Календарь событий

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Цветочный магазин Парадиз

Цветочный магазин «Парадиз» — это не просто место, где продаются подарки и сувениры, товары для украшения дома или дачного участка,  а также цветы во всевозможном оформлении, но счастье, удовольствие, комфорт, наслаждение — тех, кто их покупает, и тех, кому их дарят.

2:0 – Юсупов начинает и выигрывает

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yusupov-nachinaet.jpg2 апреля в Кафедральном соборе состоялось второе победное выступление Мансура Юсупова в качестве титульного органиста.

Слушателям был представлен первый концерт из цикла «Органные столицы Европы», посвященный Парижу. Программа вечера, составленная с большим вкусом, знакомила слушателей с известными композиторами, чьи имена постоянно на слуху, а также с теми, чьи произведения редко звучат во время концертов.

Первое же произведение, написанное придворным музыкантом Людовика ХIV Луи Николя Клерамбо (три части из Сюиты второго тона), настроило на возвышенно-праздничный лад. Его сменили Прелюдия, фуга и вариации Сезара Франка (очень тёплая, душевная, приятная мелодия, которая усилила радостное чувство) и Хорал № 2 си минор, с его спокойной поступью и ощущением непрерывно тянущегося органного звука.

Ромен Роллан от имени одного своего героя писал: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». Юсупов своей игрой ярко проиллюстрировал это высказывание.

За Прелюдией последовало Allegro maest
oso и Cantilene из органной симфонии № 3 Луи Вьерна (ученика С. Франка, штатного органиста Собора Парижской Богоматери), а также Prelude pour orgue Оливье Мессиана.
Если Вьерна можно назвать продолжателем традиций своих учителей (
виртуозных Ш.М. Видора и Франка - в области симфонической, камерно-инструментальной музыки и импровизации), то творчество Мессиана является самостоятельным, независимым от каких-либо школ и направлений в музыке. Оба произведения вернули зал из заоблачных вершин на грешную землю. Это был всплеск кипящей энергии, искрящийся блеском ярких звуковых красок, и передавший вечные образы католической веры. Они произвели очень сильное впечатление. После Allegro в зале стояла звенящая тишина (хотя каждый номер программы до этого награждался довольно бурными аплодисментами), люди словно боялись спугнуть что-то очень важное, у некоторых в глазах стояли слёзы.

Таким же эмоционально сильным был и Evocation II Тьерри Эскеша. Это новое имя для калининградского слушателя. Тьерри Эскеш – известный современный французский композитор, написавший более ста произведений, великолепный органный виртуоз-импровизатор, педагог, обладатель многочисленных музыкальных наград. На II Международном органном фестивале в Санкт-Петербурге он поразил публику своими импровизациями к немому кино. Да-да, именно к немому кино. Ведь когда-то, на заре кинематографа, показы шли и под аккомпанемент органа, на котором исполнялись произведения, например, Сен-Санса или Оливье Мессиана.

Завершился концерт двумя прекрасными произведениями Луи Вьерна, «Вечерняя звезда» и «Вестминстерские колокола», полными звукового очарования, красочности и выразительности. Как тут было не вспомнить слова самого Вьерна, что «музыка является единственным в своем роде видом искусства, способным передавать без слов самые тонкие движения души».

Знания о смене мануалов, изменении штрихов и регистров, безусловно, важны, но если они не подчинены логике композиционного развития, если органист не следит с увлечением за жизнью голосов, то ему не удастся передать замысел автора произведения. Концерт показал, что Мансур Юсупов великолепно владеет не только техникой игры, но и прекрасно разбирается в полифонии, ясно осознаёт, какой тематический материал лежит в основе исполняемого им опуса. 

Мы уже писали о талантливом органисте в материалах, посвященных конкурсу на должность штатного органиста собора и его первом концерте в качестве титульного органиста, теперь же добавим всего несколько небольших штрихов к портрету.

Музыкой Мансур начал заниматься в довольно «зрелом» возрасте – в 9 лет, из-за элементарного любопытства. Когда одноклассники во время перемены из озорства стучали по клавишам рояля, что неимоверно раздражало будущего музыканта, мальчику вдруг очень захотелось услышать, как звучит инструмент в тишине, самому попробовать извлечь из него звуки. Тогда-то и отвёл отец его в единственную детскую школу искусств небольшого городка Абдулино Оренбургской области.
Видимо, там были прекрасные педагоги, которые привили мальчику из рабочей семьи любовь к музыке настолько, что он продолжил своё образование уже в Оренбургском музыкальном колледже по классу фортепиано, а в 2012 году поступил в Казанскую консерваторию им. Н. Г. Жиганова.

Вот здесь и появился в жизни музыканта орган. Сначала поступило предложение со стороны зав. кафедрой фортепиано, поскольку преподавателями было сразу отмечено незаурядное полифоническое мышление юного студента. А потом пришла любовь к этому инструменту (и как видим взаимная). Осваивал премудрости игры на органе Мансур под руководством ректора консерватории Р. К. Абдуллина. Другим педагогом, оказавшим большое влияние на Юсупова, стала Л. В. Лабзина (камерный ансамбль). Занятие только у одного педагога, по словам музыканта, сужает рамки познания предмета и не даёт видеть, что вокруг. А Лабзина подтолкнула на что-то новое, помогла сформировать своё собственное музыкальное мышление. Как помогли в его формировании и мастер-классы знаменитых органистов мира: Арвида Гаста, Людгера Ломанна, Сергея Черепанова, Мартина Зандера, Питера ван Дайка, Джеймса Дэвида Кристи, Луи Робияра, Лоренцо Гиельми, Иоганна Труммера, Гюнтера Роста, Вольфганга Церера и других.

Первый сольный органный концерт Мансур дал, будучи студентом третьего курса, и пресса сразу заговорила о нём как об одном из самых ярких и перспективных представителей нового поколения российских органистов. В это время у него за плечами уже были успешные выступления на международных конкурсах органистов: им. И. А. Браудо (Санкт-Петербург, обладатель специального приза), им. О. Г. Янченко (Волгоград, дипломант) и им. А. Немтина (Пермь, победитель). В 2016 году он победил на XVII Открытом фестивале-конкурсе органной музыки «Гатчина-Санкт-Петербург» и стал лауреатом II Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Казани.
Февраль 2017 года принёс ему победу в ещё одном международном конкурсе - Третьем российско-польском конкурсе органной музыки Vox Polonica Petropolitana, проходившем в Санкт-Петербурге. Среди одиннадцати участников из Польши и России он был лучшим.
В настоящее время Юсупов - студент четвёртого курса Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, продолжает осваивать орган под руководством заслуженного артиста России Д. Ф. Зарецкого.

В одном из интервью Мансур как-то сказал, что двух одинаковых органов не бывает. Каждый имеет свой неповторимый характер. «У органа Кафедрального собора нрав очень покладистый, при этом для него нет ничего невозможного». Эта удивительная, неповторимая пара – человек и орган – приглашают вас в Кафедральный собор 15 апреля на столь же уникальную программу под названием «Музыка старого Кёнигсберга». Будут звучать произведения Букстехуде, Баха, Яна из Люблина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера.

Н. Гора