Календарь событий

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Цветочный магазин Парадиз

Цветочный магазин «Парадиз» — это не просто место, где продаются подарки и сувениры, товары для украшения дома или дачного участка,  а также цветы во всевозможном оформлении, но счастье, удовольствие, комфорт, наслаждение — тех, кто их покупает, и тех, кому их дарят.

Театр «Волхонка» в Калининграде. «Человек-подушка» Мартина МакДонаха

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_1.jpg19.09.2014 г. гастролирующий в Калининграде екатеринбургский театр «Волхонка» показал один из своих лучших спектаклей — «Человек-подушка».

В июле этого года всего на один день в Калининград приезжал пермский театр «У Моста», он познакомил зрителей со спектаклем английского писателя ирландского происхождения, сценариста и драматурга  М. МакДонаха — «Калека с острова  Инишман». Постановка прошла, что называется, на ура. И вот новая встреча с произведениями этого автора — екатеринбургский драматический театр «Волхонка» привез его «Человека-подушку». 

Мартин МакДонах — один из самых востребованных в наше время драматургов. И  не только востребованный, но и сложнейший — возможно, сложнее Чехова, Островского и Беккета, с которыми его сравнивают. Он затрагивает такие глубины бытия, в которые обычный человек предпочитает не окунаться. Некоторые произведения автора оперируют даже не к сердцу и разуму, а к инстинктам.
«Я решил стать писателем потому что мне казалось, что это самая крутая профессия на свете. Если ты писатель, тебе не надо вставать рано утром, одеваться и идти на работу, ты можешь работать дома», — сказал он как-то в одном из интервью. Но, конечно, не верится, что МакДонах выбрал писательский труд из-за кажущейся простоты.
Откуда у молодого человека такое знание жизни, природы вещей и людей — остается только догадываться. Известно, что его родители (отец — рабочий-строитель и мать — уборщица) бросили Мартина и его брата в Лондоне, а сами вернулись на родину отца, в Голуэй. По достижении 16-летия мальчики начали получать пособие по безработице. К слову, Джон — брат Мартина, пробовал стать писателем. Возможно, эти события и послужили в дальнейшем материалом для пьесы «Человек-подушка».

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_2.jpgСюжет этой пьесы, показанной калининградцам театром «Волхонка», одновременно и прост и сложен, в его основе лежит уголовное дело об убийствах детей. Яснее ясного, убил — значит, виновен. А если убийца, несмотря на возраст, из-за умственной отсталости сам как ребенок, если воспринимает свои действия как освобождение малышей от жестокости и насилия? А может, виноват человек, который своими рассказами подтолкнул его к убийству? Кто виноват в том, что персонажи, проходящие перед глазами зрителей, стали такими, какие они есть? Кто виноват, что в обществе царят безответственность и жестокость? Не из-за нашего ли равнодушного отношения они процветают? Вопросы... c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_3.jpg

А драматург не дает на них ответы. В пьесе МакДонаха есть место и шокирующим подробностям, и шутке, и инвективной лексике. Его герои напрямую обращаются к залу, вовлекая зрителя в происходящее на сцене. И вот — актеры уже не актеры, а писатель Катурян К. Катурян, его брат Михал и два следователя, "плохой" и "хороший" — Тупольски и Ариэль. А публика — суд присяжных или свидетели преступлений?
Актеры играют на очень высоком c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_4.jpgэмоциональном уровне. Катурян (в исполнении Александра Сергеева), растерянный интеллигент, пытается выяснить, в чем его обвиняют. Ведь он не делал ничего плохого, «ничего, что могло бы привлечь внимание полиции», не предпринимал никаких действий против государства. Он искренне считает, что если ты преследуешь какие-либо корыстные цели или имеешь политические бредни, то тебе прямая дорога в газету. А он — ПИСАТЕЛЬ. Он должен рассказывать людям истории. В его взвинченном монологе читается страх — за себя, за брата, за свои рассказы. Как не сочувствовать этому маленькому испуганному человеку, попавшему в жернова тоталитарного государства?

