c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_frontovichka-u-menya_1.jpg04.09.2017 на сцене областного драмтеатра с большим успехом прошел спектакль Русского драматического театра им. Бестужева «Фронтовичка».

Театр приехал в Калининград из Улан-Удэ. Чтобы порадовать местных зрителей, ему потребовалось два года подготовительных работ, переезд общей протяженностью 8700 километров и 10 тонн декораций.

Спектакль «Фронтовичка» — один из лучших спектаклей театра им. Бестужева, его бренд, имеющий множество наград, участвовавший в российском национальном фестивале «Золотая маска», завоевавший на фестивале «Ново-Сибирский транзит» сразу три приза — гран-при, за оригинальное режиссерское решение и лучшую женскую роль.

Художественный руководитель театра, режиссер спектакля Сергей Левицкий:

— К 70-летию Победы российским театрам было рекомендовано иметь в репертуаре спектакль на эту тему. Из имевшихся пьес я выбрал пьесу Анны Батуриной. Главной героине Небылице Марии Петровне 24 года, Анне Батуриной было столько же, когда она написала свое произведение. Мне показалось, что это честный взгляд. Когда мы смотрим фильмы или спектакли на тему войны, то видим чаще всего начищенные сапоги, чистую, выглаженную военную форму, все кричат: «Ура! Мы победили!», а про то, какой кошмар, ад и ужас пережили эти люди, не рассказывается. У Батуриной война закончилась, но человек снова возвращается в ад, в какую-то чудовищную ситуацию, ему сложно справиться с этим. И, казалось бы, люди победили, нужно жить и жить, развиваться — а нет.
Автор пьесы черпала информацию от своих бабушек, из того, что она видела, слышала и читала по этой теме. Ей хотелось сравнить то поколение и сегодняшнее, показать их качественные отличия. Мне кажется, ей это удалось.

Спектакль начинается с кадров кинохроники — на экране, спрятанном за декорацией, изображающей здание, вспыхивают цветные пятна салюта Победы. Главная героиня спектакля Мария Петровна Небылица возвращается с войны в мирную жизнь, она только что перенесла тиф и потеряла ребенка.

— Приедешь, посмотришь на двадцатилетних, — говорит ей жених, — но внутри будешь как старуха.

— Я боюсь, Матвей, — отвечает ему Мария.

Что ожидает ее в этом новом, чужом мире, где нужно будет учиться жить заново? Вернется ли к ней Кравчук? Как и в любой истории, в этой так много любви, одиночества, боли и веры во всепобеждающее добро. Всего того, что объединяет людей разных поколений, делая их судьбы похожими. Непросто выстоять и сохранить в себе человека во время испытаний огнем и смертью, но еще сложнее приспособиться к другой жизни, ради которой отданы чистота, молодость и юношеские идеалы. «Мне тысяча лет, и я видела все на свете. У меня есть жених и пистолеты, что еще нужно для счастья?» — говорит фронтовичка. А действительно — что? Любимый, который так и не вернулся к ней с войны? Аккомпаниатор, без которого сложно проводить хореографические занятия? Или сама жизнь, которая никак не может начаться?

Существование фронтовички делится на бесконечные «войну» и «мир». Она воюет в ожидании любви, борется с предательством и водоворотом условностей, затягивающим ее в новую, непривычную среду, где каждый хочет устроиться получше. Мир появляется лишь в финале — он прорастает в сердце героини, в ее отношениях с окружающими и собой, обновленной.

Все первое действие передается глазами Марии в каком-то искаженном виде: окружающие ее люди гротескны, их речи и поступки преувеличенно неестественны, кажутся фарсом. Вот мать Матвея, тусклая, тревожная, пытающаяся определить по люстре, будет ли жив ее сын; вот директор дома культуры, страдающий манией величия, срезающий пуговицы с одежды девочек, занимающихся в танцевальном кружке (отсылка к Фрейду); вот влюбленная в директора буфетчица Галина, на фоне остальных действующих лиц чересчур яркая, преизбыточная — то ползает перед возлюбленным на коленях, то тащит за собой сияющий лаком рояль их воображаемого брака, то экстатично скачет под песню «Староста». Все образы очень четко прорисованы, выверены, все — результат кропотливой режиссерской и актерской работы. Ситуация, в которую попадает фронтовичка, становится кошмаром, который она воспринимает в состоянии измененного сознания.

Во втором действии все происходящее видится совсем иначе — нет искаженного восприятия, события довольно обыденны и понятны. Зритель может прочувствовать атмосферу безнадеги, в которой пребывает Мария — когда нет ни сил, ни желания двигаться куда-то дальше, когда кажется, что будущего не существует, а есть только неподъемный груз прошлого, от которого никак не избавиться. Но изменились люди, которые окружают Небылицу. Они перестали быть гротескными и чужеродными. Мария стала частью их эксцентричного быта, в который они охотно впускают фронтовичку.

Трое мужчин появляются на ее пути. Один оставляет душевные и телесные раны, второй возрождает и дает смысл существования, третий напоминает о том, что существуют простые радости — человеческое тепло, душевная близость и желанный покой. Рефреном в конце спектакля звучит:

Не понять, не ждавшим им,
как среди огня
ожиданием своим
ты спасла меня.

Кто кого спас — мужчины, жившие в сердце фронтовички, или фронтовичка, ставшая смыслом жизни таких разных людей? Чем стало для них это сражение за любовь, счастье и будущее?

Некоторая недосказанность финала оставляет простор для размышлений, заставляет еще раз пережить увиденное. Режиссер говорит со зрителями на понятном языке, обращаясь не только к эмпирическому опыту собеседников, но и к их бессознательному. Он умело пользуется художественными средствами — минималистичные декорации и костюмы обыгрываются выразительными деталями: роялем (неожиданно превращающимся в мотоцикл, буфетную стойку, колесницу, столик в купе), окнами, табуретками, тазами, искусственными цветами, порхающими в воздухе бумажками, кружащими по сцене велосипедистами; живое, оригинальное музыкальное оформление и пластика органично вплетаются в ткань постановки. Нет ничего, что казалось бы надуманным и неуместным. Отсутствуют лубочность и неискренность, присущие «ура-патриотическим» фильмам и спектаклям. Актеры существуют на сцене гармонично и слаженно, проживают события на одной эмоциональной волне, их энергетика передается залу.

Безусловно, «Фронтовичка» — одна из самых человечных, добрых современных постановок, уважительно рассказывающая об истории нашей страны, позволяющая понять мысли и чувства тех, кто пережил войну.

                           c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_frontovichka-u-menya_2.jpg c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_frontovichka-u-menya_3.jpg
                           c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_frontovichka-u-menya_4.jpg c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_frontovichka-u-menya_5.jpg


Текст - В. Берг
Фото - из группы театра им. Бестужева в Контакте

См. также:

Калининградский областной драматический театр
Театральная афиша Калининграда

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика