Календарь событий

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Цветочный магазин Парадиз

Цветочный магазин «Парадиз» — это не просто место, где продаются подарки и сувениры, товары для украшения дома или дачного участка,  а также цветы во всевозможном оформлении, но счастье, удовольствие, комфорт, наслаждение — тех, кто их покупает, и тех, кому их дарят.

Концерт Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_1.jpg17.09.16 г. в Кафедральном соборе прошел концерт Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Калининградского симфонического оркестра и Евгения Авраменко.

Программа субботнего вечера состояла из духовной музыки, которая является источником мудрости и красоты, соединившим в себе вечные ценности человечества, непревзойдённые тексты и музыкальное совершенство классических произведений. Но сначала несколько слов о наших гостях.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга состоит из старейшего профессионального отечественного хорового коллектива и симфонического оркестра. Датой рождения хора считают 12 августа 1479 года, когда хор Государевых певчих дьяков, основанный Великим князем Московским Иваном III, участвовал в службе освящения Успенского собора Московского Кремля. С тех пор он постоянно находился под пристальным вниманием царствующих особ. Изначально коллектив был только мужским, но с середины XVII века, с развитием многоголосного пения, в нём появились и мальчики. А с приходом в коллектив двух замечательных мастеров-распевщиков Фёдора Крестьянина и Ивана Носа, которых Иван Грозный привез из Новгорода, можно говорить о зарождении на Руси первой отечественной певческой школы. Сам Грозный не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его произведения — стихиры, посвященные митрополиту Петру и Владимирской иконе Богоматери.

В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор и последующая судьба коллектива была тесно связана уже с Санкт-Петербургом и Петром. Царь заботился о своих певчих, следил за своевременным пополнением творческого состава и часто сам исполнял в хоре партию баса. В 1717 году коллектив, во время посещения Петром Польши, Германии, Голландии, Франции, впервые познакомил заморских слушателей с русским хоровым пением.

До 1917 года репертуар хора состоял в основном из церковно-культовых произведений — несмотря на то, что многие певчие были постоянными участниками в итальянских операх, а с середины XVIII века даже исполнителями сольных партий первых русских опер в придворном театре.

После Октябрьской революции в репертуаре капеллы появляются лучшие образцы мировой хоровой классики, народные песни и произведения советских композиторов. В 1918 году капелла была преобразована в Народную хоровую академию. А в 1920 году пополнилась женскими голосами.

Как и любой другой коллектив, хор менялся и развивался, сменялись и его руководители. В настоящее время художественным руководителем и главным дирижёром прославленного коллектива является Владислав Александрович Чернушенко — профессор, Народный артист Советского Союза, лауреат государственных премий, действительный член Академии творчества, академик Петровской академии, член международного Союза музыкальных деятелей, Музыкального общества России, Музыкального общества Санкт-Петербурга. С именем Владислава Чернушенко связано возвращение в репертуар коллектива громадного пласта русской духовной музыки, находившейся долгое время под запретом. Наконец-то зазвучали со сцены духовные произведения, написанные Гречаниновым, Бортнянским, Чесноковым, Чайковским и другими. Оратории, кантаты, реквиемы и мессы полноправно заняли важное место в репертуаре капеллы.

Вечерний концерт, проходивший 17 сентября, открыла замечательный музыковед, Заслуженная артистка России Елена Станиславовна Романова. Она представила коллектив и его руководителя. Органист Евгений Авраменко и хор, созданный пять с лишним веков назад, успешно выступающий во многих странах мира, обладающий огромным репертуаром, представили слушателям концерт необычного формата. В первом отделении звучала редко исполняемая в наше время духовная музыка композиторов, творивших в далёком прошлом (за исключением «Чичестерских псалмов» Л. Берстайна). Второе отделение было отдано гениальному творению В. А. Моцарта — «Реквиему».

 c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_2.jpg  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_3.jpg  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_4.jpg

Буквально с первого номера программы хор показал необычайно широкую звуковую палитру, мощный, тембрально богатый колорит и виртуозную подвижность звучания. Обращаясь к сердцам слушателей, музыканты начали своё выступление с «Библейской сцены» Генриха Шютца — великого немецкого композитора и органиста эпохи Барокко. Он стоит в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом, считается создателем первой немецкой оперы. В 1619 году вышел его сборник духовной музыки «Псалмы Давида», ставший первым крупным изданием немецкой духовной музыки, использовавшим красочные антифонные методы стиля Габриели. В 1660 появляется библейская драма, состоящая из трёх частей, основанная на Евангелиях от Луки, Иоанна и Матфея. Это произведение обращает на себя внимание исключительными драматическими качествами, преданностью тексту Евангелия, использованием различных методов в каждом номере, подчёркивающих индивидуальный характер высказываний. Что и подтвердила исполненная первая часть драмы — «Библейская сцена», имеющая в основе притчу о фарисее и мытаре, говорящая о важности искреннего покаяния и порицании гордыни. Трое солистов и хор смогли передать задуманное композитором, выступающим в данном случае скорее наставником и проповедником, нежели музыкантом. Шютц стремился пробудить и укрепить в слушателях высокие этические идеалы, противопоставить суровой действительности стойкость и человечность. Потрясающая гармоничная напряжённость достигается здесь построением музыкального произведения. В целом музыка Шютца включает в себя много имитаций и диссонансов, когда последовательные голоса не обязательно вводятся после одинаковых интервальных расстояний или в одном ритме, что и придаёт ей динамичность и драматичность.

Два произведения, исполненные после «Библейской сцены», написаны итальянскими композиторами, чьи имена практически не известны в России. «SalveRegina» Антонио Кальдара продолжила программу вечернего концерта. Это произведение относится к Богородичным антифонам, которые исполняются в Римско-католической церкви в честь Пресвятой Богородицы в конце богослужений Литургии часов. Его поют от окончания Пасхального времени до начала Адвента. Своим теплым, светлым проникновенно-трогательным исполнением квартет и хор смогли передать любовь к той, что является примером материнства для многих верующих. «Славься Царица, Матерь милосердия, жизнь, отрада и надежда наша, славься!».

Итальянский композитор Антонио Кальрада родился в музыкальной семье, отец был его первым наставником. Кальрада играл на скрипке и виолончели, пел в хоре, занимался преподавательской деятельностью, работал капельмейстером в Мантуе, Риме, Барселоне, Болонье, Вене, много сочинял. Он считается одним из самых плодовитых композиторов в истории музыки. Его перу принадлежат около трех с половиной тысяч произведений. Среди них 69 опер, множество мотетов, месс, гимнов, трио-сонат, ораторий и кантат. Широко известными считаются оратории «Магдалина у ног Христа» (Maddalena ai piedi diCristo), написанная, примерно, в 1700 году и «Страсти Господа нашего Иисуса Христа» (La Passione di Gesu Cristo Signor Nostro), появившиеся тридцатью годами позже. Считается, что Кальрада оказал большое влияние на Г. Ф. Телемана и И. С. Баха.

Мотет Джакомо Кариссими, полный глубинного содержания и мудрой простоты, продолжил тему духовной жизни человека. Мотет — это вокальное многоголосное произведение, которое исполнялось как в церкви, так и светском обществе. Оно требует от исполнителя владения всем арсеналом как виртуозно-технических, так и эмоционально-выразительных средств, свободного звуковедения, безусловной голосовой подвижности и изысканной точности интонирования и фразировки. Всё это есть у солистов и хора капеллы. Соло каждого из участников квартета не главенствовали над хоровым сопровождением, а пастельно растворились в таком своеобразном аккомпанементе, не потеряв при этом эмоциональной чувственности и лидерства.

Позволим себе небольшое отступление и кратко познакомим читателей с автором исполненного произведения, поскольку это имя очень редко произносится со сцены. Джакомо Кариссими — итальянский священник, певец, органист и композитор римской музыкальной школы, один из знаменитых мастеров раннего Барокко — прослыл «отцом оратории». В Европе его считали самым авторитетным композитором и педагогом. В творчестве Кариссими соседствовали церковные и светские жанры. Помимо месс им созданы «Священные песнопения» и «Духовные концерты», множество духовных и светских мотетов и кантат, а также несколько утерянных музыкальных драм. Главной же его заслугой считают создание первых классических образцов духовных кантат и ораторий на сюжеты Священного Писания с текстами на латинском языке. Он славился умением добиваться сильных драматических эффектов при помощи простых музыкальных средств. Многое из его сочинений было утрачено во времена запрета и роспуска ордена иезуитов в 1773 году. Но и по тому, что сохранилось (а это 17 ораторий, около 150 камерных кантат, более 200 мотетов, не менее 12 месс, а также другие литургические произведения, инструментальные пьесы и трактат о музыке), можно судить о его мастерстве в традиционном церковном контрапунктическом стиле.

Первое отделение закрывал хоровой концерт «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна. Этого композитора, дирижёра, музыкального директора Нью-Йоркского филармонического оркестра, кажется, знают все. Достаточно назвать один из бродвейских мюзиклов, например, «Вестсайдскую историю», и сразу же в памяти всплывёт это имя. А ведь это был серьёзный музыкант, записавший дважды полные циклы симфоний Бетховена и его же цикл фортепианных концертов с Кристианом Циммерманом, полный цикл симфоний Петра Ильича Чайковского, большое количество сочинений американских композиторов. Бернстайн — единственный дирижёр, дважды записавший полный цикл симфоний Густава Маллера. С 1940 по 1970 годы Бернстайн считался самым признанным классическим музыкантом в мире. И таковым он остаётся по сегодняшний день. На концерте же прозвучало произведение, написанное в 1965 году в честь Кафедрального хора города Чичестера в Англии, который каждое лето проводит хоровые праздники. В литературную основу легли Псалмы Давида на языке оригинала. Бернстайну было очень важно сохранить музыку еврейской поэзии. Оригинальный язык и специфический ритмический рисунок, очень близкий к мелодиям его мюзиклов, придают произведению неповторимый колорит.

Энергичное начало Allegromolto, лиричная средняя часть Allegroferroce и не менее динамичное окончание PreludeSostenutomoltoPeacefullyflowing представляют собой логическую линию: хвала через размышление, борьба и плач, приводящие к успокоению. Торжественное, призывное вступление на основе псалма «Воспрянь псалтирь и гусли, я встану рано» переросло в динамичный танец радости (псалом 99-й), которые хор оформил смелыми интонационными ходами.

Удивительная по красоте лирическая вторая часть создана на основе красивейшего библейского 22 псалма, который иногда называют «соловьиной песнью». От мелодии, наполненной широтой и напевностью, веяло покоем и защищённостью. И это несмотря на то, что в такую пасторальную атмосферу периодически проникала суетливая и несколько крикливая тема восстания против Бога — но композитор не развил ее, она как бы топчется на месте. Танец злой силы сменяется светлой темой о добром пастыре. Однако в самом конце, в Allegro come prima, тема восстания против Бога возникает вновь. Его приглушает оригинальное инструментальное вступление, которое можно назвать исповедальным, к третьей части. В нём звучит и тема вступления к первой части, с её торжественной хвалой переходящей в плач, и тема доброго пастыря второй части, которая подводит к вопросу о страдании невинного — «Не напрасно ли, Господи, я смирял сердце своё?»
Лиричное начало третьей части, передающей неуверенность и смятение, переходит в величественный хорал мира и братской любви в коде всего цикла, основанной на 1 стихе 132 псалма — «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Усилило впечатление от произведения введение в музыкальную канву двух инструментов — арфы (Полина Гайчук) и фортепиано (Кристина Якимович).

Эмоциональная отдача певцов в первом отделении была невероятно сильной, а вокальное мастерство — безупречным и захватывающим, что вызвало заслуженные аплодисменты и ожидание чуда во втором.

Второе отделение было посвящено Вольфгангу Амадею Моцарту. Хор и Калининградский симфонический оркестр исполнили одно из самых гениальных творений в истории человечества — «Реквием». Последнее, недописанное маэстро сочинение, уже много веков не оставляет равнодушным ни одного любителя серьёзной музыки своей глубиной и драматичной историей создания. Траурная заупокойная месса написана на канонический латинский текст, переложенный на стихи в поэме Фомы Челанского «Dies irae» — «День гнева» (на русский переведён Майковым и называется «День возмездья»). Она не имеет виртуозных арий и дуэтов, характерных для юношеского периода творчества Моцарта. Мало того, здесь вы не услышите ни флейт, ни кларнетов, ни валторн, их заменяют бассетгорны, придающие музыке мистический, мрачный оттенок. «Реквием» состоит из двенадцати частей, в которых содержится мольба о даровании покоя и спасении души, а также картины Страшного суда. Начинается он словами «Requiem aeternam» — «Вечный покой». Хор с солирующим сопрано обращается к Богу с просьбой: «К Тебе возвращается всякая плоть. Покой вечный даруй им, Господи, И свет вечный да светит им». Глубокая печаль в этой мольбе. Сопрано выходит на передний план и придаёт исполнению дополнительную окраску. Но вот звучит двойная фуга «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и хор стремительно захватывает лидерство. А далее идёт традиционная секвенция «Dies irae» — «День гнева», состоящая из шести отдельных частей: пламенной картины Страшного суда, сменившейся поочередным пением солистов в Tuba mirum, общей мольбой к карающему Богу — «Rex tremendae» («Царь дрожащего творенья»), светлым квартетом солистов «Recordare» — «О, припомни, Иисусе, за меня Ты путь свой трудный» и полный мистических ожиданий «Confutatis» — «Суд изрекши посрамленным», где суровым возгласам мужского хора отвечают трогательные женские голоса. И наконец знаменитая Lacrimosa — «Слезный этот день настанет», такая нежная и лиричная, подобная горестному вздоху. Но и она сменяется драматическими призывами и проникновенной мольбой заключительных частей, в которых всё так же звучит:
«Да светит им вечный свет, Господи, со святыми Твоими вечно, ибо Ты многомилостив. Покой вечный даруй им, Господи, и вечный свет да светит им».
Финал «Реквиема» был встречен бурными аплодисментами и криками «браво!»

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_5.jpg  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_6.jpg  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kontsert-kapelly-sankt-peterburga_7.jpg

Соборным псалмам, звукописным ликам святых, нежному образу Богоматери, монументальным историко-библейским картинам, таинству причащения — всему этому многообразию, богатству образов, мыслей и чувств дирижёром и певцами было найдено в концерте необычайно яркое разноплановое музыкальное воплощение. Государственная академическая капелла, продемонстрировав глубокую реалистичность, элегичность и чуткое восприятие текста, еще раз подтвердила звание одного из лучших хоровых коллективов мира. Исполнителей хотелось слушать и слушать, не вникая в сюжетные перипетии. Красота и Дух царствовали этим вечером в Кафедральном соборе.

Н. Гора