Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Цветочный магазин Парадиз

Цветочный магазин «Парадиз» — это не просто место, где продаются подарки и сувениры, товары для украшения дома или дачного участка,  а также цветы во всевозможном оформлении, но счастье, удовольствие, комфорт, наслаждение — тех, кто их покупает, и тех, кому их дарят.

Сцена — это алтарь, куда актер приносит жертву

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_1.JPGОт Избушки на курьих ножках до Понтия Пилата: 5 марта 2018 года заслуженный артист России Анатолий Лукин отмечает юбилей — 50 лет служения сцене.

Анатолий Алексеевич Лукин родился 6 ноября 1946 года в Западной Сибири, в поселке Булаево. Как вспоминает сам актер, «по материнской линии у меня сибирские казаки, а по отцовской — белые офицеры. Родители не говорили, кто мои предки, о них я узнал только потом, от младшего брата отца, когда родителей уже не стало». Деда и бабушку по отцовской линии расстреляли красные.

Начало

Поскольку в 1946 году все еще продолжались репрессии против казаков, отец зарегистрировал мальчика в Петропавловске, который находился примерно в 90 километрах от Булаево. Через полгода семья переехала в Узбекистан (в Ургенч), затем в Киргизию (во Фрунзе), потом в Якутию — там они прожили два года.

«Потом был Братск — еще два года. Потом Алма-Ата, — вспоминает Лукин. — Отец бегал, опасаясь за нашу жизнь. После этого мы переехали в Павлодар и осели там совсем».

В школу маленький Толя пошел в 6 лет. Мальчик хорошо рисовал и сочинял стихи. На выпускном экзамене по литературе написал сочинение по роману Островского «Как закалялась сталь» — в стихах:

Учительница ходила по рядам, остановилась возле меня, смотрит, что я пишу, и говорит: «Ну, давай-давай». По литературе у меня всегда было «отлично», а по русскому тройка — она поправила несколько ошибок, и я получил «5/4». А помогла потому, что я отлично декламировал, читал на уроках Маяковского и других поэтов, и она показывала меня, как образец.

На вопрос: «Кто занимался вашим развитием?», Лукин отвечает так: «Развитием я занимался сам, родителям было не до нас, они нашим воспитанием, в принципе, не занимались. Я вырос на улице. Даже удивительно, что не стал бандюганом, Бог, наверное, уберег. Всех моих друзей пересажали-поубивали. Это же ожидало и меня, если бы я не пошел в театральное училище».

В десятом классе Анатолий Лукин вместе с классом поехал в Ленинград — там произошла его первая встреча с театром, оставившая незабываемое впечатление. А несколькими месяцами позже, когда весь мир отмечал четырехсотлетие со дня рождения Шекспира, в школе, где учился Лукин, должен был состояться большой праздничный вечер, для организации которого пригласили молодого актера из Павлодарского театра драмы Анатолия Пискунова.

«Я тогда занимался в танцевальном кружке, — вспоминает Анатолий Лукин. — Пискунов со мной поближе познакомился, посмотрел, как я читаю стихи, танцую, и стал со мной работать. В итоге на вечере я исполнял монолог Гамлета (до сих пор этот текст помню!), Петруччо из "Укрощения строптивой" — отрывок, читал несколько сонетов Шекспира и танцевал тарантеллу. Стал звездой вечера. С этого момента вопрос о выборе профессии передо мной уже не стоял».

Театральное училище

Родители Лукина-младшего были против актерской профессии.

«Отец хотел, чтобы я стал либо капитаном, либо штурманом, мама мечтала, что я стану хирургом. Именно хирургом, потому что мой дед, ее отец, был военным врачом в казачьем полку. Но я поехал в новосибирское театральное училище и поступил.

Отец никогда этот мир не понимал, не принимал, считал артистов дармоедами и балаболами. Мать отнеслась более-менее терпимо, хотя тоже была недовольна. Первый год отец вообще не помогал. Стипендия тогда была 20 рублей, за квартиру (мы с другом на двоих снимали) надо было платить 12 рублей 50 копеек в месяц, на жизнь оставалось семь с полтиной. Первый год было очень сложно. Мать украдкой присылала посылки с продуктами. И только когда я уже приехал на летние каникулы после первого курса, мы с отцом серьезно поговорили, и он начал присылать 25 рублей в месяц».

Время учебы в Новосибирском государственном театральном училище было порой открытий: Анатолий ходил в театры и музеи, много читал, знакомился с классикой кино.

«Я открыл для себя Лорку (он стал вторым поэтом, которого я полюбил на всю жизнь), Ахматову, Гумилева, Цветаеву, — говорит Лукин. — Их творчество было для меня большим потрясением. Зачитывался книгами о Ван Гоге, увидел впервые картины Рериха — в Новосибирск привезли его выставку. Тогда же произошла встреча с фильмами Феллини; они еще не шли на большом экране, но в академгородке их показывали — были закрытые просмотры, и нас, студентов творческих вузов, туда пропускали. Феллини я тогда практически всего посмотрел, и это оставило очень большой след. Я был как губка — брал-брал-брал, и все было интересно».

Анатолий Алексеевич с благодарностью вспоминает своего педагога по сценической речи Лидию Николаевну Алексееву и ее ассистента Рафаэля Клейнера, помогавшего заниматься с учениками. А еще свою работу с артистами Театра им. Маяковского:

Когда я учился на втором курсе, приехал к нам в Новосибирск со знаменитыми спектаклями «Медея» и «Аристократы» Театр имени Маяковского, играли они на сцене Театра оперы и балета. Смена климата — часть актеров заболела. И я меня взяли на замену в спектакль «Аристократы», довольно хороший эпизод был. Опыт, которым я горжусь.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_2.JPG  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_3.JPG  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_4.jpg

Новосибирский ТЮЗ и Томский областной театр драмы

После окончания театрального училища Анатолий Алексеевич полгода проработал в Целинограде, а затем вернулся в Новосибирск, в Театр юного зрителя. Там у него было много ролей — от Избушки на курьих ножках в спектакле по пьесе Шварца «Два клена» до Атоса в «Трех мушкетерах». И это, как признается артист, навсегда избавило его от страха перед сценической площадкой.

О своей первой роли в ТЮЗе он рассказывает так:

Я только пришел в театр, ничего еще не репетировал. Мне говорят: «Смотрите спектакль, потому что вам предстоит туда ввод». Я сел в зал. Прибегает помощник режиссера: «Все, пойдемте, актера, который должен играть Избушку, нету, вы его будете заменять». Я отвечаю: «А как, я же ничего не знаю?». «Ничего, — говорит, — вас будут водить, подскажут». Надел чулки с куриными ножками, сверху избушку, перед глазами, как у танка, амбразура. На сцене Баба Яга, ее играл заслуженный артист Ганин, я за ней... После спектакля мне дали денежную премию и объявили благодарность — за срочный ввод.

В Томском драматическом театре Анатолий Лукин прослужил тринадцать лет. Там же он поступил на режиссерский факультет театрального училища имени Б. В. Щукина.

«Мне всегда везло, — говорит Лукин, — когда я поступал в Новосибирское театральное училище, в Павлодарском театре драмы был подъем, и я попал на этот пик — приехал курс из ГИТИСа, они ставили потрясающие спектакли по Маяковскому — «Клоп», «Баня» и другие. Когда я пришел в ТЮЗ, там тоже был подъем. Но когда Кузьмина убрали (народный артист Владимир Кузьмин был главным режиссером театра), и пришел другой — Белов, петербуржец, я ушел от него. А в Томский драматический театр пришли павлодарцы, которые снова подняли этот театр. Они восстановили спектакль «Клоп», я в нем играл Баяна. И снова попал на пик».

Калининград

В Калининград Анатолий Лукин приехал в 1985 году. И сразу получил роль в спектакле режиссера Калининградского драматического театра Григория Жезмера «Спасение». А в 1994-м Анатолий Лукин, Василий Бухарин и Валерий Лысенко организовали в бывшем здании телецентра на улице Бассейной двухгодичную театральную студию:

Мы набрали студентов, отвели с ними занятия, даже начали ставить спектакли. А потом посмотрели друг другу в глаза — ну, что дальше делать будем? Лысенко говорит: «А давайте на базе этой студии сделаем первый курс ГИТИСа». Мы согласились, он договорился, съездил в Москву, в ГИТИС, поговорил с ректором, проректором, и нам дали Хейфица, художественного руководителя, который был давним знакомым Бухарина, Промптову — профессора по сценической речи, и Звереву — преподавателя по актерскому мастерству. Три этих педагога приехали к нам, и мы вместе с ними набрали уже курс ГИТИСа. В него вошли и наши студийцы, большая часть... Курс я довел до конца, поставил с ними как педагог и режиссер два спектакля — «Охоту на носорога» по Гумилеву и «Любовь Дона Перлимплина» Лорки. И когда мы выдали им дипломы, я сказал: «Ребята, все». И вернулся в драмтеатр. Преподавательской деятельностью я занимался шесть лет — два года в студии и четыре в филиале ГИТИСа.

Также Анатолий Алексеевич преподавал десять лет сценическую речь школе искусств им. Чайковского, давал уроки частным образом.

Отзывы о Лукине его учеников на сайте Кино-театр.ру:

«Анатолий Алексеевич прекрасный актёр, замечательный человек, великолепный учитель. Это человек, очень требовательный как к себе, так и к другим. Он не терпит абсолютно никакой фальши. Я тоже у него учился и мне очень приятно, что наше общение продолжается и сейчас. Я желаю Анатолию Алексеевичу как в работе, так и в жизни всего самого наилучшего!» (Денис Гринцевич).

«Великолепный педагог и друг» (Сусанна Аракелян).

«Анатолий Алексеевич, шикарный актёр и мой любимый учитель. Я от него в восторге и вся Чайковского тоже, никто не даст мне соврать» (Майя Анциферова).

В 1998 году Анатолий Лукин получил звание «Заслуженый артист России». Своей наградой он гордится, говорит, что быть заслуженным артистом такой большой страны — почетно, что это звание приравнивается к полковничьему. И тут же шутит:

«Преодолевая разные препоны,
я двадцать лет ношу полковничьи погоны.
Пора бы их заменить на генеральские,
и хорошо б на праздники, на майские».

В Калининградский драматический театр Анатолий Алексеевич Лукин вернулся в 2000 году. Здесь у него было много интересных ролей: Флоран в «Священных чудовищах», Борис Годунов в спектакле «Царь Федор Иоаннович», Лизандр в спектакле «Сон в летнюю ночь», Грознов — «Правда — хорошо, а счастье лучше», Дорн «Чайка» и множество других. Сегодня он занят в спектаклях «Лорд Фаунтлерой», «Панночка», «Мастер и Маргарита», «Мнимый больной», «Дракула» и т. д.

«После того, как я закончил режиссерский факультет, — говорит Лукин, — стало намного интереснее работать. Даже если режиссер неинтересен, свою роль я как режиссер в любом случае выстрою. И сыграю как актер.

Театр это храм — ведь со сцены звучат строчки Гомера, Аристофана, Шекспира, Мольера, Лопе де Вега, Булгакова, Чехова — это и есть место, где живет мировая человеческая душа. Поэтому нужно идти на спектакли как в храм — не развлекаться, а работать душой. Сцена — это алтарь, куда актер приносит жертву, отдает все самое лучшее. А если не будет отдавать, то и назад ничего не получит. Это как колодец — чем больше черпаешь, тем чище вода, вкуснее.

А еще театр — это родник. Один человек, чтобы напиться, на колени встанет, поклонится. Напьется и напишет строчки: «Я сегодня пил из родника, небо целовал и облака». Второй подойдет, палкой поковыряет, плюнет, третий просто сапоги помоет. Каждый берет ровно столько, сколько он может взять. Так и в театр приходит зритель. Но я все равно должен сделать, чтобы воспитанный человек получил эстетическое удовольствие.

Я люблю свою профессию за отсутствие монотонности — все время разные авторы, тексты, характеры, судьбы. Я не смог бы стоять у станка, точить одну и ту же деталь, с ума сошел бы.

Когда я погружаюсь в текст, то некоторым образом присваиваю его, становлюсь соавтором — и это меня обогащает. А еще актерская профессия дает возможность выплеснуть все негативное, что накапливается в душе. После некоторых спектаклей бывает такое опустошение, что аж трясет. После «Лорда Фаунтлероя», например, нужно сутки восстанавливаться, чтобы дальше работать. Болеть некогда — вообще не хожу по врачам, меня только увозят на «скорой помощи». Я и больной играю. Иногда чувствуешь: все, не могу — но подтянулся, вышел на сцену, отработал — и опять никакой. Сцена не дает возможности совсем расклеиться, мобилизует».

Как всякий талантливый человек, Анатолий Лукин талантлив во многом: он снимается в кино, пишет стихи, если требует роль - играет на музыкальных инструментах, отлично готовит.

«А еще у меня красивые дети, смеется Анатолий Алексеевич. Сын Алексей — капитан-лейтенант, окончил с красным дипломом училище, красивый парень — Джеймс Бонд отдыхает. Внучку мне родил. Дочь прекрасная, Александра. От первого брака тоже дочка-красавица — Екатерина, и там внук и внучка. Все хорошо учатся».

Заслуженный артист России Анатолий Лукин сыграл более ста ролей в театре и около десятка — в кино, поставил в качестве режиссера множество спектаклей, постоянно выступает с концертами. Портал «Выходной» поздравляет Анатолия Алексеевича с пятидесятилетием творческой деятельности и желает крепкого здоровья, счастья, множества новых интересных ролей и благодарных зрителей.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_5.JPG  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_6.JPG  c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_stsena-eto-altar_7.JPG

В. Берг

См. также:

Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского областного драматического театра