Календарь событий

Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Цветочный магазин Парадиз

Цветочный магазин «Парадиз» — это не просто место, где продаются подарки и сувениры, товары для украшения дома или дачного участка,  а также цветы во всевозможном оформлении, но счастье, удовольствие, комфорт, наслаждение — тех, кто их покупает, и тех, кому их дарят.

Юрий Селиверстов: «Люди хотят неформальных общественных пространств»

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yurij-seliverstov.jpgО том, что вы хотели знать о «Закхаймских воротах», но не успели спросить, а также о том, где мог бы разместиться региональный Центр креативных индустрий и почему он так необходим и творцам, и государству - в интервью Евгении Романовой с председателем Калининградского Союза фотохудожников Юрием Селиверстовым.

- Закхаймские ворота стали своеобразным открытием года – и, как я помню, первую выставку вы провели там в рамках Балтийской биеннале фотографии в августе 2013-го?

- Это была выставка "Animalism-Naturalism" от киевского дуэта Synchrodogs – и в течение месяца любой желающий мог прийти и посмотреть: наши активные молодые фотографы распределили между собой время «дежурства» и собирали в социальных сетях группы для экскурсий. Synchrodogs – интересные молодые ребята, которые делают современную фотографию. Выбор именно этой группы для Закхаймских ворот ничем не был обусловлен, просто в тот момент подвернулась эта история – и именно она оказалась наиболее быстро реализуема. После выставки мы начали активно развивать ворота как площадку.

- Давай сначала поговорим о том, что предшествовало открытию Закхаймских ворот как общественного пространства, выставочной площадки: откуда вообще возникло вдруг это помещение, каков его статус и т. д.

- Калининградский Союз фотохудожников уже много лет ищет себе выставочное пространство, где можно было бы показывать фотографию качественно, по современным экспозиционным стандартам. В экспонировании фотографии есть своя специфика, свои нюансы, но, к сожалению, ни одно из существующих в Калининграде галерейных пространств не отвечает нашим запросам. Мы находились в поиске более пяти лет, а, как известно, кто ищет – тот всегда найдет. Есть такое Федеральное бюджетное учреждение «Калининградский региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Калининградской области», у которого в оперативном управлении находятся Закхаймские ворота на Литовском валу, дом 61. В свое время была идея открыть здесь музей мер и весов – в этом центре сохранилось какое-то довоенное метрологическое оборудование из Кенигсберга и т. д. Но организация музея – дело хлопотное, проблемное, да и экспонаты в количестве, достаточном хотя бы для небольшого музея, собрать сложно. Тут, по счастливому стечению обстоятельства, появляемся мы (Калининградский Союз фотохудожников), я встречаюсь с директором – и нам с готовностью отдают в аренду Закхаймские ворота под наш культурный проект. Мы очень быстро подписали все документы – и теперь Союз фотохудожников является официальным арендатором этого помещения…

- О таком статусе арендуемого помещения, видимо, можно только мечтать?

- Да, тем более – сейчас пока арендную плату с нас не берут: мы на свои средства делаем ремонт и все, что в него вкладываем, идет в зачет аренды.

- Какова площадь пространства?

- Около 200 квадратных метров.

- Это неплохо?

- Скажем так: для серьезной выставочной площадки это очень мало, но… До этого нам предлагалось несколько вариантов. Лет шесть назад, например, тогдашний замминистра культуры области Андрей Попов предложил нам забрать бастион «Прегель». Мы пришли, посмотрели: пять тысяч квадратных метров полностью убитого помещения, с непонятными обременениями в виде каких-то несуществующих складов с вытекающими из этого многолетними судебными тяжбами и т. д. Конечно, проект фантастический, но без помощи государства его потянуть невозможно, а государство за него вряд ли взялось бы сразу и быстро. Мы отказались, после чего нам стали предлагать – например, купить башню «Врангель» за 200 тысяч евро или форт за миллион евро. Совершенно сюрреалистические предложения, но я ходил на все встречи, всех выслушивал, все смотрел - и понимал, что с памятниками архитектуры у нас, конечно, все очень непросто…
Пожалуй, самая главная, фундаментальная мотивация в нашей истории с Закхаймскими воротами – это попытка доказать государству и самим себе, что силами общественности памятники архитектуры можно и нужно превращать в живые пространства. Поэтому мы были рады и двумстам квадратам. Решили, раз уж ситуация назрела, обстоятельства сложились, а мы все-таки нуждаемся в своем пространстве и готовы пойти на эксперимент - надо взять себе Закхаймские ворота и попробовать с ними что-то сделать.
Ворота находятся у нас в аренде больше года, но первое мероприятие состоялось только в августе 2013-го. До этого мы вели кропотливую бумажную работу, которая не видна, но необходима. Нужно было пройти огромное количество процедур, ведь в аренду памятник архитектуры федерального значения просто так не возьмешь. Мы проходили экспертизы, платили за это свои деньги, с помощью регионального министерства культуры получили грант на приобретение внутреннего оборудования (мониторы, проекторы и т. д.) Начиная с выставки «Фотомании» в августе, стали проводить внешние мероприятия, привлекать к воротам внимание.

- Какие ремонтно-восстановительные работы были проведены – и какие планируются? Как обстоят дела с финансированием и привлечением средств?

- Сейчас через краудфандинг мы аккумулируем средства для замены окон и дверей, чтобы создать внутри относительно теплый климат. Кажется, в Калининграде в краудфандинге мы являемся первопроходцами. На окна собрали более сорока тысяч рублей через Йополис – в наш проект вложили деньги люди из разных городов и стран. А, например, Борис Нухимович Бартфельд пришел и дал 18 тысяч рублей на окно – с условием, что рядом на стене расположится книжная полка с произведениями калининградских писателей. Таким образом, находя реальные точки соприкосновения с людьми, мы пытаемся привлечь средства. И оказывается, это возможно – получить от людей не только доброе слово поддержки, но и реальные деньги. Другой пример - недавняя акция TELE2 «Аллея Закхайма». Компании понравилась наша история с воротами – они дали 100 тысяч рублей на восстановление дверей плюс вложились в праздник, после которого нам остались большая трехметровая елка, тепловая завеса, скамеечки, еще что-то. Приходят люди, которые не могут вложить деньги, но готовы помочь трудовым вкладом на субботниках. На сегодня нам удалось привести помещение в порядок, я бы не сказал, что у нас там роскошно, но не сравнить с тем, что было, - сейчас это чистая, аккуратная площадка, готовая к приему проектов, не боящихся холода. Кто-то привез мебель, кто-то - сантехнику для туалета. Помимо краудфандинга, мы ищем грантовые возможности. Например, уже получили под ворота грант областного бюджета около 50 тысяч рублей по линии регионального Агентства по делам молодежи.
Конечно, такая форма привлечения ресурсов требует больших эмоциональных и временных затрат. Но если нам всем вместе удастся поднять один маленький объект и доказать, что он может существовать в городском контексте самостоятельно и не быть напрямую привязанным к государству, - думаю, это будет большой опыт, который мы можем использовать в освоении новых пространств и приведении в порядок других памятников архитектуры. У нас ведь по городу таких брошенных объектов - маленьких и не очень – очень много, а по области еще больше.

- Параллельно с освоением Закхаймских ворот ты активно продвигаешь идею создания в Калининграде Центра творческих индустрий. На каком этапе сейчас этот процесс?

- Создание Центра креативных индустрий включено в целевую программу «Развитие культуры Калининградской области до 2020 года». Это – залог будущего развития всех неформальных творческих движений региональной арт-среды, которая сегодня является разрозненной и не имеет никакого общего яркого действа: все люди самостоятельные, каждый живет своей жизнью, растит детей, сам продает свои изделия – как-то выживает. В итоге: приезжают туристы, выходят на светлогорский променад или заходят в Музей янтаря – и что же им предлагает янтарная отрасль? Ежики, нелепые лошадки и иконочки с сыпухой. И у туристов складывается впечатление, что это все, на что способна калининградская янтарная ювелирка. А потом те же туристы едут в Польшу или Литву – и видят те самые 90 процентов качественных янтарных изделий, которые не смогли освоить мы, имея при этом у себя 90 процентов мировой добычи. Этого можно добиться только через какие-то серьезные изменения – в первую очередь, объединение вот этой неформальной арт-тусовки, которая, на самом деле, имеет в городе серьезный вес. Как можно заставить талантливого, востребованного художника по янтарю сидеть на работе с 9 до 18? Да никак! Самые интересные и креативные люди не могут работать в системе. Но если человеку в общем формате дать мастерскую, которая будет его домом, в которую он сможет свободно приходить в любое время и работать при необходимости днем и ночью и за которую он будет платить три копейки, при этом выдавая качественный продукт, - уверяю, это будет эффективно. А если в таком «общем» формате в в одном месте «поселить» двадцать художников, то они, находясь в едином пространстве, обмениваясь идеями и входя в коллаборации, будут готовы выдавать совершенно новый, уникальный продукт, который поможет нам не только конкурировать с Польшей и Литвой, но и легко обойти их… Впрочем, я, конечно, понимаю, что это вопрос спорный и подлежащий обсуждению.

- Хорошо, мы в это сейчас не будем углубляться, но давай поговорим об имеющихся на сегодня площадках с потенциалом для размещения Центра креативных индустрий.

- Сейчас есть общее понимание того, что такой Центр Калининграду нужен. И есть понимание места, которое идеально подойдет в качестве площадки. Казарма «Кронпринц» и бастион «Грольман» - вот два наиболее интересных объекта, которые хорошо ложатся и в историю с реконструкцией Литовского вала, и в историю с ревитализацией «Кронпринца». Казарма «Кронпринц» - место уникальное, подобного масштаба исторического комплекса почти в центре города у нас больше нет. Там размещается факультет графики и дизайна одного из вузов, арт-пространство Балтийского филиала ГЦСИ и т. д., но все равно это как будто на отшибе, в медвежьем углу. Очень сложно в такой обстановке заниматься каким-то развитием, например, тому же БФ ГЦСИ – и развитием институции как таковой, и развитием современного искусства. Двор казармы представляется брошенной помойной ямой, перегороженной заборами. Одна из идей Центра креативных индустрий заключается в том, чтобы совместными усилиями привести это двор в порядок и устроить современное open air пространство, где можно проводить различные общественные, художественные события. Это закрытая площадка, рядом нет жилых домов, там можно было бы даже устроить фан-зону Чемпионата мира по футболу, который состоится у нас в 2018 году. И есть бастион «Грольман» - совершенно брошенный, находящийся у кого-то в аренде, там около пяти тысяч квадратов, причем в весьма неплохом состоянии. Но в вопросе создания Центра креативных индустрий очень многое зависит от позиции властей, потому что решения по объектам такого уровня без соответствующего властного волеизъявления не принимаются. Двести квадратов в Закхаймских воротах, как мы взяли, – да, это можно, а на четыре-пять тысяч - тем более в нашем маленьком городе, - должно быть соответствующее решение власти. Нужно понимать, что у нас не московская история, где больше половины подобных центров («Гараж», «Винзавод» и др.) - это любимые игрушки жен олигархов. У нас здесь, по многим причинам, эта история может быть только европейской. В сопоставимых по размеру с Калининградом городах Швеции, Финляндии, Германии такие центры создаются и существуют на основе частно-государственного партнерства: государство дает деньги под идею и ее развитие, а городское сообщество на эти деньги реализует проект и запускает производство культурного продукта, который, собственно, и является вкладом сообщества.

- И - в каком-то смысле - с Закхаймскими воротами сейчас идет наработка опыта для Центра креативных индустрий?

- Да, с воротами получилась очень интересная история, которую мы вот сейчас только начинаем переживать и осмысливать. Площадь всего 200 квадратных метров, отопления нет, но у нас уже очень много заявок на проведение мероприятий. Хотя в городе достаточно площадок. Видимо, люди хотят менее формализованных пространств, сильна внутренняя потребность какой-то неформальности общественного существования.

- Можно предположить, что у вас все уик-энды расписаны?

- Нет, конечно, но уже сейчас на 2014 год запланировано четыре мероприятия.

- И сейчас как раз хороший повод вспомнить события года уходящего, поскольку событийная активность Закхаймских ворот минувшей осенью казалась самой высокой в городе…

- Мероприятий было много, но мы сейчас вспомним только некоторые - «якорные». Первое – одна из выставок Балтийской биеннале фотографии в августе, о ней мы уже говорили. В ноябре был очень интересный проект с TEDх. Большое мероприятие мы провели с TELE2, я о нем тоже говорил, это «Аллея Закхайма» - проект, посвященный тому, что горожане могу сделать вместе своими силами, своими руками, такой социально активизирующий процесс. Хорошо получилось, к нам пришли более 500 человек, TELE2 организовали горячую еду, вкусный безалкогольный глинтвейн со смородиновым соком, дарили подарки. Было очень по-человечески тепло и очень здорово. Осенью мы проводили блошиный рынок - «Арт-барахолку». И на «Аллее Закхайма» тоже была барахолка. Был у нас и «Праздник района Закхайм»: около ста жителей окрестных домов пришли посмотреть, что мы тут делаем, экскурсовод рассказал им об истории района, в котором они живут, но ничего о нем не знают, показали фотографии домов. В тот день мы повесили над воротами флаг района Закхайм, теперь развевается. В середине декабря при содействии БФ ГЦСИ на один день в воротах разместилась интерактивная выставка бразильского куратора Фернандо Энрике «Опыт одного дня». Было несколько концертов.

- Какова же главная стратегическая цель Калининградского Союза фотохудожников в «битве» за Закхаймские ворота?

- Вывести их на уровень стабильного самостоятельного рабочего инструмента, который уже не требовал бы от нас такого количества финансовой и временной энергии.

Текст – Евгения Романова