Свое 685-летие калининградский Кафедральный собор отметил концертом «Приношение собору», в котором приняли участие ведущие музыканты города.
На сцене большого зала выступили Калининградский областной симфонический оркестр, дирижировал Константин Белоногов, и два замечательных органиста - Евгений Авраменко и Мансур Юсупов.
Первым был исполнен Концерт для органа, литавр и струнных соль-минор Ф.А. Пуленка. Современники композитора говорили о его музыке, что «она настолько откровенна, что сразу достигает своей цели». И с этим нельзя было не согласиться. Это одно из самых впечатляющих произведений автора, в котором с лёгкостью сочетаются и лирика, и драматические эпизоды. Орган и струнные поразительно образны в нём. Вначале они ведут диалог, а потом, словно придя к согласию, следуют друг за другом; и нигде не чувствуется противоречия, как в традиционном концерте.
Композитор в письме к заказчице произведения писал: «Это не забавный концерт Пуленка для двух фортепьяно, а скорее как бы путь Пуленка в монастырь ..." Но путь не скучный и не пугающий. Музыканты оркестра рассказывали о чём-то потаённом - и радостном, и тревожащем, о внешнем и внутреннем мире человека. А соло органа было связующей нитью между этими многомерными пространствами. Оно сопровождалось то радостными, то затихающими, почти молитвенными, приглушенными соло альта и пиццикато струнных, как бы нежащихся на чувственных аккордах органа. Пуленк никогда не занимался анализом своей музыки. Он просто хотел, что бы она звучала сердечно, естественно, инстинктивно. Именно так и прозвучал концерт в исполнении виртуозного органиста, обладающего многими достоинствами, Мансура Юсупова и не менее виртуозной струнной группы симфонического оркестра.
Второе произведение, исполненное этим вечером, также порадовало слушателей. Симфония № 1 для органа с оркестром ре-минор А. Гильмана имеет понятный гармонический язык и прекрасную мелодию, в ней применены полифонические формы и приемы лейтмотивизма и симфонической драматургии, так похожей на бетховенскую. Симфонический оркестр, с его неповторимым звучанием и богатым оттенками тембром, и Евгений Авраменко, с его блистательной, талантливой, вдохновенной игрой, сумели передать всю красоту и мощь произведения французского органиста, композитора и педагога, чья деятельность была отмечена престижными званиями и наградами. Музыканты были единым целым, рисующим в воображении слушателей многочисленные образы и прекрасные картины, они соединяли пространство и время, создавали магическую звуковую интерпретацию симфонии. Благодаря этому был установлен духовный контакт с публикой. Под сводами собора мелодия лилась полноводной рекой, бурлила океаном, парила в воздухе птичьим перышком - и создавала атмосферу праздника. Спасибо музыкантам за такой замечательный подарок собору и горожанам, ведь слушая музыку, мы, по словам Цветаевой, слушаем свою душу.
Н. Гора