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_5.jpgНо вот, в минуту забвения Катурян возвращается в детство. Обласканный родителями ребенок, имеющий все нужное для того, чтобы стать полноценной личностью, растится ими как будущий  выдающийся писатель. Заботливые папа и мама поощряют все его творческие замыслы, а в ночь, когда мальчику исполняется семь лет, начинают «творческий эксперимент», который длится долгих семь лет. Изо дня в день, как только гаснет свет, в соседней комнате, всегда запертой, начинает что-то греметь и скрипеть, визжат сверла — и все это сопровождается сдавленным криком маленького мальчика. На вопрос о происходящем будущий писатель получает ответ —c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_6.jpg ничего не происходит, это лишь воображение, разыгрывающееся у некоторых талантливых детей. Правда открывается слишком поздно, когда подросший мальчик взламывает замок двери и находит брата, «живого, но  уже потерявшего рассудок, без каких бы то ни было надежд на выздоровление». Пытки родителей развили талант одного и погубили жизнь другого сына. В ту же ночь четырнадцатилетний Катурян убивает своих родителей, сначала душит подушкой отца, затем мать. Мщение свершается. Осудить или пожалеть подростка? А вот  другая сторона его характера — любовь к искалеченному брату Михалу. Ему он посвящает рассказ «Писатель и брат писателя», в  котором  именно брат становится гениальным писателем, но затем умирает от рук брата.

Михал сознается в убийствах трех детей, утверждая следователю, что предпосылкой к каждому являются рассказы брата. Когда они с братом оказываются в камере, Катурян сокрушается — они уничтожат нас, мои рассказы, все уничтожат. Ответ Михала — дескатc_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_7.jpgь, надо думать о себе, а не о листах бумаги — вызывает у него приступ ярости, Катурян бьет брата головой об пол. Для него рассказы — не обычные листки бумаги, а нечто большее — спасение от действительности. Это продолжение его «я». Он сам говорит о себе — я писатель и этим живу. Катурян душит подушкой спящего брата и признается в убийствах. Для чего? Чтобы не видеть, как страдает брат? Чтобы спасти свои произведения, ведь ему пообещали сохранить их и опубликовать через 50 лет, если он даст чистосердечное признание?

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_8.jpgВ исполнении Алексея Агапова Михал получается не садистом, наслаждающимся мучениями  детей, а большим любопытным ребенком, в котором нет ни злобы, ни жестокосердия. Он не может понять сложных взрослых рассуждений и всей тяжести ситуации. Он всего лишь решил проверить, насколько реалистичны рассказы брата — о мальчике, которому отрубили пальцы, о девочке с лезвиями в горле, о другой девочке, распятой, как Иисус.
«Я знаю, я поступил плохо, поверь, — говорит Михал. — Но мне было ужасно интересно». Актер так произносит это «интересно», что действительно веришь — интересно наблюдать за умирающим от кровопотери мальчиком или не желающей глотать лезвия девочкой. А еще Михал хочет походить на Человека-подушку из рассказа Катуряна, избавляющего детишек от ужасов окружающей их жизни — до того, как они повзрослеют. Он хочет, чтобы все были счастливы.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_9.jpgПолицейский Ариэль (Сергей Ювженко), допрашивая Катуряна, называет себя «хорошим детективом». Но зритель видит перед собой неврастеника, постоянно срывающегося на крик, матерящегося, нетерпимого к насилию и пытающего арестованного. Возникает еще один вопрос — не ошибся ли с характеристикой МакДонах? По ходу пьесы выясняется, что Ариэль — сам жертва насилия со стороны отца и поэтому мстит за свое искалеченное детство. А еще пытается искоренить жестокость в отношении детей. Он твердо уверен, что когда станет стариком, дети в благодарность будут делиться с ним конфетами, а он станет отправлять их с лаской к родителям. «И вот тогда я буду счастлив, — говорит Ариэль. — Не потому, что мне дали конфет, на самом деле я их не люблю, но потому, что я буду знать… я буду знать в моем сердце, что когда меня уже не будет здесь, они останутся, многие их них останутся. Поэтому я хороший полицейский».

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_10.jpgЕще один сложный персонаж — «плохой полицейский» Тупольски (в исполнении Игоря Решетова). Этот страж закона давно убил в себе человека, для него важнее игры разума, долг и формальности, чем отношения с окружающими. Почему? Потому что это позволяет заглушить боль от потери сына — когда-то Тупольски отпустил его на рыбалку, одного, и тот утонул. Тупольски читает Катуряну свой рассказ о китайском глухом мальчике, шагающем по железнодорожному полотну: еще немного и его собьет поезд, но тут с высокой башни, в которой живет мудрый отшельник, слетает вниз бумажный самолетик — мальчик бросается его ловить, прыгает в сторону, и поезд проходит мимо.
Тупольски объясняет: «Ну смотрите, мудрый старик, понимаете — это я. Он сидит высоко в своей башне, целый день, он производит расчеты, его ничто не связывает с его коллегами. А маленький глухой сумасшедший мальчик — это мой коллега, мой напарник, ясно? Он приходит, безразличный ко всему, он не знает даже, откуда может приехать паровоз, но я-то знаю, откуда он приедет, и только благодаря моим расчетам, только благодаря тому, что я вовремя кинул ему бумажный самолетик, я спас этого идиота от поезда». Выясняется, что черствый, саркастичный, давно разучившийся любить Тупольски спасает Ариэля.
Далее он говорит Катуряну: «Все, что мне нужно, это знать, что именно оттого, что я тружусь в поте лица, как талантливый детектив, маленький мальчик будет спасен от паровоза. Правда, в твоем случае я должен разыскивать мерзкого машиниста, который уже раздавил бедного маленького придурка и потом повернул обратно, чтобы додавить всех его ровесников».

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_11.jpgА потом выясняется, что писатель непричастен к убийствам. Но Тупольски все равно убивает его. Почему? Может, потому что слово — не менее сильное оружие, чем нож или топор?

Каждый из персонажей пьесы «Человек-подушка» борется за счастье детей — родители, писатель Катурян, его сумасшедший брат Михал, «плохой» детектив Тупольски и «хороший» Ариэль. Каждый делает это, как умеет, размывая грани добра и зла. Самой счастливой из всех оказывается немая девочка, которую Михал покрасил в зеленый цвет, вместо того, чтобы распять на кресте и заживо похоронить.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_12.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_13.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_14.jpg

Наблюдая за талантливой, эмоционально насыщенной игрой актеров невольно задумываешься — каково это, примерять на себя такие роли? Каково играть эту глубокую, психологически сложную, требующую полной отдачи пьесу? Насколько востребованы подобные произведения?
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_teatr-volhonka-chelovek-podushka_15.jpgЧастично на эти вопросы ответили художественный руководитель и директор театра «Волхонка» Татьяна Савинкова и режиссер постановки Алексей Янковский.

Татьяна Савинкова: «Мы стараемся не подстраиваться под публику, а двигаться вместе с ней. Или дотягивать до театра. Я очень люблю этот спектакль, его глубину и философию. Есть пьесы, после просмотра которых хочется помолчать. В них каждый играет то, что играет. Когда Алексей Витальевич предложил «Человека-подушку», я сказала — никогда! Но когда я перечитала ее, последние слова меня перевернули. И сейчас, каждый раз, когда я слушаю ее за кулисами — негатив откатывает. Да, для кого-то это сложно, но ведь есть над чем подумать. Зритель должен работать — люди перестали задевать струны своей души, а душа обязана трудиться. И вот такие вещи — глубокие, философские — этому способствуют».

Алексей Янковский: «В каждом человеке живет художник. По мере взросления он умирает. Маленькие дети талантливы, взрослые очень часто — нет. Поэтому важно, чтобы ребенок, живущий в твоей душе, не умер. Иногда он задает сложнейшие вопросы. Бывает, мы их слышим, бывает, нет, и ребенок перестает их задавать — а вопросы остаются... Мы сражались перед вами за пьесу, за атмосферу, мы пытались ее держать — это, конечно, очень сложно. Но, в отличие от кино, спектакль можно переиграть и сделать что-то лучше. Любите театр».