c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-khorovoj-kapelly_1.JPG11 мая 2016 г. в Кафедральном соборе в рамках фестиваля «Русская музыка на Балтике» прошел концерт хоровой капеллы им. Юрлова.

Государственная академическая хоровая капелла имени Александра Александровича Юрлова - старейший и знаменитейший российский музыкальный коллектив. Он старше народного хора имени Пятницкого и всемирно известного МХАТа.

В январе 1919 года, после национализации, коллектив стал называться Первым Государственным хором, именно с этого времени пошёл отсчет его дней рождения. Хотя Иван Юхов, талантливый регент, создал этот хор в 1900 году в подмосковных Мытищах. Вначале это был маленький семейный коллектив, состоявший из отца, четырех сестер и нескольких друзей. Потом в него влились рабочие фабрики Рабенека и Мытищинского вагоностроительного завода. С 1903 года коллектив начинает петь в московских храмах, где их старосты (меценаты и большие ценители и любители хорового пения Сытин, Прохоров, Протопопов) оспаривают друг у друга первенство обладания хором Юхова. Своё десятилетие певцы отметили в Большом зале Московской консерватории. Программа концерта 28 ноября 1910 года состояла из духовных сочинений А.Львова, М. Ипполитова-Иванова, К. Шведова, Н. Черепнина, А. Гречанинова, а также "Dies irae" и "Lacrimosa" из Реквиема и "Ave verum" В. Моцарта и восьми фрагментов из оратории Г.Ф. Генделя "Самсон". 

«Московские ведомости» того времени отметили, что небольшой по составу (в нем около сорока человек) хор господина Юхова обладает чудесным подбором голосов и поет очень хорошо. Другая газета "Рампа и жизнь" (№ 49, 1910), писала: "За 10 лет существования хор господина И. И. Юхова, находясь под руководством, по-видимому, опытного и энергичного дирижера, успел достигнуть той чистоты и стройности, какая дается только людям, много работающим и любящим свое дело". До революции капелла Юхова была одним из самых записывающихся церковных хоров. Её диски выпускали самые известные граммофонные фирмы. Дискография велика, содержит около 300 записей духовной музыки и свыше 150 авторских сочинений и обработок народных песен.

После революции хор национализировали. Это не сказалось на исполнительском уровне, но репертуар изменился. О духовной музыке пришлось забыть. Коллектив продолжал вести активную концертную деятельность и жил жизнью молодого государства. Хор того времени можно услышать в «Веселых ребятах», «Цирке», «Волге-Волге», «Мы из Кронштадта» - знаменитых кинолентах прошлого.

В 1958 году художественным руководителем и дирижером капеллы становится Александр Александрович Юрлов, чьё имя носит хор в настоящее время. И. Стравинский, А. Шнитке, В. Рубин, Р. Щедрин отдают свои произведения для первого исполнения именно юрловцам. С коллективом сотрудничают и Д. Д. Шостакович, и Г. В. Свиридов. Именно с этого времени капелла начинает выезжать за рубеж, посещает более 20 стран и получает восторженные отзывы на выступления, поразившие слушателей мощью звучания и богатством тембрального колорита. Но самое главное - Юрлов возвращает в репертуар русскую духовную музыку.

В настоящее время, с 2004 года, капеллой руководит ученик А. А. Юрлова Геннадий Александрович Дмитряк – Заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров.
«…Моё основное дело, дело русского музыканта, - возрождение забытых прекрасных страниц отечественной музыки. Это мой патриотический долг перед Родиной, и я всячески стараюсь отдавать его, сколько хватит моих сил», - сказал в одном из интервью А. А. Юрлов. Эти слова можно полностью отнести и к деятельности Геннадия Александровича. Под его руководством капелла не только совершенствует своё исполнительское мастерство, но и расширила сферу концертной и просветительской деятельности. Коллектив является организатором музыкального фестиваля «Любовь святая», а в мае этого года запустил новый проект «Кремли и храмы России».

Фестиваль был задуман, как посвящение А. А. Юрлову, и объединяет на время в сводные составы лучшие отечественные профессиональные, студенческие и самодеятельные хоры, исполняющие вокально-симфонические произведения русской и зарубежной классики. При этом реализуются уникальные проекты. Например, осенью 2013 года Всенощное бдение Сергея Рахманинова исполнялось 160-голосым Сводным хором городов России. Проект «Кремли и храмы России», по словам Г. А. Дмитряка, ставит своей целью популяризацию традиций русского хорового искусства и русской духовной музыки, распространение и укрепление православных христианских ценностей, сплочения российского общества на духовных традициях наших предков.

Концерты проекта планируется провести в Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Угличе, Рыбинске, Ярославле, Костроме, Брянске, используя при этом площадки исторических и культурно значимых мест – в кремлях, монастырях и храмах, в музейно-выставочных комплексах.

Репертуар капеллы им. Юрлова обширен и богат. Он включает в себя практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки — от Высокой мессы И. С. Баха до «Реквиема» А. Шнитке. А также лучшие образцы мировой оперной музыки, и не только. Хор, например, был одним из участников авторского концерта Эннио Морриконе в Москве (по случаю 85-летия маэстро), после которого получил приглашение легендарного итальянского композитора выступить в Крокус Сити Холле. Очаровательной, без какой-либо натяжки, можно назвать программу «В ритме танго и не только…», в которую вошли сочинения создателей музыки к знаменитым отечественным и зарубежным лентам – «Месса –танго» Луиса Энрикеса Бакалова и саундтреки к «Ночному и Дневному дозорам», «Ленинград», «Ванечка», «Обитаемый остров» российского композитора Юрия Потеенко.

Концерт, прошедший 11 мая, подтвердил лидерство капеллы им. Юрлова среди музыкальных коллективов страны, поскольку продемонстрировал необычайно широкую звуковую палитру, мощный, тембрально богатый колорит и виртуозную подвижность звучания буквально с первого номера программы. «Что смолкнул веселия глас», исполненный мужской группой хора, пушкинскими строчками «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» задал тон всему концерту. В его первом отделении звучали произведения хорошо знакомые и горячо любимые слушателями. Любители музыки переносились вслед за чарующими голосами хористов с пустынного острова («Анчар» Чайковского) в идиллическую местность с дремлющими миртами и кипарисами, «сладостным» шумом моря и «летучей грядой» облаков («Элегия» Калинникова). А дальше - в златоглавый град, где с восходом солнца начинают бить колокола («Восход солнца» Танеева). Потом боролись со стихией моря «Все ясно: божий день, вставая, зла не прячет... Но - не погибли мы!» («На корабле» Танеева), и возвратились в древний город с золотыми куполами и крестами, готовящийся ко сну («Зорю бьют» Свиридова). Ощутили красоту и величие речной глади («Вниз по матушке по Волге» русская народная песня в обработке Свешникова), волнообразное колыхание ковыля в донских степях («Донцы-молодцы» в обработке Ларина), бескрайность зимней степи («Степь, да степь кругом», обработка Калистратова), пьянящие запахи лугов, щебет птиц и народного гулянья («Трубушку трубят», «Стрекотунья белобока»). Два фрагмента из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова - светлая молитва «Богородице, Дево, радуйся» и рассказ о чуде Воскресения «Благословен еси Господь», выдержанный в торжественных тонах, сочетающихся с колоссальной напряженностью и наполненностью звучания, - вызвали ощущение радости и умиротворения. А аккордовый хоровой рефрен «Благословен еси» родил чувство сопричастности к происходящему и эффект присутствия. Надо ли говорить, что каждое исполнение воспринималось с большим эмоциональным откликом, аплодисменты и крики "браво" звучали каждый раз, как только затихал последний звук исполняемого произведения. 

Во втором отделении к хору примкнули камерный оркестр филармонии и часть концертного духового, а также органист Евгений Авраменко. Их присутствия требовали два крупных произведения, которые в Калининграде исполнялись впервые. Это «StabatMater» для сопрано, смешанного хора и оркестра и симфония «Песнь Восхождения» митрополита Иллариона (Алфеева).

Существует притча: заспорили между собой Ненависть, Ревность, Доброта и Любовь, кто из них сильнее. Мудрость долго слушала похвальбу каждого, а потом сказала, что есть чувство, которое не кричит о своей силе, преодолевает Предательство и Гнев, не боится Ненависти, не знакомо с Изменой, но несет в себе Любовь и может созидать, и дарить. Не поверили спорящие, попросили показать его. На что получили ответ: «Ему некогда участвовать в ваших спорах. Оно и сейчас оберегает, наставляет и защищает, а не теряет понапрасну время. Оно всегда на страже Счастья и Покоя. Потому что это - Материнство». Образу Божьей Матери, как примеру великой любви не только к своему сыну, но и всему человечеству, посвящен этот канонический гимн итальянского поэта XIII века Якопоне да Тодди. Митрополит Илларион определил тему своего произведения так: «Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка и Божия Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну». «StabatMater» - плачь по очень близкому, дорогому человеку и светлая к нему любовь и печаль.

Симфония «Песнь восхождения» в своей основе имеет текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из них имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», которые и дали название произведению. Пять частей симфонии обладают каждая своей драматургией. Они полны скорби и покаяния, мольбы о спасении, переходящих к теме надежды на Бога, охраняющего каждого верующего от всякого зла, а заканчиваются переходом скорбного и лирического состояния души человеческой в состояние торжественной хвалы, радости и ликования. 
В первых двух частях преобладал оркестр, в четвертой доминировал хор. Мужской и женский составы звучали антифонно. Особенно лирично прозвучал 136 псалом «На реках вавилонских» - это третья, кульминационная часть, рассказывающая о трагическом положении еврейского народа во время вавилонского плена. Звуки арфы внесли в неё нотки нежности и печали, когда как трубы, тимпаны и орган усилили пассакалию первой части, превратив ре-минорную гамму в ре-мажорную, и придали музыке  финала яркую эмоциональную окраску. Многократная, торжественная и ликующая «Аллилуйя» завершила симфонию.

                                            c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-khorovoj-kapelly_2.JPG   c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-khorovoj-kapelly_3.JPG

Задушевность, глубокую реалистичность, элегичность, очень чуткое восприятие текста продемонстрировали исполнители капеллы им. Юрлова. Было видно и слышно насколько осмысленно они произносят слова и понимают то, о чем поют. По окончании концерта публика встала и приветствовала артистов с большим воодушевлением около 10 минут. Дух и Красота владели этим вечером залом. Спасибо прославленному коллективу, его руководителю и Калининградской филармонии за доставленную радость.

Н. Гора

(Сведения об истории возникновения хора взяты из книги «И. И. Юхов. Материалы к биографии»)

См. также:

Кафедральный собор
Афиша Калининграда
Календарь событий

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика