c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_my-mushketery-korolya.jpg14 мая в драмтеатре прошла премьера "Трех мушкетеров". Режиссер М. Салес предложил публике музыкальную комедию по инсценировке романа А. Дюма, авторами которой являются Л. Филатов и С. Бульба.

Мне всегда казалось, что натуральный сок, разведенный водой, уже не сок - и тем более не сок то, что щедро разбавлено дважды. Поэтому к новому спектаклю отнеслась довольно скептически. Но мои ожидания, как выяснилось, были еще довольно оптимистичными.

На пресс-конференции, которая прошла в театре 28 апреля, Михаил Салес заявил, что новая постановка никоим образом не будет пересекаться с полюбившимся многим россиянам фильмом Юнгвальда-Хилькевича. На деле же зритель получил крайне неудачные копии Маргариты Тереховой (Миледи) и Алексея Кузнецова (Бэкингема), более-менее приличного Бориса Клюева (Рошфора), неплохих дублеров Вениамина Смехова (Атоса), Валентина Смирнитского (Портоса), Игоря Старыгина (Арамиса) и Алисы Фрейндлих (Анны Австрийской). Некоторые сцены (например, поцелуй Д'Артаньяна и Констанции, стоящей на балконе, в финале постановки и Д'Артаньяна и Констанции в доме галантерейщика в начале фильма) тоже напоминали о знаменитой киноленте. К ней же отсылали и костюмы героев: мушкетеров, Д'Артаньяна, Бэкингема, секретаря Бэкингема, королевы, псевдокардинала. Было бы несправедливо назвать их полной копией, но качественным, красивым "рерайтом" — запросто. Создавалось ощущение, что зрителям подают грубо сляпанные подделки — "Abibas" вместо "Adidas" или "Lokasta" вместо "Lacoste". Вроде бы — привычный, хорошо продаваемый бренд, но дешево и некачественно.

На той же пресс-конференции Михаил Салес говорил о праве режиссера на субъективное видение. Сложно с этим не согласиться, но авторский взгляд хорош в том случае, когда сохраняются художественные достоинства оригинала и пьеса приобретает новые достоинства: глубину, иное, интересное звучание и т.д. Иначе очень легко скатиться до вульгарности. В "Трех мушкетерах" от Калининградского драмтеатра не наблюдалось ни оригинальной драматургии, ни глубины, ни отсыла к историческому отрезку, в рамках которого разворачивается довольно сильно искаженный сюжет.

К слову, о сюжете. Действие начинается с потасовки гвардейцев кардинала и мушкетеров. В постановке Салеса гвардейцы все время называются тайной полицией, когда как на деле это "боевое соединение, появившееся в 1626 году во время заговора Шале". Граф Рошфор, в авторской версии, возглавляет тайную полицию, Миледи занимает в ней высокую должность. Эта маленькая, незаметная некоторым неувязочка заставляет испытывать неловкость за непрофессионализм тех, кто работал над материалом.

Мушкетеры по версии Салеса агрессивны, навязчивы и самодовольны, постоянно следуют за гвардейцами, требуя от них каких-то объяснений. Впрочем, в спектакле Атос, Портос и Арамис отошли на второй план — главную роль режиссер отвел Планше, слуге Д'Артаньяна. Александр Егоров — талантливый артист, его комический герой вызывает ожидаемую реакцию публики, но на протяжении всего спектакля не покидает ощущение, что присутствуешь на бенефисе. Егоров хорош, но его слишком много, на фоне Планше блекнут главные герои романа. Например, Д'Артаньян, рыдающий на плече слуги от любви, или мушкетеры, которых Планше затмевает своим героизмом и бойцовскими качествами.

Невзрачными и довольно проходными кажутся любовные линии Констанции и Д'Артаньяна, Анны Австрийской и Бэкингема, на которые, согласно интервью, Михаил Салес делал ставку. Да, "миром правит любовь", но на фоне смешной, яркой, самобытной философии Планше они теряются.

Да и как не потеряться, если по сюжету королева стоит на балконе дворца и тискается с герцогом, а за этой картиной вполне официально наблюдают паж и камеристка. Затем Анна Австрийская отдает подвески Бэкингему, тот срывает с ее губ долгий, страстный поцелуй, украшение выпадает из его руки на мостовую. И это (внимание!) видят Планше и Д'Артаньян, которые только что приехали в Париж, а потому пропуск во дворец иметь не могут. Понятно, что театр — это определенная доля условностей, но ощущение неловкости за постановщиков возникает снова.

Оно появляется и в третий раз, когда перед зрителями возникает галантерейщик Бонасье — согбенный старик, начищающий тряпочкой оленьи рога, поющий о том, как тяжело быть мужем молодой, красивой женщины. Этот отсыл к бородатым анекдотам о рогоносцах видится пошлым и банальным.

Нелепыми видятся мушкетеры, скачущие на клоунских лошадках — их болтающиеся в разные стороны тряпичные ножки вызывают всякий раз смех публики и сводят к нулю все попытки актеров создать образы персонажей — получаются мыльные пузыри с оболочкой из штампов, взятых из фильма. Кажется, что артисты, не имея возможности что-то изменить, махнули на это рукой и радостно стебутся над собой и зрителями — "Мы мушкетеры короля, траля-ляля-ляля". 

Не удивительно, что их хочет подставить (!) Миледи. Именно это словечко звучит из ее уст, когда она собирается усыпить мушкетеров в трактире.

К слову о Миледи. Марина Юнгас, исполнявшая эту роль, очень старалась походить на Маргариту Терехову, но ей не удалось. И своего образа она не создала. Взяв с самого начала одну тональность, она играла в ней на протяжении всего спектакля, поэтому ее героиня вышла абсолютно никакой — как и Бэкингем, герой Антона Контушева. Бэкингем, прилюдно зажимающий, как уличную девку, королеву, Бэкингем, забавно размахивающий шпажонкой перед французской тайной полицией, Бэкингем, заламывающий руки и танцующий с плащом, когда речь идет о его любви.

Если бы меня спросили, осталось ли хоть что-то в новом спектакле от классических "Трех мушкетеров", я бы ответила: да, имена и отдаленно, в сильно искаженном виде, история с подвесками. И если бы меня спросили, можно ли на эту постановку приводить не читающих, а потому не имеющих понятия о романе школьников - с образовательными целями, я бы ответила — нет. Потому что любое художественное произведение, будь то книга, фильм или спектакль, должны чему-то учить, нести какую-то интеллектуальную нагрузку — в новой же постановке ни уважения к исходному материалу и труду автора, ни элементарной логики, ни художественной ценности, ни даже хорошего вкуса не видно. Судя по костюмам, освещению и декорациям, по тому, что для работы над спектаклем был приглашен постановщик пластики с опытом работы в лучших учебных заведениях России и Европы, денег на "Трех мушкетеров" потратили немало — но почему же тогда постановка вышла такой бездарной и затянутой? Почему 20 артистов, поющих и пляшущих на сцене, не создают ничего мало-мальски запоминающегося? Расчет на то, что пипл схавает?

В. Берг

См. также:

Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского драматического театра

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика