и всему Варминьско-Мазурскому воеводству. То есть, любая яхтенная гавань, на которой есть причал, туалеты, душ, какой-то магазинчик, бар. Там даже гостевых домиков нет, потому что в них нет смысла, водные туристы — это люди, которые ходят на своем маленьком отеле. Есть совсем небольшие яхты, на которых нет кают, для них при каждой такой маленькой гавани оборудовано так называемое поле для палаток. И эти люди отдают живые деньги — 10 злотых за место для палатки, 5 злотых за туалет, 5 злотых за душ, пива в баре выпить и т. д. Деньги небольшие, но ведь таких туристов много, 25 тысяч яхт из дня в день, в течение всего сезона, с мая по октябрь приносят деньги! Если взять среднее число 6 человек на одной яхте, представьте, сколько человек одновременно находится на Мазурских озерах, умножьте на количество дней в сезоне и подсчитайте, сколько денег это приносит в местные муниципалитеты в виде налогов, которые идут в том числе на развитие яхтинга.

И у нас, и за границей государство финансирует в основном только профессиональный спорт, и то частично, остальные деньги — попечительские и спонсорские. Мы, например, свои регаты проводим на собственные средства, сами находим и привлекаем попечителей и спонсоров. За все время мы ни разу не брали денег у администрации какого-либо уровня, то есть, Калининградский яхт клуб — юридически и финансово самодостаточная организация.

— Но, даже несмотря на массу таких проблем, люди в яхтинг идут?

— Естественно. Не  так много, конечно, как могло бы быть. Яхтсменов, тех, кто входит в областную федерацию парусного спорта, и тех, кто в нее не входит, у нас наберется примерно 200-250 человек. Есть еще часть людей, не входящих в федерацию и не занимающихся яхтингом здесь. Они получили в федерации права на управление яхтой и летают заниматься яхтингом на Карибы, на Канары и т. д. Но это, конечно, не всем доступно. Всего в области более или менее регулярно яхтингом занимаются порядка 400 человек, включая детей. Детских школ у нас в области 3-4.

— Вы сказали, что многие приходят в яхтинг с детства, занимаются на «Оптимистах» и пр. А как приходят в яхтинг взрослые?

— Так и приходят. Через ваш сайт, смотрят сайт Калининградского областного яхт-клуба, на котором масса фотографий — приходят и говорят, что хотели бы попробовать. Кого-то приводят знакомые, члены экипажей. Кому-то из них это нравится и они остаются. Яхтинг — это не столько спорт, сколько образ жизни, и остаются в нем только те, кто этим заболевает. У нас в клубе многие ходят на яхтах целыми семьями. Как правило, среди яхтсменов нет садоводов и огородников, так как это несовместимо с яхтингом.

Есть те, которые, как и я, занимаются яхтингом с детских лет, это Сергей Романец, Эдуард Виноградов, Александр Медведев, Вадим Пигулевский, Дмитрий Зарицкий, Сергей Павленко и другие, их достаточно много.

Калининградский яхтинг фото 13 Калининградский яхтинг фото 14Калининградский яхтинг фото 15Калининградский яхтинг фото 16

Когда-то количество занимающихся парусным спортом в Калининграде превышало количество плавсредств, на которых можно было выйти на воду, поэтому очередь стояла, экипажи ходили на них по очереди. В период с конца 80-х по начало 2000-х количество яхтсменов резко убавилось, потому что пропала материальная база, сам яхт-клуб был фактически ликвидирован, яхты на 90% были ведомственными — принадлежали морскому порту, рыбному порту, КТИ, соответственно, были непрофильными активами, которые оказались им не нужны и от них стали избавляться. Люди стали их выкупать за свои деньги. Времена были тяжелые, многим стало не до яхтинга и остались только те, кто влюблен в это дело безгранично и беззаветно, у кого в семье царило согласие в отношении яхтинга. До определенного момента людей хватало, все экипажи были заполнены. Но, сами понимаете, человек, походивший старшим помощником на яхте частного владельца, набирается опыта, перерастает свою должность и может стать капитаном, но на этой яхте уже есть капитан. Плюс произошел некоторый рост благосостояния. Поэтому люди ищут возможности, берут кредиты и покупают собственные яхты, как правило, пригоняют из-за границы бывшие в употреблении, растаможивают. В этом случае происходит почкование, то есть, допустим, был экипаж 4 человека, кто-то из них купил яхту, и с ним еще кто-то на нее ушел, стало 2 яхты с экипажем по 2 человека. Есть яхты, где один человек — владелец, капитан и экипаж. Он приводит туда жену, детей, друзей. И вот кто-то из тех, кого привели, остается, прикипает. Со временем, походив в море, набравшись опыта, закончив яхтенную школу и получив диплом, приобретает собственную яхту, в свою очередь начинает набирать экипаж, тащить близких, приятелей, знакомых  и так далее. Таким образом пришли, пожалуй, половина нынешних членов клуба.

Люди, скажем так, посторонние, в яхтинг не приходят. Допустим, человек работает на каком-то предприятии, которое с морем никак не связано, у него семья, дети, то-се, он и на море-то искупаться ездит раз-два за лето. Естественно, он просто так, не сталкиваясь с этим, не пойдет в яхт-клуб. Другое дело, если он в детстве читал книжки про море, они ему нравились, «Алые паруса», «Дети капитана Гранта», «Морские рассказы» Джека Лондона — кстати, очень многих они привели в яхтинг — его с детства к этому тянуло, и вот он увидел где-то — благо, Интернет сейчас есть у всех — фотографии, ссылку на сайт или регату, которые появляются в прессе, особенно в Интернет-прессе.

Калининградский яхтинг фото 17Тем более, что мы пытаемся популяризировать яхтинг: все водные парады парусов, которые проходили в последние годы на дни города, проводились при непосредственном участии в организации Алексея Шуткина, командора клуба «Ост-Вест», заместителя директора Музея Мирового океана, Игоря Багрова, бывшего вице-президента областной федерации парусного спорта, вашего покорного слуги. И люди, которые бывали на днях города, получили достаточно яркие впечатления. Для кого-то это может послужить толчком, чтобы прийти и посмотреть, что это такое. Пришел, посмотрел, покатался. Если ему это понравится, прикипит, если у кого-то будет место в экипаже, его могут взять. Посмотрят на него, естественно, есть ли у человека способности. Есть люди, которые яхту купили, но их не научить. Яхта - не катер и не судно, которое ходит под мотором, тут нужно чувствовать воду, ветер, саму яхту. Люди несведущие Калининградский яхтинг фото 18иногда спрашивают — как это яхта идет против ветра? Яхта не может идти против ветра, она идет под небольшим углом к ветру, но для постороннего создается впечатление — да, против ветра. Уловить эту грань,  между тем, как  она должна идти и как она не может идти — это есть то, что поляки называют «масло в голове». Чувство паруса, ветра и воды, их взаимодействия, которое складывается в одной точке — в яхте. Сопротивление воды, давление и сила ветра, боковое сопротивление яхты — тут на калькуляторе ничего не посчитаешь. Да, есть соответствующие приборы, которые помогают, указывают наиболее выгодное направление по отношению к ветру, но это не более, чем, допустим, спидометр на автомобиле. Хороший водитель на дороге руководствуется чувствами, едет «на автомате» и думает о чем-то своем, не нарушая при этом правил. Здесь то же самое — я могу, управляя яхтой, решать какие-то штурманские задачи, или тактические, если это гонка. Или чашку кофе выпить с бутербродом. Это призвание, и дано оно не каждому.

Был случай с одним нашим польским коллегой. Купил яхту, нанял экипаж, вышел из Гданьска в Лебу, путь неблизкий, яхта — не катер, идет сравнительно медленно. В общем, его это утомило, по приходу он сказал капитану — так, продавай яхту, покупай катер, обратно на нем пойдем. Это конечно, уже морская байка, но с долей истины. Потому что одно дело — выйти в море на несколько часов в качестве гостя, получить удовольствие, позагорать и т. д, и другое — идти морем несколько дней. Как раньше наши яхтсмены ходили на «Кильскую неделю» — 7 дней, без заходов в порты по причине бедности, питаясь перловкой и тушенкой. А если при этом еще попадаешь в шторм — впечатление совершенно другое. Так что, в яхтинге остаются только люди, что называется, «больные на всю голову» этим делом.

— Какова финансовая составляющая яхтинга? Яхтсмены в плане материального достатка - не бедные люди?

— По образному выражению, яхта — это дыра в море, обрамленная деревом или пластиком, в которую уходит неимоверное количество денег. Но в материальном плане среди яхтсменов есть люди абсолютно разные. Много так называемых «нищих миллионеров» — человек имеет яхту и больше ничего.

Парусный спорт сам по себе очень дорогой — яхта стоит дорого, ее содержание требует немалых денег. Все, что используется на яхтах — веревки, паруса, навигационное оборудование — все производится за границей.

Калининградский яхтинг фото 19Метр шкота стоит примерно 1 евро, пошив паруса — от двух до четырех тысяч евро. Чтобы поднять или опустить яхту на воду, нужен кран, средняя цена — 1000 рублей в час, с учетом дороги туда и обратно — минимум 4 часа. При наличии в яхт-клубе стационарного крана это стоит копейки, которые к тому же идут в кассу клуба, но у нас его нет. Ну и специальные лаки, краски, которые не боятся ультрафиолета, морской воды — литровая банка может стоить около 100 евро. Все оборудование на яхте сделано из нержавеющей стали или латуни и тоже стоит недешево. Радар — 2500 евро, картплоттер — примерно в этих же пределах.

— Сколько примерно тратится денег за сезон?

— Это невозможно подсчитать. Если яхта новая, она, как и автомобиль, некоторое время больших вложений не требует. Чем она старее, тем больше денег приходится в нее вкладывать. Со временем начинают ветшать паруса, их нужно чинить, в определенный момент чинить их становится невозможно и нужно шить новые. Чтобы обновить оборудование, его нужно купить за границей, ввезти и сертифицировать в лаборатории в Санкт-Петербурге. Его стоимость после прохождения сертификации вырастает в разы.

— Кто вкладывает деньги в яхту, только владелец или члены экипажа тоже?

— По-разному. Есть яхты, на которых экипажи — близкие друзья и содержат ее вскладчину. Но это достаточно проблемно, как, например, автомобиль у двух хозяев, может случиться так, что у кого-то просто не будет денег, и от этого может возникнуть конфликтная ситуация. Поэтому, как правило, владелец несет основные расходы по содержанию своей яхты, а экипаж прикладывает свои знания, умения и усилия по ее обслуживанию.

— Яхтой нужно заниматься круглый год?

— Ну, у нас есть период отдыха, с начала и до конца холодов. По окончании навигации яхту поднимают на берег, с нее снимается все, что может отсыреть, люки оставляются приоткрытыми, и она стоит под чехлом до окончания зимы. С наступлением тепла яхта открывается, производится преднавигационный ремонт, потом она спускается на воду. У нас достаточно длинная зима и неустойчивый климат, зимы бывают более или менее холодные, количество осадков разное, в среднем мы занимаемся с начала марта по конец октября. Хорошо тем, у кого есть, допустим, большой теплый эллинг, куда можно ставить яхту на зиму, тогда ее ремонтом можно заниматься зимой, но у нас таких людей очень мало.

— На яхте есть капитан, старпом, другие члены экипажа. Чем они занимаются, какие у них обязанности?

— На небольших яхтах с экипажем 3-5 человек большой разницы между членами экипажа нет, все выполняют функции друг друга. Так сложилось, что у нас почти все яхты, за исключением, может быть, двух-трех — частные и капитан является владельцем. Все вместе, и капитан, и экипаж, яхту шкурят, красят, полируют, готовят к спуску на воду. В дальних походах все готовят пищу на камбузе, стоят ходовую и штурманскую вахты, занимаются прокладкой курса, работают с парусами. Капитан несет ответственность за принимаемые решения, его слово — закон, как на любом корабле. Если судно зарегистрировано по всем правилам, на нем российский флаг — это территория Российской Федерации, и капитан в этом случае — представитель государства и обладает всей полнотой власти. Поэтому любой иностранный пограничник или таможенник, прежде чем войти на яхту, спрашивает разрешения у капитана, так как это территория суверенного государства.

Калининградский яхтинг фото 20Калининградский яхтинг фото 21Калининградский яхтинг фото 22Калининградский яхтинг фото 23

— Если приходит человек, не имеющий  никакого понятия о яхтинге, вы его обучаете?

— Конечно. Процесс обучения, в общем, достаточно несложен, сначала люди смотрят, потом начинают участвовать в работах. Для тех, кто заинтересовался этим настолько, чтобы остаться, есть возможность пойти в яхтенную школу, пройти теоретический курс. Многим хватает одной-единственной широко известной книги Боба Бонда «Плавание под парусами. Справочник яхтсмена», замечательная книга, с теорией, с картинками, где очень популярно изложена история движения под парусом с древнейших времен и до наших дней. Кому-то этого не хватает, и он идет в школу, тем более, что она сейчас выдает международный диплом. Кто-то, набравшись определенного опыта, пройдя определенное количество миль, необходимых для получения следующего уровня, повышает свою квалификацию и получает диплом яхтенного капитана.

— Бывают ли травмы и как обеспечивается безопасность?

— Серьезных травм на моей памяти не было. Бывают сбитые или прищемленные пальцы, обожженные веревкой ладони, шишку на голове гиком может набить. Для защиты рук существуют яхтенные перчатки, голова — ну, вовремя пригибаться нужно. В целом, скажем так, травматизм ликвидируется предусмотрительностью.

Безопасность на яхте — это, прежде всего, забота капитана и обязанность экипажа. Капитан, как я уже говорил — царь, бог и воинский начальник, он принимает решения. Если он приказал прыгать за борт, значит, нужно прыгать, не рассуждая. Ни один нормальный человек не выйдет в море, не обеспечив яхту всеми средствами спасения, навигационным оборудованием и пр. Должен быть спасательный плот, спасательные жилеты, круги, светящиеся буйки, радиостанция основная, запасная и аварийная, запас продуктов и воды. Это обязательно. Человек, который это не соблюдает (владелец или капитан яхты), берет на себя ответственность. В Европе, по правилам регистрации судов, можно ничего этого не иметь. Но если яхта утонет и кто-то при этом погибнет (а система страхования там есть всегда и везде), то виновный будет нести ответственность перед детьми, родственниками и так далее, страховая компания его разденет и разует. У нас немножко по-другому, у нас стараются маломерный флот подогнать под морской регистр. С одной стороны, яхте, не выходящей за пределы залива, не нужны такие же средства обеспечения безопасности, как на большом круизном лайнере. С другой, маломерный флот тоже подразделяется на коммерческий и некоммерческий. Мы — некоммерческий. А если человек занимается извозом туристов по Преголе, то он обязан иметь необходимое количество спасательных жилетов по числу пассажиров, спасательные плоты достаточной вместимости, постоянно проходить проверки ГИМС.

— Какие мероприятия проходят у вас в течение сезона?

— В сезон у нас проводится достаточно большое количество мероприятий. Это регаты как в Калининграде, так и за рубежом. Количество регат, проводимых в мире за один сезон, настолько велико, что посетить их все невозможно при всем желании, это личное дело капитана — где и в какой из них принять участие. В течении навигации наш областной яхт-клуб проводит три клубные регаты, это «Кубок двух Командоров» (Балтийск — Гданьск), «Кубок Калининградского залива» (Балтийск — Фромборк) и «Кубок Калининградского областного яхт-клуба». А вообще в календаре нашей федерации порядка 15 регат, в том числе вместе с поляками, с которыми мы сотрудничаем на очень высоком уровне. У нас принята общая система обмера яхт, проводятся совместные судейские конференции, налажен учебный процесс, мы с ними составляем совместный календарь мероприятий, чтобы по возможности не было накладок при проведении регат. Поэтому наши яхтсмены имеют возможность принимать участие в их регатах, а польские — в наших. Таким образом, большая часть регат у нас являются международными, а часть — даже трансграничными, т. е. с пересечением границы во время мероприятия. Конечно, из других стран, более далеких — Швеции, Германии — к нам приходит немного яхт. Это связано, во-первых, с тем, что яхта ходит по морю достаточно медленно, и прийти, допустим, из Киля в Калининград — это примерно неделя в один конец и еще неделя — в другой. Во-вторых, немного найдется яхтсменов, которые из комфортных условий существования на своей морской территории пожелают прийти в суровые наши, потому что было много случаев, когда возникали конфликтные ситуации между иностранными яхтсменами и администрацией, пограничниками, таможней и пр., сопровождаемые разгромными статьями в зарубежной прессе. Сейчас мы готовим переход яхты с интернациональным экипажем из Финляндии в Атлантику, на французское побережье. Планировался ее заход в Балтику с период с мая по июнь, но возникли большие проблемы. Нужно получить российские визы членам экипажа, решить вопрос ее захода, стоянки, заранее представить массу документов, то есть, это непростой процесс даже для одной яхты, притом транзитной, которая будет стоять в Балтийске всего сутки. А когда дело касается прихода многих яхт, которым далеко идти, которым к тому же могут просто запретить входить в военно-морскую базу… в общем, желающих мало. Поляки — они бывшие члены соцлагеря, адекватно воспринимают нашу действительность, прекрасно понимают наши трудности и объективно к этому относятся, с ними проще. А объяснять наши проблемы немцу или датчанину бесполезно, они просто не понимают, что это такое.

— Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, профессиональный уровень наших яхтсменов достаточно высок?

— Нельзя сказать, что мы занимаемся яхтингом профессионально, так как мы зарабатываем на жизнь другими средствами, у нас любительский яхтинг, но тем не менее очень многие наши капитаны и экипажи — это профессионалы с большой буквы, у которых за кормой десятки тысяч морских миль, десятки портов, которые постоянно растут в своем профессионализме. Только за последние 3-4 года мы несколько раз подтверждали свою квалификацию в связи с тем, что менялись правила регистрации судов, правила выдачи основополагающих документов на право управления яхтой, все прошли по несколько экзаменов и с лихвой подтвердили свой профессионализм как в юридическом плане, так и участием в различных регатах, парусных фестивалях и пр.

Калининградский яхтинг фото 24Уровень калининградских яхтсменов всегда был очень высоким. Среди них были чемпионы Союза, России, различных первенств. Никита Дитлов, Виктор Лутковский, Владимир Кормушкин и многие другие — эти имена помнят многие на просторах бывшего Союза. Например, экипаж нашей яхты «Дейма» под руководством яхтенного капитана Юрия Федоровича Правдина первым среди советских яхтсменов обогнул Европу из Калининграда в Одессу. Потом было плавание яхты «Арктика» с экипажем яхтсменов-военных моряков под командованием Вадима Горшкова вокруг Европы, из Калининграда в Севастополь.

Наши люди ходят по всей Балтике. На польских регатах наши яхтсмены (на своих яхтах) регулярно занимали и занимают призовые места. Был период, с 2005 по 2009 год, когда Калининградский и Вислинский залив был закрыт для пересечения границы на яхтах, и мы все принимали участие в польских регатах. Ездили туда на поезде или машине, брали польские яхты в чартер или вливались в польские экипажи. Тогда помимо польского флага под салингом был российский флажок, что говорило о том, что экипаж интернациональный.

Сергей Павленко, Дмитрий Зарицкий, Александр Ващук, Александр Сараневич — это люди, которые в последние годы занимали первые, вторые, третьи места в различных регатах различного уровня. Сергей Павленко в прошлом году буквально вырвал первое место на регате Gdynia — Wladyslawowo — Gdynia на Балтике. Там была скандальная история, их наградили кубком, потом хотели его отнять, мотивируя тем, что он не застрахован, его нельзя вывезти и т. д. Организаторы не ожидали, что Сергей выиграет эту регату. Возмутились сами польские яхтсмены, потребовали, чтобы кубок ему вручили.

Когда залив открыли, к нам достаточно массово стали приходить польские коллеги, участвовать в наших регатах. В этом немалая заслуга Калининградского областного яхт-клуба, который заключил несколько лет назад договора о приграничном сотрудничестве с польскими яхт-клубами Фромборка, Эльблонга, Гданьска, провел очень большую работу по развитию приграничного сотрудничества.

Калининградский яхтинг, регатаКроме того, зимой проводятся регаты на Средиземке, на Карибах, на Канарах. Кто-то туда едет в частном порядке, на собственные деньги, нанимает там яхту и участвует в гонках. Областная федерация, к сожалению, от этого самоустраняется, хотя это неплохой повод заявить о себе. На Атлантике проходит очень много регат. Есть регаты, в которых только российские участники, например, Российская бизнес-регата, в них принимает участие по 20, 30, 50 яхт, с экипажами по 10-15 человек, но они проходят в Европе, потому что у нас нет соответствующей инфраструктуры, все достаточно дорого, много других проблем. Им проще сесть на самолет, улететь на Кипр, взять там яхты в аренду и погоняться, потому что организовать регату такого класса в России очень проблематично. Балтика — это Санкт-Петербург и Калининград, про калининградские проблемы я уже говорил. Санкт-Петербург — там получше, но, учитывая уровень цен, сервиса и всего остального, организация регаты в России обходится дороже, чем транспортировка за рубеж.

А результаты там наши яхтсмены показывают очень высокие.

— Существуют ли для занятия яхтингом какие-то противопоказания по здоровью?

Калининградский яхтинг фото 25— В принципе, нет. Есть ведь параолимпийские виды спорта, люди на инвалидных колясках играют в волейбол, баскетбол. В Польше, в Гданьске, имеется народный центр парусного спорта,  с небольшими яхтами  класса 2.4mR, созданными специально для инвалидов. Человек туда садится, перед ним что-то вроде штурвала, все веревки выведены к нему, и он управляет яхтой, не прыгая с борта на борт, как мы. Единственное, что ему трудно — это посмотреть назад, но умельцы ставят зеркала заднего вида, как на автомобиле.

Калининградский яхтинг, Олег Нечаткин— А по возрасту?

— Тоже никаких. Нашим капитанам-ветеранам уже за 70, например Олег Александрович Нечасткин. Дети на «Оптимистах» начинают кататься лет с 5-6, а верхний возрастной предел для яхтсмена — пока способен забраться на яхту.

— Считается, что яхтсмены — люди веселые, можете вспомнить какие-нибудь интересные или смешные случаи?

— Юмор у нас, как в армии — своеобразный, и людям «со стороны» зачастую не очень понятный. Был такой случай на регате «Рыбак Литвы» в конце 90-х годов на Куршском заливе: вечер, уже почти стемнело, яхты после окончания этапа регаты идут в порт швартоваться. Ветер попутный, на стенку, одна из яхт несется на полных парусах — лодка большая, скорость тоже, инерция высокая. Убирают паруса, капитан дает команду: «Приготовиться к швартовке!». Один из членов экипажа (скорее всего, кто-то из новичков) идет на нос, следующая команда: «Приготовить якорь!» — «Приготовил!»,  «Якорь пошел!» — «Якорь пошел!». Яхта продолжает нестись на стенку. Там все в ужасе начинают разбегаться, распихивать яхты, освобождая место… Капитан: «А веревку-то привязали?!» Ответ: «А команды не было!»

— Большое спасибо за беседу и семь футов под килем!

19.04.2012 г.

Сферическая панорама калининградского яхт-клуба

Источник: www.kld-aero.ru

См. также:

17.08.2018. Кубок Калининграда по парусному спорту, итоги
23.05.2017. Открытие парусного сезона 2017 на базе МАУ ФСЦ «Янтарный парус»

30.09.2016. Закрытие парусного сезона 2016
05.07.2016. Кубок трех губернаторов - дети
13.05.2016. Калининградские яхтсмены возложили венки на острове Борнхольм

29.09.2015. Юные яхтсмены закрывают парусный сезон
9.09.2015. В Калининграде прошла парусная регата «Миля Витязя»
6.11.2014. С бронзой из Турции
10.08.2014. В Калининграде прошла регата «Кубок Калининградского залива» 2014
27.07.2014. Парусная регата прошла в самом центре Калининграда
5.07.2014. Финишировала регата "Кубок трех губернаторов"
8.06.2014. На Калининградском заливе прошли гонки «Оптимистов»
10.09.2013. Регата на озере Гарда ждет калининградцев
3.07.2013. Калининградские яхтсмены на Кильской неделе
19.06.2013. Янтарный парус-2013
5.06.2013. Регата «Кубок ветеранов»
21.05.2013. Парусный сезон в Калининградской области открылся детской регатой
13.05.2013. Калининградские яхтсмены открыли новый парусный сезон
02.03.2013. Яхтсмен года
18.10.2012. Калининградский областной яхтклуб — новые проекты
12.08.2012. В Калининграде прошла VIII международная парусная регата «Кубок Калининградского залива»
12.05.2012. Гданьск ждет калининградских яхтсменов
5.04.2012. Выставка «65 лет Калининградскому яхтингу»

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Вело-байдарочный тур в Озерске Калининградской области

Маршруты сплавов проходят по реке Анграпа.

Озерск: сплав на байдарках по реке Анграпа

Стандартный сплав на байдарках до Озерска.


Сплав по реке Анграпа в Калининградской области. Озерск — Маяковское

Большой сплав Озерск — Маяковское.


Сплав на байдарках в Калининграде

Приглашаем на ежедневные сплавы на байдарках в Калининграде по Преголе. Сплавы проводятся для индивидуальных туристов и организованных групп численностью до 12 человек.

Сплав на байдарках по реке Лаве: Правдинск — «Ушкуй»

В ходе сплава у вас есть возможность познакомиться с уникальной природой этого уголка нашей области и посетить историческое городище «Ушкуй».

Прокат квадроциклов в Калининграде

Прокат квадроциклов в Калининграде — услуга для любителей экстремальной езды, активного отдыха, охоты и рыбалки в труднодоступных местах.

Экстремальное вождение или контраварийное вождение? А вы знаете в чем разница?

Можно ли в современном городе, с его вечными «пробками», плохими дорогами и зачастую неадекватными водителями ездить без аварий?

Сплавы на катамаранах по Анграпе

Приглашаем на захватывающие одно-, двух- и трехдневные сплавы на катамаранах по реке Анграпе. Девственная природа, чистый воздух, активный отдых в компании единомышленников, вкусная еда, жаркая баня, полная «перезагрузка» и масса ярких впечатлений!

Велотуры по Калининградской области

Для любителей активного и познавательного отдыха — велотуры по России. Самый западный регион страны — Калининградская область.

Полеты на параплане в Калининграде

Получить массу ярких, захватывающих ощущений, полюбоваться морем и землей с высоты птичьего полета, испытать себя на смелость можно, отправившись в полет на параплане.

Как сделать дистанционное обучение эффективным и комфортным?

Сегодня многие дети и подростки учатся дистанционно, находясь дома, а не в стенах учебных заведений. Что поможет им себя организовать?

Прогулка на яхте в Калининграде

Прогулка на яхте в Калининграде — возможность устроить себе, своим близким, друзьям или коллегам настоящий праздник, получить незабываемые впечатления и массу положительных эмоций.

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

Сплав на байдарках в Калининградской области

Сплав на байдарках — один из наиболее распространенных видов активного отдыха в нашем регионе, и с каждым годом число желающих проверить себя на прочность и интересно провести время растет.

Прокат байдарок в Калининграде

Прокат байдарок (каяков) в Калининграде для тех, кто хочет совершить прогулку по Преголе и увидеть город с неожиданной стороны.

Прокат велосипедов на Куршской косе

Прокат велосипедов на Куршской косе — для тех, кто ценит свое здоровье, время и окружающую среду. Доступно, удобно, недорого.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика