c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_1.jpgКогда приезжаешь в чужой город, то знакомство с ним начинаешь обычно с исторической части. Это могут быть или собор, или крепость, или площадь. А в Екатеринбурге исторический центр города – плотина или «Плотинка», как ласково называют её горожане, и Исторический сквер. Как-то непривычно, правда? Чтобы рассказать о городе, экскурсии по которому я совершила этой весной, начну с его истории. 

История Екатеринбурга
История архитектуры Екатеринбурга
Экскурсии по Екатеринбургу
- Плотинка
- Проспект Ленина
- Набережная Рабочей Молодежи
- Площадь 1905 года
- Район купеческих особняков
- Литературный квартал
- Усадьба Расторгуевых-Харитоновых
- Район железнодорожного вокзала
- Улица 8 Марта
- Улица Вайнера
- Улица Сакко и Ванцетти
- Чекистский городок

История Екатеринбурга

Средний Урал всегда был богат полезными ископаемыми, древний человек начал обживать эту территорию очень давно. Об этом свидетельствуют археологические раскопки.  Так, в пригороде Екатеринбурга существует памятник Исетское Правобережное I -  неолитическое поселение (VI-V тыс. до н.э.), жители которого использовали для изготовления орудий свыше 50 различных пород и минералов. Вполне естественно, что в 20-х годах 17 века именно здесь зародилась металлургическая промышленность.

Первые пять заводов были построены за счет госказны для удовлетворения военных потребностей в условиях Северной войны. Из этой пятерки Невьяновский завод только один год был под управлением государства. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_2.jpgВ 1702 году Петр I  передает производство Н. Демидову, которого уважал как прекрасного специалиста и талантливого организатора. Демидов рьяно взялся за дело, в период с 1716 по 1725 под его руководством действовало уже шесть заводов.

К 1720 году объемы производства казенных заводов значительно снизились и уступали демидовским, т.е., выражаясь современным языком, перестали быть конкурентоспособными. Царь отправил на Урал с инспекцией Василия Никитича Татищева, который сделал печальный вывод: реконструкция государевым заводам не поможет, нужно строить новые цеха. Этого же мнения придерживался и первый Главный горный начальник казенных заводов и управляющий Уктусским заводом Бурцев.

Мастер Клеопин выбрал наиболее подходящее для строительства плотины место на реке Исеть. Татищев в 1721 году отправил запрос  в Берг-коллегию на разрешение строительства завода «по последнему слову техники». Месяц подождал ответ и начал без разрешения строительство. За что и поплатился. Серьезный конфликт с Демидовыми и ложные доносы сделали свое дело – Татищева отстранили от должности и  начали следствие, правда, потом все обвинения сняли, но строительство все же прекратили.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_3.jpgИ тут в истории возникновения Екатеринбурга появляется новое имя – Георг Вильгельм де Геннин – российский военный и инженер немецкого (или голландского) происхождения. Себя он называл Вилимом Ивановичем. Сподвижник Петра, выросший от поручика до генерал-лейтенанта, проявивший себя при взятии Выборга, Гангута, Кексгольма, архитектор оружейной палаты,  занимавшийся строительством крепостей, пороховых заводов, литейного двора в Петербурге и петровской слободы, специалист в области горного дела и металлургического производства прибыл в 1722 году на Урал по приказу царя и поддержал проект, начатый Татищевым.

Он получил разрешение на возобновление строительства металлургического завода по производству меди и стали. Которое и началось весной 1723 года, а имя ему присвоили святой Екатерины, покровительницы горного дела, и императрицы Екатерины Первой. 

Пустынный берег Исети оживился при появлении мастеров, крепостных и вольнонаемных крестьян из окрестных волостей и губерний, солдат из близлежащих частей и гарнизонов. Они готовили место под плотину, строили казармы и дома, и, в конечном счете, создавали историю нового времени. И вот 18 ноября (по новому стилю), когда плотина перегородила реку и начала давать механическую энергию, когда появились цеха, церковь, дома и мощные оборонительный сооружения,  состоялся пуск завода. Эта дата и считается днем рождения города Екатеринбурга – столицы горнозаводского края, а «Плотинка» стала его историческим центром, где горожане отмечают праздники, проводят массовые гуляния.

Простой народ стал сразу называть поселение городом, а Геннин в письме в Тобольск сообщал, что новую крепость, построенную в Угорской провинции при реке Исети, и при ней заводы с разными фабриками и мануфактуры назвали Екатеринбургом, "для памяти в вечные роды и для вечной славы ее величества всемилостивейшей государыни императрицы. И ежели какие промемории надлежит вам присылать, то писать: в Катеринбург, в Сибирский обер-бергамт".

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_4.jpgИмя свое город получил в честь Екатерины Первой, а ведущую роль в судьбе его сыграла  Екатерина Вторая. Статус уездного города Пермской губернии он получил в 1781 году. 17 июля 1783 года Екатерина Вторая утверждает герб города и прокладывает через него одну из основных дорог Отечества – Сибирский тракт. Хочется отметить, что город моложе Санкт-Петербурга всего на 20 лет. В 1787 году здесь были проведены первые  выборы в городскую (шестигласную) думу, в которой до первой половины XIX века доминировали купцы-старообрядцы. Кстати, Екатеринбург считался центром урало-сибирского старообрядчества беглопоповского согласия.

Уже в 1725 году в городе появился Монетный двор, в котором с 1726 года начали чеканить медную монету. Уральский монетный двор выпускал более 80% всех медных денег, имеющих обращение на Руси. Вначале это были тяжелые квадратные пластины, чеканенные четырьмя орлами по углам и решкой по середине с номиналом, уравненным цене металла. Так, рублевая пластина весила 1,6 кг. 

Также здесь успешно развивалось гранильное мастерство. Вазы, чаши и различные украшения, изготовленные на фабрике для императорской семьи, сейчас хранятся в Музее Екатеринбурга и Зимнем Дворце. Купечество осваивало салотопенное, мыловаренное и кожевенное производство,  торговлю мясными продуктами, маслом и мукой. Первый маслобойный завод появился в 1776 году, кожевенный  в 1782-м. С 1785 года начался солодовенный промысел, а мыловарение в 1787 году. Купцы владели и несколькими мучными мельницами. Располагались эти предприятия рядом с домами в так называемой «Заимке» - южной части города.

В  начале XIX века самые смелые и богатые купцы начали осваивать золотые прииски - после того как 21 мая 1745 года здесь впервые в России был найден золотой самородок. Купец Яким Рязанов с сотоварищами Ф. Казанцевым и С. Баландиным в первые 5 лет добыли свыше 116 пудов золота. С развитием золотопромышленности стало развиваться  камнерезное и ювелирное мастерство.

В 1847 году открывается контора Государственного коммерческого банка, кредитовавшая горную промышленность. После этого банковские учреждения «растут, как грибы». 1864 г. – год учреждения Общественного банка с капиталом из средств городского бюджета. 1871 – год появления первого коммерческого отделения кредитного Волжско-Камского банка, 1872 – создание Сибирского торгового банка, в последствии крупнейшего в России. 

Первая железнодорожная ветка Екатеринбург-Пермь, появившаяся в 1878 году на средства частного капитала и связавшая заводы Среднего Урала с его столицей,  вывела город на новый уровень. (В последующие десятилетия Екатеринбург становится крупным железнодорожным узлом).  На начало века двадцатого город располагал 49-ю промышленными предприятиями и 300-ми мелкими кустарными мастерскими. Наиболее крупными были: производивший паровые машины завод Ф. Ятеса, суконная фабрика, которой владели братья Макаровы, пивоваренный завод братьев Злоказовых. 

Появление после Первой мировой известного на весь мир завода Уралмаш дало Екатеринбургу, образно выражаясь, второе дыхание. В настоящее время Екатеринбург один из крупнейших городов-миллионников России, уступающий лишь Москве и Санкт-Петербургу.     

История архитектуры Екатеринбурга

Можно выделить три этапа в развитии архитектуры города. Первый –  с 1723 года и по конец 18 века – с появления завода-крепости, постепенного перерастания его в уездный город Пермской губернии, а потом в административный центр Урала. Это было прогрессивное время для русского градостроительства. Именно тогда в Екатеринбурге появилась основа композиции планировочной структуры.

Второй – наиболее яркий период – начало 19 века. Особенно 1830-е годы. Это расцвет русского классицизма. Застройка центра осуществлялась по плану, возведенные в это время здания сегодня являются наиболее интересными образцами архитектурного наследия.

Третий – с середины 19 века и до начала 20 века, когда Екатеринбург из города купеческого стал превращаться в город капиталистический. Происходит переход от c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_5.jpgклассицизма к эклектике, идет хаотичность и бесплановость застройки.

«Плотинка» относится к первому периоду. Старые дома, что прилегают к Историческому скверу, - ко второму, они стоят на месте утраченных или перестроенных зданий первого периода. Правда, есть одно исключение, но об этом попозже.

Экскурсии по Екатеринбургу

Путешествие по центральным улицам города с рассказом о самых интересных архитектурных памятниках и краткими экскурсами в историю.

Плотинка

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a6.jpgА начнем мы своё путешествие по городу именно с этого места. Плотина, как уже говорилось, строилась с 1721 по 1723 гг. Сваи и конструкции в её основании сделаны из знаменитой уральской лиственницы (которая от соприкосновения с водой каменеет) и поэтому прекрасно сохранились до наших дней. Плотина была одним из первых образцов гидротехнического искусства в России и значимым элементом градостроительной композиции центра города. Габариты её впечатляли: 209 метров в длину, 43 в ширину и 6,5 метров в высоту. Её архитектурное оформление менялось несколько раз. Так, в 1830 году появилась каменная подпорная стенка и каменная ограда с узорной чугунной решеткой. В 1886 году на плотине разбили сквер и украсили его бюстами Петра I и Екатерины I (они были разрушены во время революции 1917 года. Бюст Петра позже восстановили, и он находится во дворе Музея истории, архитектуры и промышленной техники Урала).

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a1.jpgВ 2015 году, в ноябре, плотине исполнится 292 года и, как показывают обследования, она в отличном состоянии, несмотря на интенсивное транспортное движение по ней. Район плотины и Исторический сквер долго будут служить местом для прогулок и романтических встреч, поскольку здесь находится еще и «Камень любви», концентрирующий вокруг себя, как говорят, «всю любовь горожан». Появился он в сквере в 60-х годах прошлого века и представляет собой многотонную глыбу розового родонита, под которой заложена капсула времени для потомков - считалось, что они будут жить при коммунизме и в 2023 г. (в год 300-летия города) её вскроют. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_6.jpgЕще одним символом города является водонапорная башня, построенная в 1880 году для обслуживания железнодорожных мастерских, появившихся на месте Монетного двора и старой механической фабрики. Гранитные блоки нижней части и деревянные верхней, шестиугольной,  сохранились в первозданном виде с того самого времени, как она была спроектирована и построена. Сейчас здесь проводятся экскурсионные программы, которые с радостью посещают не только гости города.

За башней находятся несколько старинных зданий (ранее в них были железоделательный завод, монетный двор и гранильная фабрика) архитектура которых проста и лаконична.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a3.JPGРядом с мостом через Исеть, что носит название «Каменный» (1840-1844 гг.) стоит одно из   a3 старейших зданий города, 1749 года постройки. В самом начале здесь был госпиталь Монетного двора и в части здания – тюрьма. Потом, со второй половины 19 века, его отдали под Александровскую богадельню. Сейчас в нем расположился Музей изобразительного искусства с великолепными экспонатами и картинами. Особенно поражает воображение собрание Каслинского литья. Будет возможность, посмотрите обязательно.

По этой же стороне, ближе к плотине, интересен угловой дом. Это Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова. Та часть здания, что смотрит на пруд,  стоит на месте цифирной школы, инициатором создания которой был В.Н. Татищев. С его легкой руки в 1721 году при Алапаевском, Кунгурском и Уктусском казенных заводах были открыты словесные и арифметические школы. Уктусскую школу в 1724 году перевели в Екатеринбург. Так появилось самое старое учебное заведение города, где помимо общеобразовательных предметов обучали маркшейдерскому искусству, артиллерии, механике, архитектуре и металлургии. Здесь учился в свое время один из авторов паровой машины И.И. Ползунов. 

Другая часть здания, фасадная, что выходит на проспект Ленина, построена в 1806 году. Первоначально это было двухэтажное строение с трехэтажным портиком посередине, потом здание нарастили еще на 2 этажа. Вид стал какой-то обычный, что не скажешь о его торцевой стороне. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_7.jpgЕще несколько слов о сквере, прежде чем мы покинем его. В мае на Плотинке начинает работать цветомузыкальный фонтан. Ровно в полдень высоко в небо устремляются сверкающие на солнце, высокие струи воды, а «поёт» это водяное чудо с 8 часов вечера. Получасовое представление завораживает. 114 струй, подсвечиваемые 200-ми светильниками, привлекают в Исторический сквер довольно много народа. Оборудование находится на плоту, управляется автоматически. Это второй поющий фонтан в городе.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_8.jpgПоднимемся по ступенькам и обратим внимание на  памятник, у подножия которого выгравирована надпись: «Славным сынам России В.Н. Татищеву и  В.И. де Геннину Екатеринбург благодарный, 1998 год».

При жизни эти два человека не очень-то симпатизировали друг другу, но причастность к основанию города дала повод скульптору П. Чусовитину объединить их в одном монументе. Если присмотреться к бронзовым отцам-основателям, то большой разницы не увидишь. Один стоит в шляпе, а другой держит её в руках. (Интересен и тот факт, что расположение фигур не соответствует надписи: де Генин в треуголке, а Татищев - в парике, что, как говорят, вводит некоторых горожан в заблуждение и они не могут ответить, кто из основателей кто). Из года в год любуются бронзовые Татищев и де Геннин тренировками скейтбордистов и роллеров, концертами и праздничными мероприятиями, проходящими в городе, наблюдают за влюбленными.

Сразу за ними, на площади Труда, расположился уютный сквер с фонтаном «Каменный цветок»  и часовенка Святой Екатерины, поставленная на месте взорванного большевиками  Екатерининского собора. В часовенке находится капсула с землей, взятой с места захоронения Василия Татищева. Здесь же, в сквере, - восстановленный памятник 37 Екатеринбургскому пехотному полку, особо отличившемуся в сражениях с Наполеоном, в Турецкой, Крымской и Первой мировой войнах.

Проспект Ленина

Теперь выйдем из скверика на центральный проспект (как вы уже, наверняка, догадались, он носит имя Ленина, а во времена оные это была улица Большая прешпективная, Главная прешпективная, Прошпективная дорога, Проспективная улица, Главный проспект, связывающий восточную и западную часть города) и начнем знакомиться с архитектурой русского классицизма.

Над ней (архитектурой) трудились в Екатеринбурге выпускники Петербургской Академии Художеств, работавшие при Уральском горном правлении. Усилиями И.И. Связиева, А.З. Комарова, М.П. Малахова, А.П. Чеботарева и других зодчих город начал приобретать свое лицо. Позже, правда, дома, выстроенные в 18  веке, перестраивались и  коренным образом менялись.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_9.jpgОткрывает проспект площадь Коммунаров с Вечным огнем и памятным обелиском в честь погибших во время Гражданской войны от рук казаков атамана Дутова жителей Екатеринбурга. Но туда мы не пойдем, а начнем знакомство с очень колоритного здания - особняка промышленника Севастьянова (в последствии Дом профсоюзов), что находится на пересечении улиц Ленина и Горького. Его считают образцом «неоготики», не имеющим аналогов на Урале. Внесен в перечень объектов культурного наследия и с 2008 года красуется на серебряной монете, номиналом в 3 рубля.  Впервые о нем заговорили в 1817 году, как о  доме классического стиля, но  имеющем необычный для того времени элемент – угловую ротонду. У дома, один за другим, менялись хозяева, пока в 1860 его не приобрел коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов. Спустя 6 лет началась реконструкция дома и в Екатеринбурге появилась первая  постройка поздней готики, необарокко и мавританского стиля. Ничего себе смешение!  Намного позже, Луи Арагон, посетивший в 1932 году СССР в составе интернациональной бригады писателей, так написал об этом творении А.И. Падучева: «Он похож на ребенка, подражающего взрослым: маленькие готические стрелки, вычурная резьба, ажурная штукатурка, пустячки». 

С 2009 года, после капитального ремонта, когда  были восстановлены первоначально задуманные  цвета фасада (белый, зеленый, терракотовый) и сделана пристройка, в которой  оборудовали зал для парадных приемов, дом  стал резиденцией президента нашей страны на саммите ШОС.

С особняком связаны две легенды. Одна рассказывает о том, что Севастьянов просил разрешение позолотить крышу ротонды (золотить раньше можно было лишь купола церквей), так ему за гордыню вынесли наказание: в чугунных калошах ходить каждый день молиться в церковь и каяться. По второй версии, он, якобы, жил в доме напротив своего творения и каждый вечер любовался им, сидя на лавочке.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_10.jpgСовсем рядом, здесь же на Ленина, находится бывшая аптека Горного управления, симпатичное двухэтажное здание с мезонином. За ним раньше был разбит сад и огород. Здесь не только торговали лекарствами, но и готовили их, используя травы, выращенные за домом. Так что все снадобья были абсолютно «свежими». В настоящее время сохранилась лишь часть аутентичного сада и небольшой кусок красивой кованой ограды, но и по ним можно судить о том, какой была городская усадьба эпохи классицизма. Сейчас в ней находится Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Интересный

На пересечении проспекта Ленина и Урицкого стоят дома купцов Коробковых-Дмитриевых.

Два особняка, построенные в 1820-х годах в классическом стиле (предположительно по проекту Малахова) при Коробковых были «братьями-близнецами». В 1880 году владельцами становятся купцы Дмитриевы. Одно из строений реконструируется, у него появляются усложненной формы карнизы, парапеты, башенки, витые декоративные колонны, розетки, стрельчатые арочки в духе готики.  Отреставрированное в наше время, оно мне он почему-то напомнило бело-розовый   зефир. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a4.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a7.jpg

Проспект Ленина имеет длину в 4600 метров, и в его не обследованной нами части тоже есть что посмотреть, поэтому – вперед!  От площади Коммунаров к площади Кирова ведет прекрасный бульвар, вот по нему и пойдем, вертя головой направо и налево. А вот и первая достопримечательность. Небольшой двухэтажный особнячок с портиком и четырьмя колоннами совсем не похож на церковь.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_16.jpgНо это Храм Святителя Иннокентия, Митрополита Московского. Здесь открыт единственный в городе бэби-бокс. Место, где  непутевые мамаши могут оставить нежеланного малыша. О необходимости такого места можно долго спорить. Это как запасной выход, предусмотренный на время пожара, - чтобы не находить брошенных малышей в мусорных баках, на свалках, в лесу. Сколько таких случаев доводит до нас пресса.

Вc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a5.jpg стену храма вмонтировано окошко, с другой стороны имеется люлька-колыбелька. При открытии окна, в храме громко срабатывает сигнализация, которую на улице не слышно. Ребенка передают медикам - вызвав скорую, предварительно сфотографировав. Это нужно для обращения к родителям через местные СМИ. В окошке всегда лежит письмо, поясняющее, куда обратиться, если родительница одумается, и что нужно сделать, чтобы вернуть младенца. (Кстати, в Калининграде такой бокс есть при 4-м роддоме).

Пошли дальше. Надо сказать, что в 20-30 годы ХХ столетия в этой части улицы многие дома дореволюционной постройки были снесены, а вместо них появились строения в стиле конструктивизма. Например, Почтамт, «Городок Чекистов», Дом актера или здание штаба УВО. О них позже.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_15.jpgСейчас же о доме, на котором прикреплена табличка, сообщающая, что 7 ноября 1896 года здесь состоялся первый сеанс синематографа. Находится он на пересечении Ленина и Карла Либкнехта (Главного и Вознесенского). Проекционный аппарат был установлен на сцене, а экран повесили на месте театрального занавеса. Показ не оставил большого впечатления у горожан. Но через год агенты братьев Люмьер привезли 9 фильмов, которые «сразили зрителей наповал». Так появился Колизей

А ведь в 1843 году в этом здании начиналась история Екатеринбурга театрального. Изначально оно было деревянное, но потом, по инициативе горного начальника генерала Глинки, его поменяли на каменное, со зрительным залом на 625 мест. Спонсорами были купцы Рязановы и К° и городничий Аника Рязанов. (Теперь здесь два кинозала, один из которых - для vip-персон, с возможностью обслуживания официантами). С появлением синематографа театр переехал в другое место.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_24.jpgВ 1912 году на Главном проспекте появилось здание, образцом для которого послужили Венский и Одесский оперные театры. На Ленина, 46 стоит белоснежный представитель модерна, декорированный нарядными балконами и балюстрадами, лепными украшениями, аттиком с тремя Музами и изящными башенками – Театр оперы и балета. Если вам известны такие имена, как Иван Козловский, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Борис Штоколов, то знайте, их творческий путь начался именно в этом здании.

Уральский федеральный университет в стиле «советского неоклассицизма» завершает проспект. Он издали напоминает Большой театр, только квадриги нет. Рядом несколько памятников: Кирову, студентам и преподавателям, погибшим во время ВОВ, Дважды Герою Советского Союза летчику М.П. Одинцову.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_11.jpgНо вернемся к дому Севастьянова, повернем на Горького и рассмотрим еще одну бывшую купеческую усадьбу. Здесь, на бывшей  Тарасовской набережной, стоит комплекс домов  золотопромышленника Саввы Тарасова. От первоначальных строений остались: двухэтажный дом, одноэтажный южный флигель и каменная ограда с воротами. Невероятно, - этот дом на планах города 1804 года значился уже как построенный. Вначале он принадлежал И. Софкову, потом его приобрел Григорий Зотов, бывший крепостной. Личность преинтереснейшая. Заводчик Яковлев сделал его управляющим Верх-Исетским горнозаводским округом и не пожалел. Зотов принес своему владельцу такую прибыль, что в знак благодарности получил вольную. Только досталась она потом и кровью рабочих. Зотов был человек жесткий, не терпел пьянства, воровства. За провинности наказывал плетьми, забривал в арестантские роты. Жалобы рабочих и бунт довели дело до суда и «кыштымский зверь» был осужден на каторжные работы.

Хочется сделать маленькое отступление и рассказать вот еще о чем: одним из выпускаемых заводами видов продукции было фирменное листовое железо, которое могло без покраски «по сто лет на крыше стоять». Оно пользовалось большим спросом на рынках Западной Европы и Америки. Его использовали в кровле здания британского парламента. Под маркой «А.Я.Сибирь» и с клеймом соболя в Америку экспортировали не менее 300 000 пудов.  Московские крыши, после пожара 1812 года, тоже крылись продукцией Верх-Исетского завода. Могли же делать!

Но, продолжим об усадьбе - купцы Тарасовы приобрели ее в середине 19 века у наследников Зотова. Комплекс строений, возведенный изначально в стиле классицизма, при новых владельцах был перестроен, добавился еще один флигель (для симметрии). Несмотря на привнесенный во время переделки дух эклектики, усадьба сохранила свой прежний стиль. В наше время комплекс подвергся масштабной реконструкции и стал составной частью архитектурного ансамбля резиденции губернатора Свердловской области. На Горького есть еще здания, которые могут порадовать глаз, но дома на противоположном берегу тоже стоят того, чтобы о них рассказали.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a8.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a9.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a10.jpg

Набережная Рабочей Молодежи

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a11.jpgПереходим на набережную Рабочей Молодежи. Ранее она состояла из трех частей: Гимназической, Тимофеевской и не имеющей названия, поскольку не была застроена. На Гимназической первые постройки, называвшиеся Командирскими дворами, появились в 1723 году.  На Тимофеевской дома начали появляться лет через двадцать, где-то в 1743-м. Объединились они уже в советское время. Угловое здание (Ленина и Рабочей Молодежи) было построено в период с 1847 по 1852 год и отдано под горное училище.  В 1862 году на его втором этаже открывается мужская гимназия. Именно в этих стенах по инициативе преподавателей зародилось «Уральское общество любителей естествознания» и появился краеведческий музей. Горное училище в 1877 году перебралось, в выстроенное специально для него, здание напротив.  Дом несколько раз реконструировался и дошел до нас в сильно измененном виде. Теперь это гимназия № 9, которой жители города гордятся.  

На набережной имеются только два дома, построенные в 20-е годы 19 века, которые не претерпели каких-либо грандиозных перестроек и до сих радуют глаз.  Это особняк в классическом стиле с портиком из четырех колонн, раньше принадлежавший купцу И. Г. Пшеничникову. В прошлом здесь располагалась служебная резиденция Главного лесничего уральских горных заводов, который следил не только за расходованием древесины, но и за охраной и восстановлением лесов.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_12.jpgИ следующий за ним - бывшая резиденция Главного начальника горных заводов хребта Уральского  (памятник архитектуры федерального значения). Первым его хозяином был генерал В.А. Глинка, дальний родственник прославленного  композитора. В свое время здесь бывали будущий наследник престола Александр II  со своим учителем В.А. Жуковским, некоторые декабристы. Главный фасад украшен мезонином и портиком в три яруса, завершающимся треугольным фронтоном. Вот такое симпатичное здание занимает сейчас горбольница № 2. Где-то здесь был еще дом, в котором когда-то жил Аркадий Гайдар. Теперь его считают утраченным.

Площадь 1905 года

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_13.jpgНо вернемся на Ленина и пройдем к площади 1905 года – теперешнему  центру города, где проходят различные торжества и стоит памятник вождю мирового пролетариата. По её периметру проходят: боковые улицы – Урицкого и 8 Марта, перед ней проспект Ленина. На углу Ленина и 8 Марта во времена Геннина, а это с 1723 по 1734 гг, стояло одноэтажное деревянное здание Сибирского обер-бергамта. Его сменило  первое кирпичное строение в два этажа с крышей на голландский манер (скатная конструкция со свесами), о чем свидетельствует находящаяся сейчас здесь памятная доска: «Первое каменное здание Екатеринбурга, построено в 1739 году по проекту Иоганна фон Баннера». В золотой век развития городского классицизма архитектор М.П. Малахов его перестраивает, добавляет 3-й этаж и по краям два портика. Сейчас занимает его Уральская государственная консерватория, стены которой помнят  Витуса Беринга и Семена Челюскина, натуралиста Георга Гмелина, географов Петра Симона Палласа и Ивана Лепехина, писателя Радищева, ученого-энциклопедиста Александра Гумбольда, химика Дмитрия Менделеева.

Интересно, под каким названием они знали эту площадь? Ведь в разное время она была и Торговой, и Церковной,  и Главной, и Кафедральной, и только после революции -  1905 года. В дореволюционное время на площади, на месте деревянной церкви возвели Кафедральный собор – Богоявленскую церковь с колокольней в 66 метра. Он был её доминантой. Здесь же появлялись и различные памятники. Например, в 1906 году рядом с собором поставили памятник Александру II со свитком в руках – Манифестом об отмене крепостного права. Революционно настроенные солдаты низвергли царя-освободителя с пьедестала. И на нем, вскоре, появилась женская фигура с факелом, символизировавшая свободу (почти как Статуя свободы в Америке), в 1919 году её сменила голова Карла Маркса скульптора Степана Эрьзи.  А 1 мая 1920 года горожане увидели творение этого же скульптора -  памятник «Освобожденному труду» - в образе шестиметрового голого мужика в цепях с мужским достоинством впечатляющего размера. Народ быстренько придумал ему кличку – Ванька голый - и плевался, проходя мимо. Этот «Давид обнаженный» простоял, однако, целых пять лет. По настоянию граждан его в 1926 году сняли (в это же время Эрьзя эмигрировал за рубеж).

Потом собор снесли, на его месте появилась гранитная трибуна, с которой местная власть принимала парады и демонстрации. Одно время здесь красовался памятник Сталину (с 1948 по 1953 гг), но настала хрущевская «оттепель» и двухметровый Иосиф Джугашвили исчез, а на его месте с 1957 года стоит Ленин.

Свое теперешнее название площадь носит в память событий 14 октября 1905 года, когда молебен в соборе в честь выхода манифеста Николая II "К русскому народу" перерос в митинг, разогнанный властями. В результате этой акции два человека погибли, 14 пострадали.

Кроме демонстраций и парадов на площади проходят концерты, а на Новый год вырастает, каждый раз иной, ледяной городок и большая елка. 

Чтобы не возвращаться к площади еще раз, несколько слов о здании, напоминающем сталинские высотки в Москве. Стоит оно почти напротив трибуны, и бронзовый Ленин показывает на него рукой. Это здание администрации Екатеринбурга. Чем оно примечательно? Архитектурный стиль – изначально конструктивизм, позже, в результате реконструкции, начатой в 1944 году, - «сталинский ампир», предполагающий различные витиеватости, например, скульптурные завершения колонн и пилястр.

Арочная ниша входа украшена монументальным панно в технике сграффито на тему «Салют Победы». В центральной части здания - башня со шпилем и часами-курантами. Шпиль (высота 61 метр) из золоченой меди, увенчан рубиновой звездой.16 скульптур по периметру фасада украшают здание. Здесь можно разглядеть представителей разных профессий: и строителя, и сталевара, и шахтера, и жницу и других.12 медальонов с барельефами на главном фасаде посвящены людям, жизнь которых тесно связана с историей Урала. Слева от входа расположились пламенные революционеры: А.Я. Валек, П.Д. Хохряков (балтийский матрос, погиб в бою с белочехами), Л.И. Вайнер, И.М. Малышев, Я.М. Свердлов (чье имя носил город до 1991 года), В.М. Азин. Справа: А.П. Карпинский – выдающийся русский геолог, академик (урна с его прахом покоится в Кремлевской стене);  А.С. Попов – создатель радио; Д.Н. Мамин-Сибиряк – автор «Приваловских миллионов», «Серой шейки» и других знакомых с детства книг. Здесь же  П.И. Чайковский - мало кто знает, что семья Чайковских жила в Алапаевске; Ф.М. Решетников – автор этнографических очерков и романов; Е.А. Черепанов – крепостной Демидовых, один из создателей паровоза. Вот в таком доме заседают гордумцы и администрация.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_14.jpgНа проспекте Ленина есть еще несколько монументальных зданий, построенных в этом же стиле. Например, строение, занимаемое штабом Уральского военного округа. Тяжелое, массивное, перед ним такой же мощный конный памятник Георгию Жукову. Интересный факт: открывался этот памятник в одно время с памятником на Манежной площади в Москве.

Такой же монументальный один из корпусов  Университета, что напротив Театра оперы и балета.    

Район купеческих особняков

Город рос, богател, становился красивее, потому что становились зажиточнее его купцы. Эту тенденцию, по-моему мнению, можно проследить по улице Чапаева, бывшей Архиерейской (до 20-х годов 20 в), или Детской (после 20-х годов). В конце XVIII века это был промышленный район с  кожевенными, салотопенными, мыловаренными, свечными заводиками и с совсем небольшим количеством жилых домов. Век 19-й меняет облик улицы кардинально. Она становится самой респектабельной и красивой в городе, и, к тому же, мощеной.

С 1826 года всю промышленность по указу городских властей выносят за пределы города и здесь появляются усадьбы Рязанова, Щепетильникова, Дубровина и других весьма состоятельных людей. Перепланируются старые и строятся новые особняки в классических и эклектических стилях. Благоустраиваются берега Исети. О богатстве владельца говорил его дом, который был обязан иметь широкий портик, колонны дорического, коринфского, ионического ордеров и величина усадьбы. 

На Чапаева находятся сразу три дома купцов Ошурковых. Первый, под номером 8, построен в 1879-1880 годах. Двухэтажный, фасад украшают фигурки путти (атланты во младенчестве), во фризовой части ризалитов и парапетной металлической ажурной решеткой. Второй, рядом же, под номером 10,  одноэтажный, но украшен более богато. Высокие «барочные» фронтоны и башенки, обилие лепнины, изящные чугунные решетки и ограждения. Внутреннее оформление дома сохранено (по особняку и усадьбе проводятся экскурсии). Строение по Чапаева, 3 уже просто домом не назовешь – дворец, в котором сочетаются традиции классицизма и помпезность эклектики. Это третий дом Ошурковых. Строился он с 1858 по 1876 годы. Архитектура здания с коринфским портиком главного фасада и ионическими боковыми в сочетании с лепными наличниками окон указывает на смешение классических и барочных мотивов. Оно заметно и в воротах по обе стороны от дома: левые просты и лаконичны, что свойственно классицизму, правые – обильно украшены лепниной и ажурными решетками, что присуще барокко.

За домом были надворные постройки, сад с павильонами, беседками, купальней. Конечно, такие дома Ошурковы могли себе позволить – будучи владельцами стеариновых, мыловаренных, фосфорных, кожевенных заводов города и окрестностей, разработчиками золотых приисков, основателями торгового дома «Братья Ошурковы и Поклевский-Козелл»,  организаторами речных караванов по бурным водам реки Чусовой. Кроме этого, они были видными общественными деятелями и меценатами. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a12.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a13.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a14.jpg

На Чапаева сохранились усадьбы купцов Давыдовых (№ 5) и коллежского советника Нурова (№1), дома Афониных (№2), Баландина (№ 7), которые отнесены  к памятникам архитектуры. И совсем простой деревянный одноэтажный домик находится на этой улице под номером 11. Это дом-музей великого сказочника Урала – Павла Петровича Бажова.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a15.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a16.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a18.jpg

Литературный квартал

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a20.jpgА теперь милости просим на улочку длиной всего 235 метров – Пролетарскую, известную больше как Литературный квартал. В самом её начале разбит небольшой скверик и в зелени цветов и деревьев стоит бронзовый Пушкин. Нечетная сторона Пролетарской ничем не занимательна, а вот четная весьма интересна.

Дом № 6 – дом-музей писателя екатеринбуржца Ф.М. Решетникова (1841-1871гг.), здесь можно познакомиться с его c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a19.jpgбиографией и  творчеством, с экспозицией, посвященной почтовой службе XIX. Решетников одно время служил в Министерстве финансов Санкт-Петербурга и публиковался в «Северной пчеле». Его хорошо знали в редакции «Современника». Писал в основном о рабочих Урала. Для того, чтобы собрать материал для своих этнографических очерков, побывал в Перми, Соликамске, Усолье, Чердыни, Тагиле. Некоторое время работал на заводе Демидовых.

Во дворе музея находятся действующая кузница, подсобные  постройки, без которых не обходилась ни одна усадьба: ямщицкая, конюшня и каретный сарай. 

По всей улице стоят верстовые столбы и старинные фонари, под ногами - каменные плиты мостовой, а рядом - тенистые аллеи парка с 200-летними деревьями, хоть сейчас снимай кино про далекие годы. В парке проходят концерты классической музыки и поэтические марафоны.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a21.jpgЧуть дальше стоит деревянный узорчатый терем в стиле модерн. Это музей «Литературная жизнь Урала». Он как-будто вышел из сказки: кокошники на круглых и полукруглых оконцах, двери, украшенные замысловатым рисунком, деревянная резьба, прозрачное кружево, по карнизу, высокое крыльцо, стрельчатая крыша. Недаром здесь открыли виртуальный зал с экспозицией «Музей уральской фантастики». Отзывы о музее прекрасные, жаль мало было времени, не удалось побывать.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a22.jpgДеревянный домик под номером 16 отдан Музею кукол и детской книге «Страна чудес». Сюда забежали, чтобы поностальгировать по детству. Получилось. Экспозиция очень маленькая, хотя существует музей с 1994 года. Дом этот принадлежал Х.И. Черепановой, жене маркшейдера Березовского рудника. С 1880 по 1883 годы она сдавала комнату семье Д.Н. Мамина-Сибиряка. Именно тут был написан один из первых вариантов романа «Приваловские миллионы».

Заканчивается улочка Камерным театром, который принакрылся крышей, как гриб-боровичок.  Здание современной постройки, но что-то в нем есть сказочное.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_17.jpgА вот еще одно сказочное создание  на улице Розы Люксембург – дом купца Железнова, выполненный в псевдорусском стиле. Он напоминает русский терем, только из красного кирпича, выложенного так, что местами напоминает деревянную резьбу. Усадьба состоит из главного дома с флигелем, двора и кирпичной ограды с воротами. На флюгере дата - 1895 год, год постройки его купцом Казанцевым. В 1905 усадьбу покупает А.А. Железнов, чье имя за домом и закрепилось. Во время Великой Отесественной войны здесь работал, эвакуированный из Москвы, институт им. Штернберга. В подвалах здания за полутораметровыми стенами разместили хронометры Службы точного времени. Здесь был поставлен рекорд: работа хронометров не только сравнялась по точности с германской, но и превзошла ее на семь тысячных секунды.

Теперь в доме находится Институт истории и археологии Уральского отделения РАН. Но, вернемся в центр города.

Усадьба Расторгуевых-Харитоновых

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a23.jpgУсадьба Расторгуевых-Харитоновых, расположенная на Вознесенской горке (ул К. Либкнехта), один из наиболее ценных и хорошо сохранившихся  архитектурных усадебно-парковых ансамблей Екатеринбурга. Она является памятником архитектуры федерального значения. Автором проекта  считают Томмазо Адамини, приехавшего  в Россию в 1796 году и работавшего под началом Дж. Кваренги. (Это одна из версий). С русской стороны участие в строительстве принимал М.П. Малахов, создатель огромного  количества, если не большинства, зданий классического стиля в городе. Началом строительства считают 1794-1795 года, а окончанием год 1824. Угловое расположение главного здания придает асимметричной композиции очень представительный вид с городских улиц. При усадьбе, как и положено, на девяти гектарах был создан парк на английский манер с искусственным озером и островом, в центре которого находилась  ротонда. Главные аллеи, а их три, лучами расходятся от неё в стороны. Некоторым лиственницам и липам в нижней части парка по 200 лет. 

Двойная фамилия в названии усадьбы оттого, что начинал строительство и жил в этом доме  изначально купец Расторгуев, выстроивший к 1814 году два дома, в том числе флигель в два этажа с бельведером и оранжерею. Через шесть лет в усадьбе появляются еще два флигеля по Вознесенской улице и один во дворе. В таком виде усадьба в 1823 году перешла во владение зятю купца – П.Я. Харитонову, который расширил территорию усадьбы и начал вносить изменения на свой вкус. Это он создал парк, в котором до сих пор отдыхают от «шума городского» екатеринбуржцы.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a24.jpgВ 1824-м флигели были соединены одноэтажными переходами, а к 1836 году было закончено украшение фасадов. Но не долго хозяин радовался всей этой красоте. В 1837 году по указу Николая I Харитонова сослали в Кексгольм из-за зверского обращения с рабочими. Его и бывшего крепостного Зотова (о нем рассказывала в связи с усадьбой Тарасова). Кто-то говорит, что незаслуженно, а кто-то считает - поделом.

Говорят, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам ходы – это остатки штолен, где купец добывал золото. Или коридоры, ведущие в подземелья, где держали мятежных рабочих с заводов. Или, самая прозаическая версия, – путь в винный погребок.

В 1924 году под парком, после обвала, один из подземных ходов был обнаружен. Уже в наше время, в 1960 году, при очистке пруда, открылся ход на 20 метров в склоне северо-западного берега. В настоящее время все проходы замурованы, и тайны остались тайнами. 

А в главном здании звучат детские голоса, здесь разместился Дворец детского и юношеского творчества.

Район железнодорожного вокзала

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a25.jpgТеперь переместимся в сторону железнодорожного вокзала. Там три достопримечательности, о которых хотелось бы рассказать. Во-первых, это мельница Борчанинова-Первухина. Да-да, не удивляйтесь, именно мельницу я вам и советую посмотреть. Вы никогда не догадаетесь сами, пока вам не скажут, что пятиэтажное красного кирпича эклектичное здание, стоящее фасадом на привокзальную площадь, это и есть мельница. Её лицевая часть разделена на всю высоту здания лопатками и рядами окошек, обрамленных рельефами. Углы дома венчают башенки, а полуциркульные фронтоны и круглые барочные купола украшают крышу. Фигурная кладка с геометрическим орнаментом делает здание похожим на жилое, но никак не на производственное.  Строилось оно на средства «Товарищества Грачев С.И. и Борчанинов А.Е.», с 1906 по 1908 гг. 

Есть несколько версий, почему такой странный (для мельницы) вид имеет это строение. По одной из них, Борчанинов взял разрешение у городской думы на строительство гостиницы, так как мукомольным делом запрещалось заниматься вблизи железной дороги. Видимо он решил сэкономить на транспортных расходах, и пошел на обман. Лишь по окончании строительных работ во дворе здания были установлены механизмы, необходимые для мукомольного дела. Депутатов думы просто поставили перед фактом, и им ничего не оставалось делать, как узаконить мельницу.

В первый же год Борчанинов погиб, упав с лесов. И строящееся производство купил Первушин. Поэтому то у этого здания двойное название.           

Кстати, о мельницах. Первая телефонная линия в городе появилась благодаря мельнице, но только не этой, а купца Симонова. Когда Симонов стал главой Екатеринбурга, он очень сожалел, что не может из-за постоянной занятости заниматься любимым детищем – мельницей. Вот тогда-то он и проложил первую телефонную линию между ней и думой, что позволяло держать «руку на пульсе» не отходя, как говорится, от кассы.  Его примеру последовали и другие, не менее занятые личности. Так появился в Екатеринбурге телефон.

Немного правее от мельницы стоит ДК Железнодорожников, во дворике которого на постаменте находится точная копия паровоза Черепановых, настоящий не сохранился. Это достопримечательность номер два. 

А третья – старый железнодорожный вокзал 1878 года постройки. Автор этого произведения искусства, иначе и не скажешь, архитектор П.П. Шрейбер. Мамин-Сибиряк писал, что все на этом вокзале «на широкую ногу», что господа строители Уральской дороги  «кажется, задались специальной целью поразить нас контрастом сравнительно с убожеством станционных домов…» Здание в псевдорусском стиле похоже на затейливый теремок. Центральный вход выделен пристроем в виде древнерусского крыльца, увенчанного башенкой-шатром. Длинный ряд арочных окон с кокошниками, высокая железная кровля, наличники окон, карниз, оформление углов башенок, фигурные столбики, поддерживающие центральный шатер, выложены из лекального кирпича, все это подчеркивает национальный характер здания. Красный цвет кирпича с белыми декоративными деталями, веселый шахматный рисунок кровли, изящные линии кованых чугунных решеток делают здание похожим на игрушку. Сейчас здесь находится музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Интересна и площадь перед ним. Чем - расскажу чуть позже. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a26.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a27.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a29.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a30.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a31.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a32.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a33.jpg

Улица 8 Марта

Купеческих усадеб по городу осталось немало, их можно найти на любой улице старого города. Но улица 8 Марта как-то стоит в памяти особняком. Говорят, что именно здесь на отрезке между улицами Радищева и Малышева почти в первозданном виде сохранился облик Екатеринбурга капиталистического.

На углу Радищева и 8 Марта дом Борчанинова, а на Малышева и 8 Марта – бывшее казначейство. Оба особняка обильно декорированы лепными украшениями в стиле барокко, что придает им праздничный облик.

Но мне приглянулись другие два дома - Калашниковой (№ 34) или Симоновой (№ 12), где балкончики на фасаде вызвали воспоминание о фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Так и виделись на них барышни, бросающие вверх свои чепчики, приветствующие лихих гусар. Помните у Грибоедова: «Кричали женщины ура! И в воздух чепчики бросали»?

Также тронул стоящий на реконструкции деревянный домишко, что напротив Гринвича. Знаете, такой махонький, весь скособоченный, но бодренько простоявший до наших дней и оказавшийся в окружении монстров-многоэтажек.

О точечной застройке можно много говорить. Кому-то она нравится, кому-то нет. Я, например, долго не могла  привыкнуть к сочетанию небоскребов и строений весьма почтенного возраста. Они смотрятся, как Людоед и мальчик-с пальчик. Но уверена, домик на 8 Марта имеет право на существование. А жители имеют право и должны знать, что за здания стояли здесь во времена оные. Вырви этот домик из старой среды, перенеси в специально отведенное место, и он потеряется. А ведь красив он своими наличниками, резьбой и материалом (деревом), из которого сделан. После реставрации навряд ли в нем будут жить люди, но можно отдать это помещение под музей, камерный театр или зал, дом народного творчества, и дом опять заживет.

Да, есть удачные застройки, есть просто кошмарные. Удачным мне показался архитектурный симбиоз на той же улице 8 Марта, у Гринвича: высятся за домами 19 века современные монстры из стекла и бетона, стали для старых зданий обрамлением. К слову, в одном из старикашек во время войны в подвале работал Левитан. Отсюда шли сводки Совинформбюро.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a34.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a35.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a36.jpg

Улица Вайнера

Самую интересную улицу я оставила напоследок – это Вайнера, она же Манакова, Денисова, Успенская. Своеобразный Екатеринбургский Арбат. Это одна из самых старых улиц города (1735 г основания), которая примечательна в настоящее время не столько своими домами, сколько обилием скульптур из бронзы, магазинчиками и кафе.

Дома, некогда выстроенные здесь, составляли большой торговый комплекс, и имеют по сей день историческую  ценность. Наиболее известными были магазины братьев Агафуровых, Ижболдина, Сытина. Здание «Пассажа» (почти снесено, на этом месте идет строительство очередной махины, но обещают оставить исторический фасад), Русско-Азиатского банка, дома почетного гражданина города Телегина, Хребтовой, Лазарева, Блиновых, Второва, Косминых, Фофанова, Комиссарова и другие – памятники архитектуры XIX века федерального значения.

ХХ век представлен зданием Музея изобразительного искусства, в стиле модерн (бывшая типография «Гранит»), торговым центром «Успенский» - чистой воды конструктивизм, а ХXI - высотками и Гринвичем – огромнейшим торговым центром, занимающим целый квартал. И это все на улице длиной около полутора километров. Её пешеходная часть составляет примерно 970 метров. Начинается она от проспекта Ленина и длится почти до Куйбышева.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a37.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a38.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a39.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a40.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a41.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a42.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a43.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a44.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a45.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_a46.jpg

Улица Сакко и Ванцетти

Еще два дома в Екатеринбурге связаны именами братьев Агафуровых, они являются яркими представителями русской деревянной архитектуры. Чтобы их увидеть, нам придется побывать на улице Сакко и Ванцетти. Поверьте, они того стоят.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_18.jpgИтак, Сакко и Ванцетти, 24. Дом построил основатель династии Хисаметдин Агафуров. Здание является ярким представителем деревянной эклектики - в его архитектуре причудливо переплелись русские, готические и восточные мотивы: сложной арочной формы окошки второго этажа, с витражными вставками цветных стеклышек, и стрельчатые окна первого этажа, трехгранные эркеры по углам, бочкообразная башенка почти «мавританского стиля» на крыше. Фасад украшен накладной резьбой с мотивами звезд и полумесяцев. Сейчас здесь находится представительство Татарстана.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_19.jpgВторой дом, под № 28 – двухэтажный рубленный на высоком каменном цоколе. Угловая стена завершена высокой четырехгранной шатровой башенкой, крытой железом «под лемех». Бревенчатые стены украшают большие окна, украшенный пропильной резьбой. Этой же резьбой украшен карниз кровли, и верх стен в виде фриза. Дом напоминает древнерусский терем. Под  склад и погреб купцы использовали огромные подвальные помещения. В настоящее время здесь находится Музей быта старого Екатеринбурга.

Улица Сакко и Ванцетти - кладезь русской деревянной архитектуры. Первые постройки появились здесь еще в середине 18 века. Помимо Агафуровских, здесь сохранилось еще несколько домов, которые считаются памятниками деревянного зодчества. Например, дом Попова.

Вообще-то,  раньше здесь был целый купеческий квартал из деревянных зданий. Улицы носили названия по фамилиям – Фетисовская, Ломаевская, Коковинская, Усольцевская и др. Все эти строения украшали резные окошки, двери и столбы, дома имели резной орнамент на карнизах, балконах, башенках, витые решетки. Сегодня русских теремков осталось совсем немного, да и в таком состоянии, что смотреть грустно. А жаль.

Эта улица заставила задуматься вот еще о чем: по фильмам и книгам у некоторых (и у меня, в том числе) сложилось какое-то превратное отношение к купечеству. Да, были Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы - меценаты, страстные любители искусства. Но мы знаем совсем немного таких имен. Об остальных купцах судим по художественным произведениям. Но вот судьба Агафуровых. Хисаметдин Агафуров происходил из бедной крестьянской семьи. Будучи уже женат и имея ребенка, он, за очень крупное вознаграждение, согласился на 25-летнюю службу в армии (если помните, был такой срок) вместо сына помещика. Отслужив 15 лет и получив чин унтер-офицера (по-нашему сержант), он открыл маленькую торговую фирму, где, помимо его самого, работали  жена и 15-летний сын Камалетдин. Начинал торговлю с фруктов и табака. 

В городе о них заговорили в 1883 году, когда Камалетдин с младшими братьями, продолжая дело отца, открыл Торговый дом «Братья Агафуровы» в центре Екатеринбурга. В магазинах купцов Агафуровых продавалось все – от тесьмы до шпаг и револьверов разных систем. Магазинных приказчиков обучали, как сейчас принято говорить, маркетингу, хорошим манерам, танцам и регулярно приглашали для них парикмахера. Применялась сезонная скидка на товар и кредиты. Постоянным покупателям вручались сувениры: дамам флакончики духов, детям шоколадные «бомбы» с сюрпризами.

К 1903 году Агафуровы имели филиалы в других российских городах, а в 1912-м - в Москве и Варшаве. Агафуровы организовали Мусульманское благотворительное общество и помогали единоверцам: обучали их детей, оказывали материальную помощь. Активно занимались спортом. Один из многочисленных членов семьи был председателем общества велосипедистов. На их деньги был построен ипподром и организованы первые в городе велосипедные дорожки. Вот такие они, Агафуровы. (После Октябрьской революции уехали жить в Японию). А ведь были в городе и другие, не менее достойные уважения, купцы.

Чекистский городок

Но вернемся к городу и поговорим о конструктивизме. Меня заставил обратить на него внимание квартал "Чекистский городок". Конструктивизм - явление любопытнейшее. Если коротко, то это авангардистское направление 1920-х- начала 1930-х годов в искусстве, фотографии, архитектуре. В архитектуре выражается в строгости, геометричности и лаконичности форм, монолитности внешнего облика, четко просматриваемых в зданиях рабочих клубов, Дворцов труда, домах-коммунах и фабриках-кухнях (школах общественного питания, уводивших людей от примусов, мещанских кухонь и домашних обедов в светлые залы общественных столовых, тем самым, формируя "человека нового типа"). 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_21.jpgВ Екатеринбурге находится более 140 зданий, построенных в этом стиле. Но меня заинтересовал "Чекистский городок". Он был возведен в 1929-1936 годы и составлял ансамбль из 14 строений. Из автобуса можно было увидеть только общежитие для малосемейных сотрудников НКВД. По форме оно напоминает подкову, выпуклой стороной выходящую на Ленина. Сейчас в здании расположена гостиница "Исеть"

Для семей с детьми и прочими родственниками в других корпусах были квартиры побольше, а в этом доме имелись 3-4 комнатные типовые квартиры площадью от 97 кв. метров и больше - для высокопоставленных сотрудников. Что интересно - ни в одной из квартир "Чекистского городка" не было ни кухонь, ни ванных.  Баня и столовая находились внутри городка. Ведь считалось, что человеку светлого социалистического будущего будут чужды бытовые хлопоты. Питаться и мыться сотрудникам НКВД полагалось исключительно вместе.

В городке были своя поликлиника, детский сад, прачечная, магазины, радиоточка и дворец культуры, в котором сейчас находится Краеведческий музей. 

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_20.jpgЕще в стиле конструктивизма построены: типография издательства «Уральский рабочий», что на проспекте Ленина, Дом связи, ныне Главпочтамт, на Малышева, рядом с Большим Златоустом, здание ДОСААФ с кукурузником на крыше, спорткомплекс «Динамо»и на набережной Городского пруда (он напоминает корабль с капитанским мостиком на крыше).   

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_22.jpgКак из песни слов не выкинешь, так и из архитектурного облика Екатеринбурга не выбросишь высотки. Я не очень люблю этот современный конструктивизм, но немного расскажу о зданиях.

Первая высотка была сдана в эксплуатацию в 1982 году, это был Дом Советов, построенный по инициативе Б.Н. Ельцина. 23-этажное здание, именуемое сейчас горожанами «Белый дом», почти 20 лет являлось самым высоким в Екатеринбурге.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-ros_goroda_ekaterinburg_23.JPGВ первой половине 2000-х возводятся «Антей» (гостиница в 22 этажа), жилые комплексы «Аквамарин», «Радужный», «Кольцо Екатерины» с домами в 25-26 этажей, небоскреб «Высоцкий» (54 этажа) и «Призма» (еще строится), жилое здание «Февральская революция» в 42 этажа. Одновременно разрабатывается и утверждается проект делового квартала «Екатеринбург-Сити» в историческом центре города. В него должны войти 4 небоскреба – «Екатерина», «Де Геннин», «Татищев» и «Демидов», ряд гостиниц, бизнес-парки, торговые объекты, концертный зал и места для отдыха.

Уже построены: 5-звездночная гостиница Hyatt Regency Ekaterinburg на набережной Исети. Это 20-этажное здание с 296 номерами, ресторанами, барами, фитнес-центром, спа-комплексом, банкетными залами и конгресс-холлом. Башня «Исеть» в 52 этажа (идет внутренняя отделка)  – жилой комплекс из 225-ти апартаментов премиум-класса, с размещенными на первых четырех этажах комнатой досуга для детей, бассейном, тренажерным залом, рестораном, сервисными службами и SPA. «Деловой дом Демидов», состоящий из 9-этажного конгресс-холла и 33-этажной башни (работы продолжаются, говорят, близки к завершению). Ожидается, что конгресс-холл будет трансформироваться в концертный зал и дискотеку под звездным небом планетария.

В общем, на апрель 2015 года Екатеринбург располагает 1033 высотными зданиями (свыше 12 этажей) и ожидает окончания строительства еще более 20-ти.

Н. Гора

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика