c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image001.jpgСиена, Италия. Наш автобус остановился у крепостной стены, шумные, уставшие от езды туристы высыпали на брусчатую мостовую, с радостью разминая ноги. Сопровождающий дал несколько наставлений, и группа поползла к центру города.

Именно поползла, потому что одному было необходимо запечатлеть супругу на фоне фонтана, другой обязательно хотел сохранить на память красивейшую робатку (на даче надо сделать такую), третьи жаждали мороженого и пива — тот, кто ездил группой на осмотр достопримечательностей, меня поймет, и сам сможет дополнить список, из-за которого группа растягивается на неопределенное время и расстояние. Шедшие впереди начали терять терпение, а я подумала — как рассказать о Сиене, этом прекрасном итальянском городе, чтобы рассказ не был слишком затянут и, в то же время, был достаточно содержательным и отражал те чувства, которые я испытывала во время экскурсии? Решила остановиться на самом важном и интересном, с моей точки зрения.

Легенд об основании Сиены в Италии существует несколько. Выбирайте кому что нравится.c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image003.jpgЛегенда номер раз: город получил свое название от имени Сенио — сына Рема и племянника Ромула. Сенио с братом Аскио бежали от своего жестокого дяди (кстати, убившего их отца) и нашли пристанище в Тоскане в районе трех холмов, где и основали позже город.
Легенда номер два: Сиена основана при Октавиане Августе как военная римская колония на месте этрусского поселения.

Согласно археологическим же исследованиям, достоверно известно, что здесь в I веке до н. э. была римская колония — Sena Giulia — этим, видимо, и объясняется украшение многих площадей города скульптурой волчицы с близнецами. Отсюда и легенда номер три — город основал сам Юлий Цезарь.

Первая остановка у церкви Сан Доменико, это не только великолепный пc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image005.jpgамятник романской архитектуры, но и стратегически важное место для города. Здесь находится самый старинный и самый полноводный источник Фонте Бранда, снабжающий водой жителей прилегающего района, и промышленное производство. Сиенцы были не только искусными мастерами по укладке дорог, но и искуснейшими вододелами (если так можно выразиться). Кристально чистая, прохладная вода поступает в Сиену по водопроводам, поверьте, очень большой длины. Но об этом позже.

Дома, расположенные на разных уровнях, и кольцом окруженные мощной средневековой стеной (около 7 км) с тремя воротами, отгорожены от наступающих на них оливковых рощ и знаменитых виноградников долины Кьянти.

Большая часть строений Сиены относится к XII-XIV вв, отсюда его готический облик. Улицы, с высокими зданиями, украшенными изящными трех- и двухстворчатыми окнами и стрельчатыми арками, вымощенные кирпичом и камнем, практически лишены зелени, только кое-где вы увидите на окнах цветы. Но воздух удивительно чист – в центре нет городского транспорта.c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image011.jpg

XII-XIV века были временем экономического расцвета Сиенской республики, ставшей культурным центром итальянского Проторенессанса. Прославленные мастера местной живописной школы Дуччио ди Буонинсенья, братья Лоренцетти и Симоне Мартини сделали этот город уникальным.

Все дороги города ведут к его центру, площади — пьяцца дель Кампо (piazza del Campo) — полукруглой формы в виде створки ракушки, разделенной на девять сегментов, расходящихся веером, в память о правлении Совета Девяти. Дата ее основанияc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image009.jpg

1169-й. Именно в этого год был строго определен внешний облик зданий, расположенных по ее периметру: по своей высоте и красоте они должны были соответствовать находящемуся здесь палаццо Пубблико — дворцу, состоявшему из трех корпусов, построенных в разное время. Прежде его занимал подестат (градоначальство), в наше время — городской совет, городской музей и театр. Это яркий образец тосканской готики: нижний ярус выполнен в камне со множеством стрельчатых арок, второй и третий этажи — кирпичные, ритмично разбитые серией изящных трифоров, три части которых разделены двумя небольшими белыми колоннами из мрамора. Последний этаж с большим медным диском с монограммой Христа, башнями и зубчиками расположен в центральной c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image013.jpgчасти здания (совсем как праздничный торт).

Городской музей (Museo Civico) интересен знаменитой во всем мире фреской-аллегорией — «хорошего и плохого правительства». Правительство Девяти поручило А. Лоренцетти расписать зал приема послов фресками, которые бы отражали идеальное управление Сиеной. Так появился первый в мире цикл художественных произведений не религиозной тематики. Это было своеобразное пособие по менеджменту и предостережение от пагубных поступков, ведущих к упадку общества. Несколько залов музея посвящены истории развития Сиены и ее территории, которая отображена в картинах, стампах, картах, различных документах. Среди большой коллекции скульптуры, живописи находится и не менее знаменитая фреска С. Мартини — «La Maesta' », свидетельство поклонения итальянцев Деве Марии.

Кортиле дель Подестa' (подеста — наемный градоначальник, из иностранцев, для руководства военными силами коммуны, заменил в 1199 г. коллегию консулов), как и палаццо Пубблико, выстроен из обожженного кирпича и украшен рядом пилястр, поддерживающих большие арки. Изящные трехчастные окна с гербами древних Подеста завершают ансамбль. Из дворца можно пройти в залы Торре дель Манджа.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image015.jpgБашня Манджа, взметнувшаяся вверх слева от дворца, получившая свое название по прозвищу первого звонаря (Манаджагваданья — башня любителя поесть, или «съедающий заработанное»), построена из обожженного кирпича и имеет великолепную белокаменную звонницу. По преданию при закладке башни в ее основание были замурованы монеты, как символ удачи, а на каждом из углов есть камни-обереги от «громов и молний». Часы (1360 года изготовления) и большой колокол (1666 г), весом почти 7 тонн, украшают Манджу. Колокол подает свой голос во всю мощь только во время проведения Палио (традиционных скачек), что является сигналом приближающегося праздника. В остальные дни механический молоточек тревожит спокойствие «Сунто» (так его называют сиенцы в честь посвящения Пресвятой Деве Марии Вознесения, «Ассунта»). Рядом находится часовня (1352 г) Святой Девы Марии.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image017.jpgВ 1352 году началось строительство Капеллы, которые благодарные сиенцы решили возвести в честь благополучного окончания чумы 1348 года — во время эпидемии вымерло почти три четверти населения города.

Арки ренессансного типа, статуи в нишах, железные ворота (XIV век) и колонна с коринфской капителью, увенчанная скульптурой волчицы, вскармливающей близнецов, богато украшают дворец с внешней стороны. Внутри он не менее прекрасен из-за находящихся здесь великолепных фресок.

Палаццо Пикколомини представляет собой образец архитектуры Возрождения , основоположником которого в Сиене считают Бернардо Росселлино. Небольшое здание, всего два этажа, разделенных необычными карнизами, облицовано рустом и украшено двумя рядами простых двучастных окон с ручками из кованного железа и гербами. Сегодня здесь находится Государственный архив, располагающий большой коллекцией расписанных досок — «Таволетте делла Биккерна» — обложки для документации и реестров городского совета. Они интересны тем, что на каждой из обложек изображен портрет или герб исполнителя документа, а также исторические сцены событий, происходивших в городе с 1258 по 1659 годы, и выполнены известнейшими художниками того времени.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image019.jpgНа площади находятся еще несколько дворцов, из них хочется выделить красивейшую аркаду Лоджиа делла Мерканция. Она была построена в XV веке для Цеха купцов и ценна тем, что является образцом переходного периода в архитектуре от готического стиля к ренессансному. Три большие аркады на фасаде — чисто ренессансный стиль, а статуи и ниши — готический. Обратите внимание на две статуи — Сан Пьетро и Сан Паоло (наши Петр и Павел) — работы Веккьетты. Всегда поражаюсь, как может камень передать характер человека (к слову, в музеях Ватикана представлен торс античной статуи атлета, по ней учился, говорят, сам Микеланджело; лица нет, только часть рук, туловище и ноги до колена, но, глядя на каждую жилочку, мышцу, чувствуешь какой должна быть кожа при прикосновении, и представляешь себе этого юношу. Очень тонкая работа по камню).

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image021.jpgНе менее искусно выполнены статуи фонтана или, как говорят итальянцы, Фонте Гайя («Источник радости»): Сотворение Адама, Мудрость, Надежда, Сила, Осторожность, Ангел, Богородица с Младенцем, Ангел (еще один). Справедливость, Милосердие, Умеренность, Вера, Изгнание из рая. Сейчас здесь находятся великолепно выполненные в 1868 году Тито Саррокки копии, а оригиналы можно увидеть в Палаццо Пубблико. Гармония объемного решения и классической пластичности представляет собой один из первых примеров простоты и слаженности, которые доминируют в архитектуре, скульптуре и живописи мастеров Сиены, заложивших основу искусства Раннего Возрождения в Италии. С 1344 года вода в фонтан подается по 25-километровому водопроводу из родников Тосканы.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image023.jpgНенадолго покинем пьяцца дель Кампо и двинемся дальше. Походив, вернее, попетляв по узким улочкам города, выходим к Дуомо — Кафедральному Собору Сиены. Это надо видеть. Сложно поймать в кадре здание целиком, сложно передать все его величие и красоту. Посвященный Успению Пресвятой Девы Марии, он соединил в себе романский и готический стиль, т. к. возводился с XII по XIV вв., работали над ним несколько архитекторов. Белый цвет мраморного фасада подчеркнули сиенским розовым камнем и темно-зеленым камнем из Прато. Арки,переходящие в шпили, аркады, декорированные порталы, скульптуры, великолепные c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image025.jpgмозаичные панно в тимпанах («Введение во Храм» — левое, «Рождественские ясли» — правое, «Коронование Пресвятой Девы Марии» — по центру), окно-розон с витражом на сюжет «Тайной Вечери — делают Собор неповторимым.

Мраморная отделка внутренних стен горизонтальными черно-белыми полосами удивила (встретилась впервые и почему-то навеяла воспоминания о Египте). Восхитило украшение среднего свода — по синему фону рассыпались золотым дождем звезды. c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image027.jpgУникальный мраморный пол покрывают пятьдесят шесть изображений библейских сюжетов и религиозных символов. Чудесные фрески в левом нефе, четыре статуи работы Микеланджело и бронзовая фигура Иоанна Крестителя Донателло в часовне, деревянные хоры, выполненные в XIV веке и инкрустированные в XV, кафедра Николы Пизано и еще много чего необычного и прекрасного представлено здесь. Теперь стало понятно, почему так громадна очередь на входе и почему она так медленно движется. Даю подсказку — в кассе Баптистерия можно и купить билет в собор, и пройти, минуя очередь.

При соборе существует музей (основан в 1870 году) с великолепной коллекцией скульптуры, живописи, церковной утвари (например тут можно увидеть распятие из позолоченного дерева, выполненное Джованни Пизано), разместившейся на трех этажах. Наиболее значительными экспонатами являются: горельеф Джакопо делла Куерча, скульптуры Д. Пизано для фасада Дуомо, Мадонна работы Донателло, «Маэста'»- картина Дуччо ди Буонинсенья (XIV век) для верхнего алтаря Собора. В музей мы не попали из-за ограниченности во времени, хорошо хоть буклеты сумели купить.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image029.jpgРядышком с Собором находится Баптистерий — важное для сиенцев сооружение, здесь с 1325 года крестили всех сиенцев (и богатых, и бедных). Фрески знаменитых мастеров (можно их перечислить, но обычному человеку они мало что скажут, если он не искусствовед, конечно), купель из бронзы и мрамора — шедевр скульптурного искусства XV века, скульптура Иоанна Крестителя (которому и посвящен Баптистерий) — все впечатляет, находишься как-будто внутри очень дорогой шкатулки.

Если пьяцца дель Кампо центр гражданской жизни города, то пьяцца дель Дуомо — его религиозный центр. Помимо Собора с музеем и Баптистерия, здесь находится резиденция архиепископа, арки фасада незаконченного нового собора (был начат в XIV веке, но так и не закончен), музейный комплекс Санта Мария делла Скала.

Санта Мария делла Скала — госпиталь, созданный в XIII веке (по некоторым данным - с IX по XI вв. как монашеский приют) давал кров странникам, помогал беднc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image039.jpgым и сиротам. Неприметное на вид здание красного кирпича с высокими одно-двухчастными окнами сохранило свой облик без изменений до наших времен. Зато во внутренних залах сохранились скульптуры и картины высокого достоинства. Наиболее интересен Пеллегринайо или Медицинский пункт —
это больничное помещение, где святая Екатерина работала медсестрой. Фрески этого зала интересны не только с художественной стороны, в них отражена, судя по названиям, повседневная жизнь больницы: «Эпизоды милосердия», «Кормление молоком брошенных детей», «Кормилицы с детьми», «Папа, жалующий госпиталю автономию», «Выдача заработной платы кормилицам», «Блаженный Августин «Новый», «Расширение госпиталя», «Подкидыши, летящие к небу».

В этом же здании находится археологический музей, экспонаты которого восходят к этрусскому и римскому периодам. Любителям археологии есть чем полюбоваться: здесь выставлены находки, относящиеся к периоду от палеолита до Железного века. Нумизматы будут приятно удивлены выставленной здесь коллекцией монет различных эпох из разных районов Италии.

В комплекс входит и церковь Санта Мария делла Скала, где наибольший интерес представляют собой кессонный (так и не поняла, почему кессонный) потолок из расписанного дерева, бронзовая статуя Христа Лоренцо ди Пьетро (Веккьетта), два инкрустированных старинных органа XV века, инкрустированные деревянные кресла Хоров в ренессансном стиле, фреска «Лечебный бассейн» (в закомаре) с прекрасно выполненной перспективой.

Любителям живописи наш гид Даниэла посоветовала обязательно заглянуть на улицу Сан Пьетро, 29, где во дворце Буонсиньори, который более известен как Пинакотека (Pinacoteca Nazionale), нашла себе место коллекция произведений сиенских художников XIII-XVII веков. По словам Даниэлы, в основу легло собрание картин аббата Джузеппе Чаккери, пополнялось оно за счет завещаний и дарений (тут почему-то про инквизицию вспомнилось...) В 1977 году здесь появились шедевры фламандских живописцев, например, Дюрера, и открылся зал скульптуры сиенских мастеров XIV-XV веков.

И рад бы в рай, но... Время — враг номер один, когда ездишь автобусом на экскурсии. Так хочется много всего посмотреть, но приходится выбирать. И наша группа поспешила вперед. По дороге гид рассказывала о банках Сиены. Перескажу — это интересно.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image031.jpgКак уже говорилось, Сиена XIII и XIV веков была одним из самых процветающих и значительных городов Европы, в котором особое развитие получили банковское дело и торговля. Банкирские дома ссужали деньгами папскую курию, королей Франции и императоров Священной Римской империи. Сиенский серебряный динарий (чеканился где-то с середины XII века) являлся одной из основных валют Европы вплоть до появления золотого флорина. В Сиене существовало еврейское гетто, просто квартал, где проживали люди этой национальности, закрывавшийся на ночь воротами. (Тогда слово «гетто» не носило того ужасного значения, с которым мы знакомы по истории Второй мировой). Утром ворота открывались, выходили дяденьки с пейсами, в руках у них были скамеечки — банки, и начиналась работа. Если дела складывались плохо и что-то шло не так, то скамейку разбивали, а процесс этот нам известен под названием банкротство. Это уже потом появились специальные помещения со множеством клерков. Первые банковские книги и безналичные платежи появились именно здесь. Если меня не подводит память, во время экскурсии нам показали здание банка, построенное аж в 1427 году. Внушительное помещение.

И еще Даниэла похвасталась городской консерваторией. Сюда на мастер-классы приезжают выдающиеся музыканты мира, и сиенцы имеют возможность за весьма скромную плату познакомиться с их творчеством. Сказать честно, позавидовала. Когда у нас в городе появляются «Виртуозы Москвы», то мне остается только любоваться на афиши.

Осталось еще три места, о которых хочется рассказать:

Сиенский университет. Был основан в 1240 году (финансировался государством). После того, как в 1321 году в него перешли ведущие профессора из Болоньи, он стал одним из главных образовательных центров Италии. В 1350 году император пожаловал Сиенскому университету хартию, гарантирующую его самоуправление и предоставляющую широкие привилегии студентам и профессорам. Во внутреннем дворе университета находятся бронзовый памятник студентам, погибшим при Куртатоне (1872 г.), и гробница Никколо Арингиери (лектора университета). В настоящее время студенты составляют почти половину населения города (около 20 тысяч человек);

Ботанический сад. Был основан в 1784 году. Занимает огромную территорию, имеет несколько оранжерей, разделен на три части: в первом разделе содержатся местные сорта растений, в том числе лекарственные и ароматические травы, используемые в кулинарии; второй раздел объединил растения водные, экзотические деревья и кустарники (от айвы до граната); третий посвящен суккулентам.

Святилище. Сиена — родной город святой Екатерины (1347-1380 гг). Будучи двадцать пятым ребенком в семье, девочка была отмечена необычными способностями. Рассказывают, что в 6 лет ей явился Христос, после чего она стала слышать неземные голоса. Став взрослой, до своей кончины вела аскетический образ жизни: много молилась, ухаживала за чумными больными, спала лишь полчаса в двое суток, питалась очень скудно. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Екатерина вела переписку с римскими папами и королями, давала советы городским властям. Главное ее деяние, как считают итальянцы, в том, что благодаря моральной силе и убежденности святой Екатерины, папство вернулось из Авиньона в Рим. Нетленные мощи Екатерины находятся в Соборе св. Доминика, совсем рядом с ее родным домом (преобразованном в 1461 году в Храм с великолепными фресками, повествующими о ее жизни и деяниях) и являются бесценными реликвиями для католиков. В 1939 году папа Пио ХII признал святую Катерину покровительницей всей Италии. На месте дома и соседней с ним территории развернулся ансамбль Святилища.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image043.jpgНо вернемся на пьяцца дель Кампо и поговорим о Палио. Палио — это скачки, проводимые в Сиене два раза в год — 2 июля (в память о чудесах Мадонны из Провенцано) и 16 августа ( в честь Пресвятой Девы Марии Вознесения). В XIV веке, когда соревнования только зарождались, в скачках использовались быки и ослы, но организаторы постепенно пришли к выводу, что зрелищнее все-таки скачки на лошадях, да и быстрее. По словам нашего экскурсовода, они (скачки) играют большую роль в жизни каждого сиенца.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image041.jpgНачиная с XII века город делится на три терции, которые, в свою очередь, делятся на 17 контрад (автономных районов), имеющих не только свой флаг и герб с изображением животного-покровителя, но и свою церковь, и органы управления. Жители контрад соперничают друг с другом вполне серьезно, что порой выливается в курьезные (с моей точки зрения) ситуации. Вот факты, которые привела нам Даниэла, ваше дело — верить или нет: например, раньше существовала путаница в принадлежности новорожденного к какой-то контраде, если роженицу случайно привезли в больницу другой контрады. Теоретически считалось, что ребенок начинает принадлежать к той контраде, на земле которой он родился. Ерунда скажете? Это для нас. А папашам приходилось ехать с супругой в роддом с мешочком родной земли и рассыпать ее под кроватью. Позже капитаны районов, собравшись на сходку, приняли мудрое решение — на принадлежность ребенка будет влиять не место рождения, а место проживания родителей. Хуже обстоит дело, если дом родителей находится на границе двух районов, или они принадлежат к разным контрадам. С этим не разобрались до сих пор. Ну, прям Монтекки и Капулетти.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image033.jpgВо время проведения Палио соперничество достигает своего апогея, ведь соревнуются контрады. Каждый из районов начинает подготовку задолго до будущих состязаний: шьют старинные праздничные костюмы, придумывают и репетируют кричалки, приобретают жокеев — как правило, профессионалов со стороны, в основном, с острова Сардиния, который славится своими традициями по выращиванию лошадей и обучению верховой езде. Лошадь-победительница и жокей чествуются наравне. И принимают участие в праздничном застолье тоже вместе. Борьба за жокеев идет нешуточная, иногда их удерживают под домашним арестом, чтобы соперник не переманил. Скучно ему не бывает, развлекают по полной программе. Нескучно всем, со слов нашего гида — женщины все как одна заняты шитьем костюмов, у мужчин более серьезное дело — «выпивают и придумывают оскорбительные кричалки». Кричалки — такая же обязательная часть Палио, как, скажем, лошадь. Чем веселее и задирестее кричалка, тем лучше, как считается, защищена честь контрады. После обоюдного высмеивания начинается шуточное сражение между мужчинами. Но это не драка. Правила очень жесткие, серьезные увечья недопустимы, иначе отлучение от праздника во веки вечные. Страшнее наказания для сиенца и придумать нельзя.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_siena_image035.jpgК гонке допускаются только 10 контрад (система отбора сложная и мало понятная для несведущего). Завозят огромное количество песка для скаковой дорожки. Гонка длится всего три круга. Наездники не пользуются седлами, в руках кнуты, которыми они не только коней подбадривают, но могут пустить в ход и против соперников. Вот такие нравы. Но, опять же, со слов Даниэлы, выигрыш может обеспечить безбедную старость, не роскошную, но безбедную. Проигравшего могут поколотить, но слегка.

Чтобы получилась целостная картинка происходящего, необходимо сказать, что праздник начинается утром с пышной мессы в Капелле ди Пьяцца на Пьяцца дель Кампо и торжественного богослужения в Церкви Санта Мария ин Провенцано. В послеполуденное время живописный ход процессии, состоящей из музыкантов, трубачей, тамбурмажоров, стремянных, конюхов, знаменосцев, представителей городской власти античных времен, руководителей и организаторов праздника, представителей контрад (группы по 19 человек, все без исключения в средневековых костюмах) предваряет скачки. Шествие замыкает боевая колесница со штандартом (на нем — изображение Пресвятой Девы Марии), предназначенным победителю Палио.

Читать об этом интересно, но лучше самим побывать в Сиене, пусть даже не в дни проведения праздника. Ведь недаром сказал Н. В. Гоголь: «Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить».

Наталья Гора,
специально для сайта «Выходной».

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Бесплатные экскурсии из аэропорта

Пересадка в аэропорту дело довольно скучное, поэтому крупные аэропорты мира предлагают транзитным пассажирам бесплатные экскурсии. Представляем шесть аэропортов, которые помогут вам развлечься во время долгого ожидания.

Экскурсии в Гданьск из Калининграда

Предлагаем уникальные индивидуальные экскурсии в Гданьск из Калининграда с опытным русскоговорящим гидом.

Поездки в Польшу из Калининграда

Поездки в Польшу из Калининграда на комфортабельных автобусах. Быстро, удобно, недорого.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика