Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Суздаль - Что посмотреть

Что посмотреть

 

Прежде всего, советуем ознакомиться с картой архитектурных памятников Суздаля

Полезно заранее составить маршруты, распечатать краткие сведения с нашего сайта. Рекомендуем также ознакомиться с городом Суздаль, «прогулявшись» по нему. Установите карту Яндекс, нажмите кнопку «Панорама». Задавайте адреса, указанные в рекомендациях – и вы увидите город, те места, в которых захочется побывать.

 

Кремль

Самая древняя часть города - это Кремль. Его площадь - 14 га. По периметру он имеет протяженность примерно 1400 м. Вал Суздальского Кремля построен по приказу Великого Киевского князя Владимира Мономаха, отца первого самостоятельного князя Северо-востока Юрия Долгорукого. За валом – сам Суздальский Кремль. Сюда относятся:

 

Успенская церковь из красного кирпича, здесь второй половине XV в. находился двор, Великого Московского князя Василия III. и деревянная придворная Успенская церковь. Время постройки ныне существующей каменной - конец XVII - начало XVIII в.в.

 

Никольская церковь, после 1720г. «летняя» церковь. Имеет типичную для посадского храма устройство, и состоит из основного объёма, колокольни и соединяющей их трапезной. Перспективный портал и резные оконные наличники служат простым и изящным украшением гладкой стены основного объёма - четверика. Верхняя часть четверика окаймлена широким карнизом из мелких кокошников. Венчает храм луковичная главка, опирающаяся на тонкий барабан с двумя аркатурными поясами. Вероятно, первоначально храм был пятиглавым.

 

Христорождественская церковь (1775), стоящая рядом, «зимняя» церковь. Кирпичное здание состоит из двух прямоугольных объемов разной высоты, с двускатной кровлей. Венчает церковь небольшая главка на тонком резном барабане, придающая ее внешности ощущение высоты и стройности. В XIX веке к ней была пристроена паперть.

Храмы хорошо видны с земляных укреплений Кремля. Их можно узнать и в известном фильме «Женитьба Бальзаминова», снимавшемся в Суздале.

 

На соборной площади Кремля и рядом

 

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построен в 1222-1225 гг. на месте храма, возведенного по воле Великого Киевского князя Владимира Мономаха в начале XII в. Восстановлен собор в 1530 году, после разрушения его казанским ханом во время набега.

 

Архиерейские палаты, XVI-XVII вв., включившие в себя более древние каменные постройки. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов и галерей.

 

Крестовая палата – парадная зала архиерейского обихода, в которую ведёт торжественный марш лестницы. Огромные размеры Крестовой палаты тем более поразительны, что её громадный зал площадью более 300 кв.м не имеет ни одного столба. Вдоль стен стоят дубовые скамьи, крытые, как и подоконники, алым сукном.

 

Никольская церковь, памятник зодчества, датирующийся 1766 годом. Выполнена без единого гвоздя. При храме каменная колокольня высотой в 22 сажени. Никольская церковь входит в единый архитектурный комплекс со Спасо-Преображенской церковью и является «зимним» храмом.

 

Прогулка по западной части кремлевского вала

 

Ильинская церковь (1744г.) - построена на Ивановой горе, на месте прежней деревянной, когда-то возведенной на этом месте митрополитом Илларионом.

 

Борисоглебская церковь - 1747 г., построена на месте сожженного поляками в начале XVII века Борисоглебского монастыря. Ранее храм окружала каменная ограда с железной решеткой, устроенная в 1844г. На колокольне было 7 колоколов. Внутри храм украшал трехъярусный иконостас столярной работы с колоннами. Высота храма с крестом 12 сажень 2 аршина.
Борисоглебская церковь славилась своим хором, в котором пели воспитанницы Александровского детского приюта.

 

Богоявленская церковь. Была построена в 1781г. на пологом берегу Каменки, в Кожевенной слободе. Прежде на этом месте стояла пара более ранних деревянных храмов. Летняя Богоявленская церковь имеет черты, свойственные архитектуре конца XVIII века, такие, как рустовка по углам, однако в ее декоре сохраняются и элементы, присущие постройкам конца XVII века – наличники, декор западного портала с «дыньками».

 

Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Возведена в 1739 г. на берегу Каменки, рядом с Богоявленской церковью. «Теплая» или «зимняя», с пристроенной к ней в 1740 году колокольней с характерным для Суздаля слегка вогнутым шатром. Во внешнем облике церкви видны черты деревянных двухклетских построек с двускатной кровлей.

 

Тихвинская церковь (конец XVII века) стоит на небольшом холме у Ильинского луга. Эта церковь – единственное здание, которое сохранилось от Андреевского монастыря (известного еще с XIII века). В начале XVII века, по историческим документам, на этом месте уже был только Андреевский луг, возле которого располагалась полуразрушенная слобода, часть которой была занята посадскими людьми, а жители другой «померли и побиты в литовское разорение». По предположениям, монастырь был разорен тогда же. До революции к храму примыкала шатровая колокольня и теплый храм Андрея Первозванного. Сама церковь уцелела, не была разобрана на камни, пережила весь свой монастырь и теперь хорошо видна издалека, от самого суздальского Кремля, и с оборонительных укреплений, и со ступеней торговых рядов.

 

Торговая площадь и рядом

 

«Гостиный двор государев с рядами». Каменный Гостиный двор в стиле ампир был построен в Суздале в 1811 г. по проекту местного архитектора А. Вершинского, образцом для него послужил Гостиный двор С.-Петербурга. Здесь снимались «Женитьба Бальзаминова», «Душечка», «Мой ласковый и нежный зверь».

 

Воскресенская церковь (1720г.). Перед торговыми рядами стоит группа храмов, отмечающая правый, южный край, стоявшей здесь вдоль лавочного порядка торга группы деревянных церквей XVII века, сгоревших в 1719 году. На месте существующей Воскресенской церкви стояла одноименная шатровая. Здание сохранило не только местоположение старого: новая каменная колокольня восприняла и повторила его архитектурную роль — основной вертикали в ряду соседних деревянных храмов. Да и само живописное расположение главной Воскресенской церкви и «теплой» Казанской (1739), видимо, имело нечто общее с группировкой деревянных церквей торга. С этой преемственностью связано и преимущественное внимание зодчего к обработке колокольни — главного элемента ансамбля. Грани ее стройного восьмигранного столпа, поднятого на мощном цоколе четверика, снизу доверху убраны глубокими ширинками со вставленными в них зелеными «муравлеными» и полихромными изразцами. В основании яруса звона положена сплошная лента изразцов, а в венчающем карнизе красные кубышки чередуются с поливными зелеными. Все это создает богатую игру светотени и цветных пятен на поверхности столпа колокольни.

 

Казанская церковь (1739г.),расположена рядом с Воскресенской, напротив городских торговых рядов. Необходимо отметить, что по некоторым данным, в здании Казанской церкви погребен ключарь суздальского собора Ананий Федоров — автор известного труда «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале».

 

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви – ансамбль. К северо-востоку от Воскресенской церкви за густыми кронами лип виднеются узкие, длинные барабаны и необыкновенной формы главы церковного здания. Это, как ее называют в Суздале, Царевская церковь, храм летнего типа, рядом с которым — низенькая зимняя церковка в честь иконы Скорбящей богоматери. Раньше между этими церквями проходила дорога — Нижегородский тракт. Она шла через ворота Острожного вала, там, где в настоящее время, улица Воротищи. Вдоль дороги вырастали строения, которые тянулись к Лазаревской церкви и соединялись со Старой улицей. Жители этих улиц в XVII веке и построили две церкви, первоначально деревянные, и освятили их: зимнюю в честь Воздвижения креста, а летнюю в честь царя Константина. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, т. е. «ругу». В описи города церкви названы «ружными».

В 1707 году вместо деревянной летней церкви была построена новая, каменная, сохранившаяся до настоящего времени.

Царевская церковь во многом отличается от других суздальских храмов. При сходстве основных объемов, этот памятник имеет особенное завершение: пять ее глав необычны. Барабаны, а также главы фигурной формы удлинены во всех деталях: купола, шейки, шпили и даже кресты. Пышный декоративный карниз с арочками подковообразной формы с поребриком (с узором в виде пилы) для архитектуры Суздаля является единственным примером.

 

Входо-Иерусалимская церковь (1707г.) расположена между Гостиным двором и оборонительным валом Кремля. Восточным фасадом выходит на городскую площадь и хорошо видна от Воскресенской церкви. Рядом с нею раньше проходила дорога берегом реки Каменки. Здесь же стояла еще Ильинская церковь, перенесенная затем на Иванову гору. Церковь была деревянная, в XVIII веке её, вместе со стоящей рядом Пятницкой церковью, заменили каменной.

Летняя церковь имеет свою особенность. Она украшена декоративным карнизом из кокошников — арочек, поставленных на консольки. Покрытие на четыре ската когда-то было завершено пятью главами, ныне же сохранилась только центральная глава. Внутреннее помещение перекрыто сомкнутым сводом.

 

Пятницкая церковь (1772г.) - обычный для суздальской архитектуры зимний храм. Однако в отличие от остальных, на восточном его четверике поставлен восьмигранник, на барабане которого редкая для Суздаля чеканная главка в виде фигурной вазы.

 

Церковь Иоанна Предтечи, 1720 г. Здание имет форму куба, гладкие стены которого украшены обычными наличниками. С западной стороны к паперти примыкает колокольня, чарующая своей простотой и пропорциональностью форм. Ее четверик поставлен на два круглых массивных столба, образующих как бы крыльцо. Восьмигранник завершен простым шатром. Все это просто и логично. В отличие от остальных суздальских колоколен, насыщенных декором, Предтеченская не имеет ни одного декоративного элемента. Зато удивительно красив ее западный портал. Он состоит из полуколонок с резными бусинами. Завершающие их арки — архивольты из белокаменных тесаных бусин, когда-то раскрашенных и расписанных узором в разные цвета. Широкие каменные лестницы с площадкой подводят к порталу.

 

Между Торговыми рядами и северной стороной Суздаля

 

Кресто-Никольская церковь (1770 г.), расположена на небольшой площадке в конце торговых рядов.

В 1654 году в Суздале свирепствовало «моровое поветрие», унесшее за короткий срок много жизней. По древнему обычаю, суздальцы решили отслужить молебен в городе на средокрестии (пересечении) дорог. Крестом дороги сходились в этом месте: одна шла по теперешней Старой улице и берегом реки, другая, пересекающая ее, от Царевской церкви под Кабацкую гору.

В знак избавления от «морового поветрия» была поставлена часовня, которая в 1770 году была заменена каменной церковью в честь Креста с приделом Николая Чудотворца.

Церковь эта небольшая, кубообразной формы с барочными наличниками, перекрытая на четыре ската, с одной главкой. В XIX веке западная часть была перестроена, к ней приделали новую колокольню.

 

Лазаревская церковь (1667г.) – поставлена на месте деревянной, первая каменная церковь на посаде, первая в Суздале пятиглавая церковь.

 

Антипиевская церковь (1745г.) - представляет собой зимний храм. Здание низенькое, прямоугольное, удлиненное к востоку, где его заканчивает алтарное полукружие.

 

К западу от церкви находится колокольня в виде широкого восьмигранника, поставленного на куб, она завершена вогнутым шатром — «дудкой». Фасады ее декорированы по углам ширинками и рустами. Старая расцветка фасадов восстановлена при реставрации в 1959 году.

 

Ризоположенский монастырь, 1207г. С уникальными для Суздаля двухшатровыми Святыми воротами, построенными суздальскими архитекторами Маминым, Андреем Шмаковым и Иваном Грязновым. Неподалеку церкви - Смоленская (летняя) и Симеоньевская (зимняя), Церковь Симеона Столпника (1749г.), Посадский дом - редкий памятник каменной жилой архитектуры конца XVII в.

 

Западная граница города

 

Крестовоздвиженская церковь (1696г.), «зимняя» - обычный храм суздальского типа. Это вытянутый с запада на восток прямоугольник с колокольней в западной стороне. Покрытие двускатное. Колокольня завершена восьмигранным вогнутым шатром с удлиненным шпилем. Фасады ее декорированы квадратами-ширинками и поясами из керамических балясин, покрытых красной и зеленой глазурью. С северной стороны в 1787 году устроен придельный храм.

 

Козьмодемьянская церковь (XVIIIв.), В описи города 1617 года Козмодамианская церковь значится деревянной как строение «приходных людей». Эта церковь в 1725 году была заменена ныне существующей каменной.

В архитектурном отношении здание представляет большой интерес. Основное здание летней церкви построено в виде куба. С южной стороны к нему примыкает зимняя церковь. С западной стороны между ними приютилась небольшая колоколенка, завершенная стройным восьмигранным шатром. Это соединение трех зданий в единый памятник, представляет собой новый тип суздальской архитектуры. Очевидно, небольшая площадка для постройки церквей, заставила мастеров изобрести столь интересный вариант.

 

Петропавловская церковь (1694г.) – «летняя», у стен Покровского монастыря.

 

Никольская церковь (1712г.). Церковь в две клети под высокими двускатными кровлями с галереей – типичный зимний храм, так называемый «клецкий», т.е. составленными из рубленых клетей. Прекрасный образец народного плотничьего мастерства. Здание поставлено на основании, находившейся на этом месте в XVII веке Всехсвятской, также деревянной церкви.

 

Спасо-Евфимиев монастырь. Был основан в 1352 г. Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Напротив, через реку Каменка, Покровский монастырь.

 

Покровский монастырь. Основание монастыря относится к 1364 году и приписывается Суздальско-Нижегородскому князю Андрею Константиновичу. Отсутствие древних источников о начальной деятельности монастыря, о его хозяйственно-экономическом состоянии дает повод думать, что в силу существовавшего в то время «купножития» хозяйство Покровского монастыря и рядом стоящего Спасского было общим, с подчинением Спасскому монастырю. Монастырские здания в то время были деревянными.

Интересно, что на протяжении двух столетий Покровский монастырь оставался местом ссылки опальных женщин знатного происхождения. В списке монахинь, погребенных в некрополе Покровского собора, дочь Ивана IV Александра, Евпраксия, жена князя Владимира Старицкого; Евдокия Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна Соловая, жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова, пятая жена Ивана Грозного; вторая жена царя Василия Шуйского Мария Петровна Буйносова-Шуйская; Евдокия Федоровна Лопухина, жена Петра I, постриженная под именем Елены.

 

МУЗЕИ

 

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Адрес: Кремль, ул.Кремлевская, 3

тел. (49231) 2-09-37

 

Суздальский Кремль

История Суздальской земли, Крестовая палата, Древнерусская живопись, Детский музейный центр, Рождественский собор, Иорданская сень XVII века.

Тел. (49231) 2-16-24,

время работы: ежедневно, с 10 до18, кроме вторника.

 

Спасо-Евфимиев монастырь

Экспозиция: Дмитрий Пожарский - национальный герой России. Книжные сокровища шести столетий. Русские иконы XVIII - начала XX века. Музей наивного искусства России. Фрески Гурия Никитин. Суздальская тюрьма. Золотая кладовая. История суздальских монастырей. Побеждая время – «живой» музей реставрации Сплетенье судеб. Аптекарский огород.

Адрес: ул. Ленина,

тел. (49231) 2-07-46,

время работы: ежедневно с10 до 18, кроме понедельника.



Музей деревянного зодчества

Экспозиция: Дом крестьянина-середняка. Дом зажиточного крестьянина. Интерьер старой мельницы. Интерьер Воскресенской церкви.

Адрес: ул. Пушкарская,

тел. (49231) 2-07-84,

время работы: ежедневно с 9 до 17, кроме среды.



Приказная изба Покровского монастыря

Экспозиция: Интерьер приказной избы монастыря XVIII века. · История Покровского монастыря.
Адрес: ул. Покровская, 76,

время работы: ежедневно с 10 до 18, кроме среды и четверга.

 

Посадский дом

Экспозиция: Интерьер жилого дома калачника и харчевника XVIII века.

Адрес: ул. Ленина, 148,

тел. (49231) 2-15-64,

время работы: ежедневно 10-17, (среда и пятница до 16), кроме четверга.

 

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

Адрес: с. Кидекша

время работы: пн., ср.: 10-16, чт.-вс.: 10–17.

 

Иконописная мастерская «София» священника Андрея Давыдова

Адрес:ул. Лебедева, Никольская церковь,

тел. (49231) 2-51-51

время работы: по предварительной записи.

 

Музей восковых фигур

Адрес: ул. Кремлевская, д. 3,

тел. 8 (985) 763-84-51,

время работы: ежедневно с 10.00 до 19.00.

 

Музей «живой» истории «Щурово Городище»

Реконструированное поселение древних славян. Загон для скота. Возможность пострелять из лука, обучиться владению мечом, метнуть копье.

Адрес: ул. Коровники, 14,

Время работы: сб.: 11.00-16.00, вс.: 11.00-14.00.

Комментарии  

0 #2 isilgan 26.10.2013 12:44
Фоторепортаж Музей деревянного зодчества в Суздале: http://www.isilgan.ru/2013/10/blog-post_26.html
Цитировать
0 #1 аркадий 28.09.2012 19:24
Идите все в Лосось и кофе,самое приличное из всех представленное, вкусно кормят и хорошее обслуживание,пр иятный персонал.
Цитировать
Добавить комментарий