Продолжая серию статей о Екатеринбурге, хочется рассказать о его музеях и театрах - их в этом прекрасном городе великое множество.
В Екатеринбурге работают консерватория, две филармонии (детская и взрослая), порядка сорока театров (по их количеству город занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга), более шестидесяти музеев, две художественных галереи, цирк. Побывать везде за одну поездку, как вы понимаете, невозможно, поэтому расскажу о некоторых.
Театры Екатеринбурга
Начнем с театров. Самые старые (по времени создания) – Государственный академический театр оперы и балета (1912 г.) и Народный театр драмы им. Г.Е. Гецова (1917 г.). Из названия первого следует, что здесь найдут отдохновение для души любители классики. Народный театр в своем репертуаре сочетает пьесы классиков и современных авторов.
В 30-е годы в Екатеринбурге появились ТЮЗ, Театр драмы (имеет статус академического), Кукольный театр (каждые два года в нем проходит международный фестиваль театров кукол), Театр музыкальной комедии (девятикратный обладатель премии «Золотая маска»), филармония. В 1980-м – цирк.
В 1986 году образовался театральный центр «Волхонка», в котором мне так и не удалось побывать, хотя очень хотелось. В городе существует учебный театр театрального института, где с октября по май студенты показывают свои работы - в своем здании, расположенном в центре города. Также у них есть еще два театра – «Старый дом» и О.С.Т. - Открытый Студенческий Театр. Здорово, что молодежи есть где развернуться!
Государственный театр эстрады появился в 1996 году благодаря губернатору Э. Росселю. В 1998-м в конце улицы Пролетарской появился домик – Камерный театр музея писателей Урала. Несколько позже - детский театр балета «Щелкунчик», где юные дарования демонстрируют все, чему их учат педагоги. Помимо перечисленного, есть несколько театров танца, еще шесть детских театров, цыганский «Сердца Ромэн», музыкально-драматический театр инвалидов «ТВИН» и еще много других.
Мне посчастливилось побывать в театре «Коляда». Относительно молодой - годом его основания можно считать 2001- й. Тогда у театра не было еще своего помещения, но уже шли спектакли на разных сценах. С порога попадаешь в удивительно приятную атмосферу. Звучит живая музыка (что-то очень спокойное и умиротворяющее, такое нужное после рабочего дня). Вкусно пахнет кофе и выпечкой. В фойе предметы моего детства: вышитые дорожки, подушечки, ручная швейная машинка, пупс-голыш, будильник, самовар с сушками, телефонный аппарат с диском, значки комсомольские и октябрятские, в общем, много такого, что возвращает в прошлое, заставляет ностальгировать. Зал небольшой, уютный. Сцены как таковой нет - она лишь обозначена занавесом. Невольно становишься частью игры. Смотрели с подругой «Концлагеристов». Вещь современная, тяжелая. Актеры играли, вернее сказать, жили на сцене с огромной самоотдачей, на износ, искренне. Это был другой театр, не тот, что я люблю (помню спектакли с Гоголевой, Тарасовой, Яншиным, Жаровым и другими корифеями сцены), просто другой. Но другой не значит плохой. Кстати, калининградский зритель уже знаком с такими пьесами Николая Коляды, как «Баба Шанель» и «Мурлин Мурло». А в польских театрах «Мурлин Мурло» ставили уже более ста раз.
Музеи Екатеринбурга
Теперь о музеях города. Начну с тех, где побывала. Первый музей, в который мы зашли, был Музей природы Урала. Его коллекцию составляют более 60 тысяч предметов, но удивляет она не количеством, а качеством экспонатов. Это старейший музей города. Он берет свое начало от дня возникновения Уральского общества любителей естествознания - 10 января 1871 года. Здесь я открыла для себя много нового - дремлющие на стульях тетушки-смотрительницы могут провести для вас такую экскурсию, что специалисты обзавидуются, надо лишь проявить заинтересованность. От них мы узнали, что в музее есть свои «долгожители». Чучела лося и медведицы, сделанные А. И. Гаккелем для Первой научно-промышленной выставки в 1887 году. Выглядят, как новенькие. Еще один долгожитель Екатеринбурга, в прямом смысле, – нильский крокодил Коля, обитавший в зоопарке с первого дня его основания, переживший войну и тяжелые послевоенные годы, умерший в 65 лет (в природе крокодилы живут в среднем до 45 лет). Теперь на него можно полюбоваться через витринное стекло.
Впечатлили своим размером скелеты широкорогого оленя (раскопан в 1886 году), мамонта (находка 1897 года) и пещерного медведя. А с помощью отпечатка нижней челюстной спирали с зубками геликоприона, ископаемой акулы, можно представить себе как эта «малютка», словно циркулярная пила, добывала себе пропитание. Рядом со скелетами - фотоснимки, сделанные во время раскопок, и диорамы, где эти милые зверюшки изображены в естественной для них среде. В общем, птички, рыбки, букашки, необычные редкие самородки, интересная информация – все настраивает на то, что в музей надо приходить не наскоком и смотреть неторопливо и внимательно.
Урал – кладовая страны в плане минералогических находок, и смотреть их надо в Уральском геологическом музее. До него я не добралась, но осмотрела Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, что расположился в здании бывшей Горной аптеки. Он сравнительно молодой, возник в 1992 году по инициативе Д. С. Лихачева – председателя советского Фонда культуры. И небольшой, но коллекции удивительные.
В зале русского серебра - экспонаты XIX - XX веков, да с какими клеймами! Фаберже, Хлебников, Тарасов, Сазиков, Овчинников, Тарабров – лучшие, ведущие фирмы Москвы и Петербурга того времени. Золотая кладовая запомнилась работами мастеров фирмы Фаберже – предметы с эмалью гильоше и анималистическая пластика; коллекцией золотых ювелирных украшений с гранеными уральскими демантоидами. (Прозрачная ювелирная разновидность желтовато-зеленоватого оттенка минерала группы граната. Очень редкий, особенно уральский. Его еще называют уральским изумрудом).
Одно название «Малахитовый зал» говорит само за себя. При виде всего великолепия оттенков этого изумительного по красоте минерала, сразу вспоминаешь Бажовские сказы. Кстати, в музее есть и Бажовский зал - пока родители разглядывают панно, выполненные в технике лаковой миниатюры, рассказывающие об истории освоения Урала и героях бажовских сказов, детишки могут оседлать качалки – лошадок и петушков. Здесь же можно полюбоваться образцами поделочных камней и работами уральских камнерезов.
Настоящий праздник души вас ждет в разделе «Современное ювелирное искусство». Это надо видеть - все эти колечки, подвески, гривны, колье и прочую радость для дамского сердца, созданные умелыми руками мастеров екатеринбургского завода «Русские самоцветы», исторического наследника Екатеринбургской гранильной фабрики. Самый уникальный её экспонат – единственная на Урале полутораметровая калканской яшмы ваза. С изделиями фабрики можно познакомиться во многих музеях страны, в частности, в Эрмитаже.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Основу коллекции составляют экспонаты, собранные все тем же Уральским обществом любителей естествознания. Постепенно собрание увеличивалось за счет переданных в дар работ из запасников Эрмитажа, Третьяковки и музея им. Пушкина. Мы привыкли, что все самое лучшее и интересное находится, например, в Лувре, Эрмитаже, Уффици - что нам провинциальные музеи? Ан нет, и там есть настоящие жемчужины. Великолепное собрание живописи выше названного музея даёт представление о возникновении и развитии изобразительного искусства не только в России, но и странах Западной Европы. Западноевропейское искусство представлено скульптурой, полотнами, рисунками и гравюрами итальянских, голландских, немецких и французских мастеров XIV—XIX века. Настоящим раритетом является выполненная на дереве картина Якопо ди Чионе «Мадонна с младенцем». «Поклонение волхвов» (1620 г.) сиенского художника Рутилио Манетти – единственное полотно этого мастера в России. И это не единственная редкость. Хороша коллекция рисунков и гравюр. Скульптуры не так много, и представлена работами, в основном, итальянских ваятелей (передана Эрмитажем еще в 1947 году).
Русское искусство прослеживается с XVII века и до наших дней - начиная с иконописи и кончая тобольской резной костью, уральской глиняной миниатюрой «Скайрим», каслинским художественным литьем.
Иконы - мастеров московской школы и русской провинции. Их немного, но некоторые весьма впечатляют. Например, огромная соборная икона «Страшный суд» - XVII века, со сложной композицией, праздничной цветовой гаммой и обильным золочением.
Мне всегда были близки работы старых мастеров и художников-передвижников, поэтому среди полотен кисти Шишкина, Крамского, Саврасова, Поленова, Боровиковского, Тропинина, Венецианова, Репина, Неврева, Левитана было уютно и радостно, словно среди хороших старых знакомых. В этом же зале можно было познакомиться со скульптурой и образцами продукции Императорского фарфорового завода, изделиями заводов Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Сафронова. Поверьте, есть на что посмотреть.
Здесь же - работы авторов, входивших в художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Например, идейного вождя и теоретика «Мира искусства» художника А. Н. Бенуа. Его знаменитые версальские серии. Или, представителя второго поколения «Мира», Б. М. Кустодиева, воспевавшего Россию купеческую и крестьянскую. С русским авангардом связаны и такие имена, как К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Машков, П. Кончаловский. Их работы тоже представлены в музее. В этом же разделе выставлены и картины уральских художников, а также большая коллекция кузнецовского фарфора, изделий Дмитровской фабрики, сохранившей высокие достоинства гарднеровского фарфора, редкие образцы тарелок фаянсовых заводов братьев Чекановых и Афонина.
Настоящим открытием для меня стало знакомство с Каслинским чугунным литьем. Музей изобразительных искусств располагает более чем восьмьюстами предметами, а вернее - шедеврами, Каслинского завода. Первым, что вы увидите в рамках экспозиции, будет всемирно известный Каслинский чугунный павильон, получивший Гран-При на Парижской выставки 1900 года и зарегистрированный в международном каталоге ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире сооружение из чугуна, являющееся частью музейного собрания. До этого заводские изделия отмечались дипломами и медалями на всемирных выставках все в том же Париже в 1867 и 1890 годах, в Вене в 1873 году, в Филадельфии в 1876 году, в Копенгагене в 1888 году, в Стокгольме в 1897 году и в Милане в 1906 году.
Каслинский завод был основан тульским купцом Я. Р. Коробковым в 1747 году. А художественное литье в Касле тесно связано с именем Григория Зотова, внедрившего в производство немецкую технологию. Отливались в чугуне работы французских и итальянских скульпторов, приобретенные на международных выставках. Например «Гном кричащий» Н. Мейера, «Дон Кихот» и «Мефистофель» Ж. Л. Готье, «Меркурий» Д. Болоньи и других. Есть отливки, выполненные по моделям П. К. Клодта, Е. А. Лансере, самобытных мастеров, вышедших из рабочей среды: литейщика от бога В. Ф.Торокина, чеканщика Широкова, модельщика К. Д. Тарасова. Впечатляет скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», выполненная в 1896 году для нижегородской художественно-промышленной выставки. Двенадцатое поколение мастеров бережно сохраняет и передает оригинальную технологию и традиции.
Ещё одно место, где мне довелось побывать во время поездки в Екатеринбург, - Свердловская киностудия. Мультимедийный проект «Дали - живые полотна». Организаторы проекта использовали 50 мощных проекторов для демонстрации картин Дали (их примерно 200) на стенах, потолке, полу. В темном павильоне звучала музыка (если не изменяет память, это были произведения Вагнера и Пьяццолы) - она соответствовала настроению картин. Изображения и биографические данные давали представление о жизни и творчестве художника. Все настраивало на погружение в мир фантазий Дали.
А рядом, в другом павильоне, крутили 16-минутный сюрреалистический немой фильм Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пес», тут же стояли мольберты, словно приглашая – сотвори своё чудо!
Предпоследний музей, посещенный мной в Екатеринбурге, - Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Само здание очень колоритно, я о нем уже рассказывала. Интересна и малая скульптурная форма, что находится на площадке перед входом музей. Скульптуры обыгрывают настоящие экспонаты, расположившиеся на улице: тележку путейцев для транспортировки шпал, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством, тупик. В здании экспозиция условно разделена на две части. Одна посвящена истории железной дороги, другая – технике. В исторической части заинтересовали три экспоната: паровоз Черепановых, дама с багажом, необычный рельсовый велосипед, который использовался жандармами для передвижения. Во второй части много старой и новой техники, по котор можно проследить историю развития железной дороги, интересные макеты с движущими поездами. Тем, кто интересуется этим видом транспорта, будет интересно. Мне же запомнился восстановленный интерьер старинного купе.
О литературном квартале и его музеях уже написано, читайте первую статью – «Экскурсии по Екатеринбургу». Только одно маленькое дополнение: Музей кукол обладает куклами - литературными персонажами и редкими книгами XIX и XX веков.
Жалею, что не побывала в музее «ЛОМа», что на Щербаковской, 103. Сюда привозят экспонаты проходящего ежегодно в ЦПКиО фестиваля актуального искусства из металлолома. Видела прошлогодний каталог – интересно. А лучшую скульптуру 2014 года поставили у Яхт-клуба.
Дальше перечислю просто названия музеев и что в них можно увидеть. Очень коротко. Свердловский областной краеведческий музей (Малышева, 46). Основатель - Уральское общество любителей естествознания. Обладает редкой коллекцией древних орудий из дерева, кости, камня и металла от мезолита до раннего железного века и чудом сохранившимся Большим Шигирским идолом – самой древней и самой большой деревянной скульптурой. Его возраст - 11 тысяч лет, в два раза старше египетских пирамид и фараонов. Говорят, так же интересны коллекция медной посуды, невьяновские старообрядческие иконы, образцы уральской яшмы, морские раковины и книги из библиотеки Татищева.
Музей истории Екатеринбурга расположен в здании, являющемся памятником истории и культуры. Оно использовалось в разное время как гостиница, дворянская усадьба, доходный дом, коммуналка. Знакомясь с экспонатами музея, вы побродите по улицам старого Екатеринбурга, увидите город из космоса, спуститесь в подземный город.
Любителям фотографии будет интересен филиал Музея истории – Фотографический музей «Дом Метенкова» - единственный на Урале музей фотографии. (Карла Либкнехта, 36). Сорок лет уральский фотограф Вениамин Леонтьевич Метенков (1857 - 1933 гг.) снимал Урал, издал сотни открыток и фотоальбомов с видами края. Перечислю название экспозиций, и вы поймете какой громадный пласт истории скрывается за пожелтевшими от времени снимками: «Современники Метенкова», «Семейный фотоальбом: екатеринбургские страницы», «На перекрестке истории», «Воспоминание о Свердловске», «Город и поэт», «Сороковые, роковые…». А еще здесь имеются постоянно меняющиеся выставки. Например, выставки 2015 года – «Мы» (по мотивам романа Замятина), «Вокруг света», «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне» и прочее.
Технические музеи: Музей радио им. Попова (розы Люксембург, 11), Парк научных развлечений «Ньютон» (Радищева, 1), «Парк Чудес Галилео» на Свердловской киностудии, здесь же - галереи «Арт-словарь» и «Поле».
Необычные музеи Екатеринбурга: Музей истории выборов (с занимательными предметами из истории выборов различных стран), Музей плодового садоводства, Музей истории циркового искусства. На Ленина, 51 в Уральском государственном университете открылся музей, посвященный Старику Букашкину. Старик Букашкин - Евгений Михайлович Малахин – екатеринбургский художник, поэт, фотограф и философ. Первым начал разрисовывать бетонные заборы и мусорные контейнеры, экспериментировал с фотографией, писал прозу.
Музеи, посвященные знаменитым людям: Бажова, Решетникова, Мамина-Сибиряка, Высоцкого.
Вот такой списочек получился.
Н. Гора