c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_1.jpgРолевые игры любят многие, иногда даже не подозревая об этом. В детстве мы играем в «дочки-матери», «школу», «войнушку» и т.д., взрослея, примеряем на себя различные социальные роли. С помощью ролевых игр приобретаются коммуникативные навыки и знания, развивается воображение. В некоторых случаях игры позволяют преодолевать страхи и находить новые, нестандартные решения. Ролевые игры бывают разными: образовательными, деловыми, социальными и т. д., общее в них — наличие вымышленной роли и получение реального эмоционального опыта. О ролевых играх вообще и в Калининграде в частности мы побеседовали с одним из лучших мастеров-ролевиков региона Александром Малявко.

Александр, расскажите, пожалуйста, кто такой мастер.

Мастер — это человек, который ведет игру. Не обязательно ее создатель, он может взять готовый сюжет. Существуют большие компании, которые создают целые вселенные, и там все прописано, каждый город, характеристики каждого солдатика, каждого гоблина. Имеется и подборка сюжетов. Но это для начинающих. Опытные мастера придумывают все сами — от начала до конца, разрабатывают сюжет и роли, доносят их до игроков, рулят какие-то свои миры.

Сколько у нас мастеров в городе?

Не могу точно сказать. Человек 20-30, наверное.

Как вы думаете, можно ли мастера назвать режиссером?

Если говорить о настольных ролевых играх, здесь мастер, скорее, фантазер. Тот, кто решает, что должно произойти, если, допустим, кинуть камнем в жабу. Он говорит: «Вот сейчас кинем кубик, и если выпадет 6, то жаба умрет, а если 5 — жаба проквакает что-нибудь оскорбительное и ускачет в лес».

Если же игра не настольная, а живого действия, то да, мастер является режиссером. Он продумывает сюжет и роли, он контролирует процесс.

Существует множество точек зрения на то, как надо проводить игры. Лично я считаю, что нельзя вмешиваться в процесс после его запуска. На старте ты даешь каждому свою роль, а дальше участники действуют по своему усмотрению. Другие мастера считают, что влиять на ход событий можно — например, придержать или ускорить в каком-то месте события, чтобы было интереснее. У каждого свое видение. Результаты бывают разными, прогнозировать их невозможно. Многое зависит от участников — полевые игры процентов на 80 делают игроки.

Если дать один и тот же сюжет двум группам, в одной люди могут просидеть весь день, скучая, глядя друг на друга, а во второй 2-3 лидера, прочувствовавших ситуацию, заведут всех остальных, и получится очень интересно, бурно, красиво, с театральными выпадами. Так что любая игра — это игроки. Серьезная игра готовится очень долго.

Можно ли назвать ролевые игры движением?

Нельзя. Существует такое явление, и в Калининградской области, и в России. Ролевые игры  — вещь весьма разнородная, со стороны может показаться, что люди связаны чем-то общим, но, по большому счету, каждый занимается своим. Это как в случае с художниками — все они работают в разных направлениях, но их объединяет искусство. Здесь то же самое — играют абсолютно разные люди с  непохожими интересами, и задачи при этом ставятся различные.

Ролевые игры нельзя назвать серьезным занятием, на которое уходит значительная часть жизни. По крайней мере, для меня это так. Это хобби, с помощью которого я получаю удовольствие, не больше.

Расскажите, пожалуйста, о видах ролевых игр.

Ролевые игры бывают разными. Есть, так скажем, фановые — они чаще всего относятся к полевым играм. Люди наряжаются в костюмы героев любимых произведений (например, по Толкиену), исторических персонажей (например, викингов, русичей) и т. д. Эти развлечения — попытка ощутить себя в определенной атмосфере, они позволяют достичь «дзена» в какой-то отдельной категории. К примеру, некоторые играют в Гарри Поттера — у них имеются свои факультеты, по которым они  разделяются, своя одежда, элементы которой носят даже в реальной жизни. Погружение в игру в этом случае не временное, народ живет этим.
Но у нас с фановыми играми большая напряженка, их практически нет. Калининград город маленький, собрать многочисленную компанию для нормальной игры не получается. Надо ехать в Россию, в Москву, в Петербург, а это и время, и деньги. Поэтому я занимаюсь двумя типами ролевых игр живого действия — павильонными (кабинетными) и городскими.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_2.jpgКабинетная игра длится в течение какого-то короткого отрезка времени, например, 4-5 часов, павильонная несколько дольше. В том и другом случае люди собираются в определенном месте, это может быть съемный особняк, квартира или полянка в лесу (все зависит от того, во что играют). Каждому дается роль, которая детально прорабатывается и заблаговременно обсуждается с игроком. Она оговаривает характер и особенности персонажа, но не то, что он будет делать — поступки остаются на усмотрение игрока.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_3.jpgСитуации разыгрываются различные, чаще всего — что-то вроде детектива. Хочется создавать что-то  красивое — Эркюль Пуаро и т. д. Также это могут быть какие-то маленькие фантастические истории, вращающиеся вокруг определенной проблемы, которую надо в короткое время решить. Допустим, летит космический корабль, у него ломается двигатель, до взрыва остается 4 часа — надо понять, почему произошла неполадка и как между собой взаимодействовать в этой ситуации. Чаще всего есть протагонисты и антагонисты (несколько злодеев, которые все это устроили), а бывает, обходится и без  них, героям надо собрать общую информацию, обсудить, предпринять какие-то шаги, найти шифры в книгах, расставленных заранее. Вариантов много.

Второй тип игр — городские игры. Их можно спутать с «Дозором», наверное, отдаленное сходство есть. Но отличий больше — они проходят не один раз, а серией. Еще глубже прорабатываются персонажи — 2-3 месяца их обсуждают с игроком, прорабатывают все возможные ситуации. Участники связываются в прошлом своими историями. После того, как складываются пазлы всего действа, начинается прокручивание этой истории, раз за разом. Допустим, два дня играют, месяц не играют. Потом снова два дня играют, и опять перерыв.
Люди встречаются, разговаривают, что-то решают. Здесь больше игра в дипломатию, в определенные социальные отношения и т. д. Понятное дело, с топорами друг за другом никто не бегает, антуража в этих играх нет абсолютно, все одеты в обычную одежду. Кто-то кого-то подсидит, предаст, с кем-то вступит в альянс. Сложные механизмы.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_4.jpgЕще есть настольные ролевые игры, это тоже очень большой сегмент. В них играют многие — масса вариантов, доступно. Тут ты тоже выбираешь какого-то персонажа — тот, кто знаком с компьютерными играми, поймет, о чем идет речь. В принципе, компьютерные игры выросли из настольных, которые появились еще в 60-70 годы ХХ века. К примеру, DnD (Dungeons & Dragons ) - там ты можешь быть магом, вором, жрецом или еще кем-нибудь. Герои собираются и все вместе идут по лабиринту доставать сокровища. Все очень просто — кидаешь кубики, делаешь ходы.

Сначала были фигурки и кубики, потом людям стало скучно так играть и они начали описывать процесс — их персонажи пошли не просто по подземелью, а по темному и страшному, где с потолка свисают махровые корни вековых деревьев. Стало интереснее. Но потом народ задумался — а что происходит между подземельями? И решили, что между подземельями надо идти по лесу и там встретиться с какими-нибудь эльфами, которые расскажут, где находится ближайшее подземелье. И вот все это накручивалось, накручивалось, и в итоге появились целые миры.

Если действия персонажей не ограничены сюжетом, можно начать играть в одном мире, а закончить в другом. Например, в таверне собрались 10 гномов, они должны что-то сделать, что — решают сами. Один может встать, ударить бармена. Или они соберутся и пойдут к местному принцу. Это альтернативная вселенная в которой происходит все что угодно. Для общего понимания есть набор правил, причем, чем дольше играешь, тем их больше, потому что всем интересно — а что будет, если... — давайте это тоже напишем.

Это очень интересная область ролевых игр. Не надо особо напрягаться — собрал 5-6 друзей, среди них хотя бы одного человека с хорошим воображением и подвешенным языком, и играй. Тут все зависит от мастера — у одного сюжеты простые и незатейливые, у другого — увлекательнее большинства существующих книг. Там и пророчества, и политические силы, каждый шаг грозит какими-то последствиями. Их миры по-настоящему живые, играешь и чувствуешь — да, это таверна, в которой сидят уставшие рудокопы, пропивающие последние деньги, потому что домой идти не хочется. А у других бывает — заходишь в город, там стоят стражники в латах, горгульи на стенах и тишина. Но найти интересные миры можно. Многие из тех, кто играет первый раз и кому повезло с мастером (мужчины, женщины — любых возрастов), слегка подсаживаются и могут какое-то время жить в другой реальности. Но потом все возвращается на свои места и люди уже играют, просто получая удовольствие.

Много ли в Калининграде любителей ролевых игр?

Не могу сказать точно. В этом году на полевую игру, которая проходила в мае, собралось человек 150 (я туда не езжу, знаю со слов присутствовавших). Но я не считаю это игрой, скорее, это просто повод собраться в костюмах. Для меня ролевая игра подразумевает наличие серьезно проработанной роли и людей, которые пытаются в эту роль вжиться, понять своего персонажа. Для большинства это не так. Возможно, в костюмах проще входить в образ, но они — всего лишь приложение к игре, не основное.

На игры более мелких форматов собирается человек 50-60. А если говорить о настольщиках — их очень много, посчитать невозможно. Играют в основном дома. Есть, конечно, игровые клубы, но там чаще собираются любители карточных игр. Между клубами общей связи нет, единого центра нет, поэтому определить точно нельзя. Могу сказать об одном таком клубе — в нем собирается человек 40-50 ролевиков. А вообще, думаю, в городе их много, несколько тысяч точно есть — некоторые попробовав компьютерные игры, начинают играть на столе.

С чего все начинается? Допустим, есть человек, который хочет принять участие в ролевой игре — какие шаги ему надо предпринять, чтобы попасть на нее?

В настольной или живой?

С настольными все понятно, в живой.

Набираем в Фейсбуке или Контакте «ролевое движение калининград» или «ролевые игры живого действия калининград», выпадает десятка два-три групп, из которых что-то можно выбрать. У нас игры бывают редко, но есть фирмы, которые проводят игры за деньги — как для обычных людей, так и для организаций. Можно им позвонить, приедут, организуют.

Хорошо, нашел группу, что дальше?

А если нашел группу, то нужно смотреть объявления — например, через месяц проходит такая-то игра, обращаться к тому-то. Пишешь ему — мол, я хочу играть, новичок.

Мы сейчас ведем одну городскую игру и к нам обращается много новичков. Правда, приблизительно половина из них после того, как мы им объясняем, как это все происходит, больше не появляется.
Хорошие мастера к человеку отнесутся с вниманием, приедут, пообщаются, не глядя на социальный статус, возраст и т. д.

Чем ролевая игра может быть интересна игрокам?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_5.jpgВо-первых, участием в театральном действе, некоторые об этом с детства мечтают. Когда начинаешь играть, понимаешь, почему это так захватывает. Если ты вошел в роль, действуешь и говоришь так, как это делал бы твой персонаж, то понимаешь, что прожил другую жизнь, побывал в чужой шкуре.  Добиться этого как-то иначе сложно. В театре, наверное, можно — не знаю, не играл.

Во-вторых, интересно решение нестандартных задач, которых в жизни практически не бывает. Ну, например, можно, не рискуя, выяснить кто убийца, у кого искать в кармане противоядие и т. д. Происходит серьезный выброс эмоций.
Был такой случай: в одной игре принимали участие два закадычных друга, взрослые мужчины, одному за 40, другому за 50. По сюжету один другого должен был предать. И когда это произошло, игроки испытали сильнейший стресс и некоторое время друг с другом даже разговаривать не могли. Понятное дело — игра, но эмоции достигли пика. Потом, конечно, все наладилось. Так что, для человека, живущего в графике «дом-работа-дом», это будет очень увлекательно.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_6.jpgc_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_7.jpg

Имеются ли возрастные ограничения в таких играх?

Обычно совсем детей не берут, до 18 лет. Мастера предпочитают игроков после 23-24 лет — люди стабильнее, понятно что от них ожидать. Конечно, если игра такая, что нужно просто нарядиться в костюмы и побегать на природе — тут возраст не важен, лишние руки копать-строить всегда пригодятся. А если игра с какими-то психологическими заморочками, то совсем молодые люди не желательны, их реакцию невозможно предсказать и контролировать.

Каков средний возраст игроков?

Ролевые игры, как в России, так и в Калининградской области, появились в 90-е годы XX века, когда стали доступными книги Толкиена. Получается, что естественный верхний возрастной порог игроков — примерно с 1975-76 года рождения. Есть и старше, но это исключения. И не потому, что людям не интересна тема, а потому что они жили по другим законам, читали другие книжки. Многим в голову не приходит, что можно играть. А когда уже объясняешь... у меня отец, например, играл. Понял, как это делается, стало интересно. Так что возрастного предела нет, это как с компьютерными играми — в них играют и те, кому далеко за 70.

А вы — как и когда начали играть в ролевые игры?

Как всегда — кто-то кусает (смеется). Дело было в 10 классе, я сидел на уроке, читал фэнтези. Товарищ говорит: «Фэнтези читаешь? Слушай, есть такое интересное место, пойдем со мной». Ну, я и пришел на Литовский вал. Место называлась Поляна, вы о нем наверняка знаете. Там собирались те, кто играл в эльфов и орков по Толкиену. Неокрепший мозг это увлекло. Все отрицательное влияние, которому можно было поддаться в молодости, прошло мимо, потому что не хотелось заниматься какой-то ерундой, было интересно бегать по лесам с палкой. А с другой стороны — наверное, можно было потратить это время на что-то более полезное.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_interesno_aktivnyj-otdykh_rolevye-igry_8.jpgДля взрослого, состоявшегося человека ролевые игры вещь полезная — интересно попробовать себя в новом облике, в новой судьбе, получить новые переживания. Для детей и подростков, я считаю, подобные игры не нужны, рано. Года три назад мы обсуждали эту тему с одним детским психологом. Она пыталась протолкнуть проведение ролевых игр в детских лагерях. Чтобы дети могли побывать в разных ситуациях и прочее. Я долго с ней спорил, пытаясь доказать, что нельзя погружать детей в выдуманные миры, пока они не закрепились в этом, это большая ошибка. Пусть сначала найдут и осознают свое место в реальном мире.

Календарь событий

Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Вело-байдарочный тур в Озерске Калининградской области

Маршруты сплавов проходят по реке Анграпа.

Озерск: сплав на байдарках по реке Анграпа

Стандартный сплав на байдарках до Озерска.


Сплав по реке Анграпа в Калининградской области. Озерск — Маяковское

Большой сплав Озерск — Маяковское.

Секретный байдарочный сплав для экстремалов

Секретный сплав по Анграпе в Калининградской областиЕсли вы фанат сплавов на байдарках и любите приключения, предлагаем отправиться в секретный сплав по местам, где не ступала нога человека.

Сплав на байдарках в Калининграде

Приглашаем на ежедневные сплавы на байдарках в Калининграде по Преголе. Сплавы проводятся для индивидуальных туристов и организованных групп численностью до 12 человек.

Сплав на байдарках по реке Лаве: Правдинск — «Ушкуй»

В ходе сплава у вас есть возможность познакомиться с уникальной природой этого уголка нашей области и посетить историческое городище «Ушкуй».

Прокат квадроциклов в Калининграде

Прокат квадроциклов в Калининграде — услуга для любителей экстремальной езды, активного отдыха, охоты и рыбалки в труднодоступных местах.

Экстремальное вождение или контраварийное вождение? А вы знаете в чем разница?

Можно ли в современном городе, с его вечными «пробками», плохими дорогами и зачастую неадекватными водителями ездить без аварий?

Сплавы на катамаранах по Анграпе

Приглашаем на захватывающие одно-, двух- и трехдневные сплавы на катамаранах по реке Анграпе. Девственная природа, чистый воздух, активный отдых в компании единомышленников, вкусная еда, жаркая баня, полная «перезагрузка» и масса ярких впечатлений!

Велотуры по Калининградской области

Для любителей активного и познавательного отдыха — велотуры по России. Самый западный регион страны — Калининградская область.

Полеты на параплане в Калининграде

Получить массу ярких, захватывающих ощущений, полюбоваться морем и землей с высоты птичьего полета, испытать себя на смелость можно, отправившись в полет на параплане.

Как сделать дистанционное обучение эффективным и комфортным?

Сегодня многие дети и подростки учатся дистанционно, находясь дома, а не в стенах учебных заведений. Что поможет им себя организовать?

Прогулка на яхте в Калининграде

Прогулка на яхте в Калининграде — возможность устроить себе, своим близким, друзьям или коллегам настоящий праздник, получить незабываемые впечатления и массу положительных эмоций.

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

Сплав на байдарках в Калининградской области

Сплав на байдарках — один из наиболее распространенных видов активного отдыха в нашем регионе, и с каждым годом число желающих проверить себя на прочность и интересно провести время растет.

Прокат байдарок в Калининграде

Прокат байдарок (каяков) в Калининграде для тех, кто хочет совершить прогулку по Преголе и увидеть город с неожиданной стороны.

Прокат велосипедов на Куршской косе

Прокат велосипедов на Куршской косе — для тех, кто ценит свое здоровье, время и окружающую среду. Доступно, удобно, недорого.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика