c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_medved-po-khajdeggeru_1.jpgКорреспондент портала «Выходной» Виктория Берг — о том, почему любителям театра следует посмотреть новый спектакль для взрослых «Медведь».

В Калининградском областном театре кукол прошла генеральная репетиция спектакля по одноактной комедии А. П. Чехова «Медведь» — первой и пока единственной постановки, рассчитанной на взрослых. Вполне понятным было волнение директора театра Александра Перебейноса и главного режиссера Дмитрия Смагина: до этого здесь шли только детские представления — производство и актеры «заточены» на юного зрителя. Кроме того, «Медведь» — преддипломная работа питерского художника-кукольника Светланы Струковой и дипломная — режиссера Натальи Степаненко: опасались, справятся ли, как примет спектакль публика?

Однако можно с уверенностью сказать — страхи были напрасными. Главный художник Татьяна Борисова, приглашенный — Светлана Струкова и мастера цехов приложили огромные усилия и в короткие сроки сотворили чудо. Костюмы, куклы, декорации — все выполнено очень талантливо и качественно. Декораций было немного, но все — емкие по смыслу и функциональные, все великолепно решали поставленные перед ними задачи. Наталья Степаненко смогла по-новому взглянуть на обыденные вещи: деревянная вешалка с пальто и шляпой на время превращалась в покойного мужа помещицы Поповой, полотна для воздушной гимнастики — в паутину, опутавшую главную героиню, огромное сердце, набитое алой органзой — в сердце главного героя, из которого его взбалмошные подружки вырывали куски. Куклы получились очень выразительными и живыми, им удалось невозможное — освоить эмоциональную сферу и с помощью актеров передать переживания героев.

Замечательным было и музыкальное оформление — все органично, в едином стиле, в согласии со сценическим решением эпизодов и образами. Хореография — выше всяких похвал: небольшие балетные зарисовки, пантомимические вставки, раскованная пластика итальянской комедии масок — идеальная ритмичность, предельная отточенность формы.

Невозможно не отметить и актерскую игру. Все участники постановки блестяще справились со своими ролями, каждый был на своем месте и способствовал воплощению режиссерского замысла. Благодаря им герои «Медведя» получились живыми и понятными. Мудрый, добродушный Лука (Александр Юргин), брутальный, харизматичный Смирнов (Алексей Грызунов), трепетная, яркая, в некоторых сценах пронзительная Попова (Александра Дорошенко), характерные, красноречивые маски — все герои спектакля были очень убедительны, актеры играли на одном дыхании. Алексею Грызунову и Александре Дорошенко удалось слиться с куклами и в то же время продемонстрировать высокий уровень драматического мастерства. В целом получился замечательный актерский ансамбль, который смог создать новую художественную реальность и показать отношение к материалу.

И, конечно, блестящей была работа режиссера. Как рассказала Наталия Степаненко в своем интервью перед сдачей спектакля, пьеса Чехова заинтересовала ее давно, появились вопросы: почему этот материал так долго пользуется любовью зрителей? какова связь между миром физическим и чувственным? как возникает любовь с первого взгляда? Главной же мыслью, которую хотела донести Наталия до зрителей, стало — «разреши себе любить».

Ей удалось воплотить задуманное. Чеховская шутка превратилась в емкое, многоуровневое экзистенциальное полотно, раскрывающее темы уникальности человеческого бытия и психологии отдельных индивидуумов; герои постановки — в хайдеггеровские личности, очищающие свою жизнь от навязчивых иллюзий прошлого и настоящего.

Все сцены и ключевые эпизоды проработаны с тщательностью — нет ни одного провального места. У режиссера имеется четкое видение материала, он предельно откровенен со зрителями. Скрытые смыслы, психологические тонкости, выразительные образы, пластика и звук — все создает потрясающую синергию.

Не удивительно, что на обсуждении после репетиции прозвучали следующие комментарии:

«Отдельные этюды просто шедевральны, с письмами — потрясающий, очень красиво. Отличная архитектура спектакля, свет замечательно поставлен. Прекрасное впечатление».

«В какой-то момент теряется грань между актерами и куклами. Для меня главными героями были куклы, а люди, которые между собой общались, — их духовные сущности. Очень выразительно переданы мир физический и чувственный».

«Каждое режиссерское решение доносилось на уровне ощущений, все было понятно. Хочется отметить графичность постановки. Спектакль получился стильным, одухотворенным, он держал, не отпуская ни на минуту. Режиссер объединил разные жанры — балет, пантомиму, кукольный и драматический театр — и получилось синтетическое произведение искусства. Я очень рада, что могла побывать на спектакле, спасибо вам большое».

«В этой чеховском произведении сочетание лирики, драмы, комедии — все сплетено, все оправдано. Где-то прям до слез, где-то хочется смеяться. Александра Юргина я не узнала, Александра Дорошенко — великолепна, все у нее там — и характер, и женская беззащитность. Алексей Грызунов — драматический актер — прекрасно работает с куклой. Такой ансамбль — режиссер молодец. Будет жить у нас этот спектакль, будут на него ходить».

«Спектакль получился очень яркий, очень необычный. Проделана огромная работа, чувствуется вдохновение. То, что актеры работали с огромным удовольствием, заметно. Очень интересно, не было провальных мест. Радует, что Калининградский театр кукол будет теперь дарить радость взрослым. Мы всегда надеялись, что в его репертуаре появятся взрослые спектакли. Будем ждать следующих».

«Первая сцена была очень сильная. Мне показалось, что режиссер хотел как следует встряхнуть зрителей. И это здорово — то испугались, то засмеялись — равнодушных нет».

«Чеховская шутка уже прочно утвердилась в восприятии как что-то легкое, неглубокое, но Наташе Степаненко удалось показать ее необычно, привлечь и удержать внимание зрителя. Смотрится на одном дыхании».

«Приятно, когда берут серьезную, проверенную временем драматургию. Актер-кукольник обычно работает с зайчиками и белочками, ищет в их действиях глубокий философский смысл, вытягивает его, а потом маленькие зрители отторгают эту глубину. А на Чехове и взрослом зрителе уже можно оторваться по полной, поэтому актеры сегодня получали большое удовольствие. И публика была очень интеллигентная, воспринимала их творчество, быстро был налажен контакт между зрительным залом и сценой. Этот спектакль нужно рассматривать как постмодернистическое искусство, у которого есть свои законы. И здесь все было на уровне, сложилось в определенную картину. Актеры заметно выросли на этом материале, не было заготовок и штампов. Художнику уже дифирамбы пели — я присоединяюсь к ним, очень стильная, очень приятная работа. Впечатление яркое, картинки просто замечательные».

Как сказала Наталия Степаненко, материал обычно или срастается, становясь единым организмом и начиная дышать, или нет. В случае с «Медведем» — все вышло. Артисты выложились, сделали все, что от них требовал режиссер, публика восприняла кукольный спектакль для взрослых на «ура». Поэтому новую работу Калининградского театра кукол можно назвать одним из самых интересных и запоминающихся культурных событий региона.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_medved-po-khajdeggeru_2.jpg  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_medved-po-khajdeggeru_3.jpg  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_medved-po-khajdeggeru_4.jpg  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_medved-po-khajdeggeru_5.jpg

В. Берг
Фото из архива Наталии Степаненко

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика