Портал «Выходной» продолжает следить за развитием водных видов спорта в Калининградской области. О событиях и процессах, происходивших в калининградском яхтинге в последние годы, и о его перспективах рассказал командор Калининградского областного яхт-клуба Роман Медведев.
С момента нашего предыдущего интервью прошло пять лет. Что изменилось за это время, что сейчас происходит в калининградском яхтинге?
В целом ситуация изменилась в лучшую сторону. Новое руководство Калининградской областной федерации парусного спорта — молодые, энергичные люди, понимающие мировые тенденции развития яхтинга, как спортивного, так и рекреационного, знающие, как нужно работать в современных условиях, разбирающиеся в вопросах бизнеса, PR, рекламы и всего остального. Нынешний глава федерации Константин Малецкий за время с его избрания Президентом КОФПС приобрел необходимый опыт. Мы успешно проводим международные регаты, в том числе детские.
Недавно провели две международные парусные регаты — «Кубок двух ректоров», с участием БФУ и AMG (Морская академия Гдыни, прим. ред.) и традиционную Международную парусную регату «Кубок двух Командоров», которую Калининградский яхт-клуб уже 10 лет проводит вместе с яхт-клубом Гданьской судоверфи, успешно провели калининградский этап «Кубка трех губернаторов». Задумывалась она как трансграничная, то есть мы ходили через границу, по маршруту Крыница Морска — Фромборк — Балтийск или наоборот. Но в связи с тем, что эти переходы достаточно длинные и люди не успевают отдохнуть, было принято решение о переформатировании регаты, и теперь она каждый год проводится в портах базирования одного из трех регионов — Поморского воеводства, Варминско-Мазурского воеводства, Калининградской области. В этом году регату принимали Калининград и Балтийск. Так сложилось, что она совпала с Днем города, результатом чего стал парад яхт и участие в его праздновании.
Хорошо развивается детский спорт. Наши дети сейчас заняли призовые места на первенстве России в классе парусных досок, успешно проведена регата на кубок космонавта Алексея Леонова. Скоро будет проходить открытое первенство области, с приглашением детей из-за рубежа.
Провели PR-кампании, подключили рекламодателей, спонсоров, которые помогают проводить нам регаты, покупают лодки, паруса. Открываются школы. Школ у нас пока не так много, в Янтарном, в Пионерском — она под угрозой закрытия, но это связано со строительством терминала на территории рыбного порта. Там вообще довольно сложная ситуация, потому что порт объявлен федеральным проектом, с большими инвестициями, планировалось, что там будет еще и огромная яхтенная марина, но пока все это спускается на тормозах в силу сложившегося в стране финансового положения.
С развитием крейсерского яхтинга дела у нас пока обстоят ни шатко, ни валко. Конечно, люди покупают лодки, но значительного увеличения их количества нет. Во-первых, удовольствие это все-таки достаточно дорогое, во-вторых, проблемы с местами базирования никуда не делись. Хорошо, что в поселке Взморье в последнее время стал хорошо развиваться яхтенный порт Хайдекруг. Туда ушла часть наших яхтсменов, не согласных с финансовой политикой, проводимой владельцем нашей гавани — БГА. Там сейчас новый командор яхт-клуба «Ост-Вест», Александр Вахрамеев, предприниматель, который состоял в Морском совете при губернаторе (сейчас, правда, Алиханов распустил Морской совет), занимается развитием клуба и помогает, в том числе, детскому яхтингу.
Нынешний порт, который находится на старом месте, теперь называется «База плавательных средств» БГА, а не «Калининградский яхт-клуб». Он, скажем так, в застое, поскольку это непрофильный актив и финансируется только за счет средств, которые яхтсмены платят за стоянку, а платят они солидные деньги. В Польше стоянка в разных портах стоит по-разному, но в целом гораздо дешевле.
Собственники порта поставили плавающие причалы в маленькой гавани, но стоимость оказываемых услуг несоразмерна с теми деньгами, которые мы платим. При проведении реконструкции они частично забетонировали территорию, но все это было сделано крайне непрофессионально, поскольку работу делали гастарбайтеры, залили бетоном водяные трубы, кабели. Руководство «Базы плавательных средств» не заинтересовано в развитии, их устраивает текущее положение дел, поскольку они сидят на окладе.
К счастью, у яхтсменов-крейсеристов сложились тёплые отношения с представителями экстремальных видов водного спорта, которых объединяет сёрф-клуб «Глаз ветра» и которые тоже базируются на этой территории. Мы уже провели ряд совместных мероприятий, в частности регату «Кубок Калининградского залива — 2017» им. Юрия Правдина.
Растет ли количество яхтсменов в регионе — раз покупаются новые лодки?
Раньше у нас было порядка 50 яхт, сейчас примерно 70-80. Все они базируются на участке от Балтийска до Калининграда — в нашем яхт-клубе, во Взморье, в Светлом, кто-то в водно-моторных обществах, несколько яхт в Балтийске.
Были большие планы по строительству марин на Преголе, в Пионерском, под чемпионат мира 2018 года по футболу, но никто в этом особо не заинтересован. Очень больших трудов стоит даже организовать заход яхт в акваторию Преголи на «Кубок трех губернаторов». Тут хоть на награждение победителей регаты приехал врио губернатора Антон Алиханов, предыдущие губернаторы не удостаивали нас своим вниманием.
На каком уровне наши яхтсмены?
По-прежнему на высоком. Сейчас прошла регата «SailBook Cup 2017», это гонка Сопот — Готланд — Висбю и обратно, в ней принимали участие две калининградских яхты. Это яхта «Нево» под управлением капитана Александра Ващук, она заняла в группе KWR третье место, уступив двум яхтам из Эльблонга, и яхта «Благодарность-2» под руководством Сергея Павленко, которая в группе OPEN заняла второе место.
Мы регулярно участвуем в польских регатах. Недавно прошла Międzynarodowa Regata im. Jarka Rąbalskiego в Новой Пасленке, яхта «Вега» (капитан Сергей Жадобко) там заняла первое место в первой зачётной группе, яхта «Вера» (капитан Мауша Мулерис) — второе место во второй зачётной группе, и я (яхта «Джаз», прим. ред.) — третье место в третьей группе. «Вега» вообще собрала четыре кубка за раз, потому что заняла первое место в трех гонках и, помимо награждения в генеральной квалификации, были награждения за каждую гонку от различных спонсоров (чего у нас практически невозможно представить).
Тем не менее, хотя у нас есть и профессионалы, и высокие результаты в соревнованиях различного уровня, для развития яхтинга делается очень мало. Почему?
Продолжается та же история, которую я рассказывал в интервью пять лет назад. У нас в администрациях нет яхтсменов и никто в развитии яхтинга не заинтересован. А те отдельные любители водно-моторного спорта, такие, как Александр Семенович Рольбинов, который имеет свою моторную яхту, как и многие другие наши чиновники, предпочитают отдыхать за границей, и яхты у них стоят там, а не здесь.
Дело в том, что построить самим новый порт невозможно — это очень большие финансовые затраты. Был проект, подготовленный главой администрации Мамоново Олегом Шлыком — очень классный проект восстановления Мамоновского порта. Там сейчас функционирует находящийся в полуразрушенном состоянии рыбацкий порт, а он предлагал построить яхтенную гавань, в виде якоря, с сохранением рыбацкой и яхтенной частей, с маяком и прочей необходимой инфраструктурой. Это было бы очень здорово, особенно если обустроить еще и морской пограничный переход. Но федеральным законом оговорено строительство пунктов пропуска только там, где указано «сверху», а это астрономические финансовые вливания от собственника порта. В Светлом существует пункт пропуска для рыбацких судов, но для яхтинга его не открывают. А это было бы очень удобно — в Светлом оформился и, не заходя в Балтийск, пошел на польскую сторону. Потому что в Балтийске есть определенные проблемы — это военно-морская база, нужны запросы, разрешения и прочее.
Пункт пропуска, открытый в поселке Рыбачьем на Куршской косе, бездействует?
Практически бездействует. Потому что на Куршском заливе у нас нет портов как таковых, и нет яхт.
А марина на реке Тростянка в Зеленоградске?
Те, кто планировал это мероприятие, не думали о строительстве яхтенного порта, это было обустройство заливчика, около которого поставят апарт-отели. Реклама апарт-отелей была уже в самом начале строительства. Сейчас стенка построена, желающие могут пройтись вдоль причала и посмотреть, в каком состоянии находится этот кусочек набережной. Там провалы сплошные. Потому что история повторяется раз от раза, как история со стадионом на болоте, так и история с Тростянкой. Первое, что сделали строители — выдернули старый немецкий деревянный шпунт, который держал грунты в более-менее спрессованном состоянии. Когда его выдернули и стали забивать стальные «ларсены», все это «потекло».
С трудом, по суду, но предоставили места для стоянки тем, кто базировался там раньше — рыбацким лодочкам, частным катерам (водно-моторный клуб там существует уже 50 лет), но сама построенная гавань не имеет ни плавающих причалов, ни средств швартовки — колец, кнехтов; высота этой стенки над водой два метра — как ты выберешься на нее с яхты? Совершенно непродуманно. Было предложение, насколько я знаю, перетащить туда плавающие причалы с пункта пропуска, чтобы закрыть вопрос со строительством марины. Но тогда не будет причалов в пункте пропуска!
А литовцы там ходить не хотят, потому что у них своя, хорошо развитая инфраструктура, у них несколько портов на косе плюс Клайпеда. С косы они могут совершенно спокойно выходить в Балтийское море. В отличие от поляков, которым для того, чтобы выйти в море через нашу «дырочку», требуется целая процедура — за месяц подается запрос в администрацию порта с предоставлением данных о яхте, паспортных данных членов экипажа, визах и т. п. Все это очень долго согласовывается с администрацией порта, ФСБ, командованием военно-морской базы. Поэтому они и хотят прокопать Вислинскую косу, с тем, чтобы обеспечить себе независимость от «поведения» соседа. Вопрос экономического развития там спорный, хотя можно перевозить часть грузов из Гданска в Эльблонг по водному пути. Проект у них есть, деньги Евросоюзом выделены, решение о строительстве принято, но пока все заморожено в связи с нестабильной ситуацией в самой Польше. Литовцы, как я уже сказал, могут свободно выходить в море, а заходить на нашу сторону — что им тут делать? В Полесске порта нет, в Зеленоградске порта нет, есть небольшая яхтенная пристань возле «Альтримо» в Рыбачьем, но это частная территория, частник имеет право отказать в стоянке.
Обобщая все вышесказанное — есть ли перспективы у яхтенного спорта в Калининградской области?
Перспективы есть, он развивается, занимаются дети в немалом количестве. Сейчас федерация парусного спорта решает вопрос о возможности приобретения яхт не детских, а юношеских и взрослых классов, хотя бы бывших в употреблении, но пригодных для участия в соревнованиях. Чтобы детям, когда они подрастут, было на чем заниматься. А парусный спорт... скажем так, олимпийских видов у нас в России практически нет. В Калининграде нет ни одной яхты олимпийского класса, в том числе потому, что это очень дорогое удовольствие. У нас в России есть несколько яхтсменов, которых содержат солидные компании. Экипировка, паруса, оснащение яхт у них на мировом уровне, они выступают в каких-то категориях. А мы здесь развиваем не спорт, а рекреационный яхтинг. И развивается он в основном за счет самих яхтсменов.
Сергей Анатольевич Лаптев, совладелец «Западных верфей», строит вторую очередь яхтенного порта Хайдекруг. Если первой очередью считать совместное использование рыбацкой гавани в поселке Взморье, то вторая — чисто яхтенный порт более чем на сто яхт. И в перспективе он будет занят, потому что закрылась яхтенная стоянка «Фишбот» на Правой Набережной. Владелец причальной стенки счел, что ему это экономически невыгодно.
Если посмотреть на ту же Гдыню — тут тебе одна детская школа, тут вторая спускает свои яхты, несколько яхт-клубов, тут «крейсера» отходят и приходят, моторки, кафе, яхтенные магазины и мастерские, и все это на территории одного большого яхтенного порта. Там есть шлагбаум, пропуска для членов яхт-клубов и прочее, но территория открытая, по ней люди гуляют — пожалуйста, приходите, никаких проблем. Любой может приехать, посмотреть. А у нас? Кто поедет смотреть на яхты или соревнования неизвестно куда, по корявой дороге на дамбе длиной больше километра? Когда-то был проект обустройства яхтенной марины в черте города, в районе острова Коссе на Преголе. Там река изгибается, образуя такой карман, где можно разместить марину на четыреста стояночных мест. Но опять таки, это морской канал, а значит запросы диспетчерских, порта и т. д., определенные сложности. Поэтому развитие яхтинга должно происходить на заливе — либо на одном, либо на другом, либо на обоих. Залив у нас далеко от города, а инфраструктуры как таковой нет. У нас даже остановка общественного транспорта, которая раньше называлась «Яхт-клуб по требованию», теперь называется «Лас-Пальмас».
Так что яхтинг у нас развивается, но, повторюсь, самотеком, по мере сил и средств, вкладываемых самими яхтсменами.
Спасибо за беседу!
Фото: официальный сайт Калининградского областного яхт-клуба
См. также:
Калининградский яхтинг
23.05.2017. Открытие парусного сезона 2017 на базе МАУ ФСЦ «Янтарный парус»
30.09.2016. Закрытие парусного сезона 2016
05.07.2016. Кубок трех губернаторов - дети
13.05.2016. Калининградские яхтсмены возложили венки на острове Борнхольм
29.09.2015. Юные яхтсмены закрывают парусный сезон
9.09.2015. В Калининграде прошла парусная регата «Миля Витязя»
6.11.2014. С бронзой из Турции
10.08.2014. В Калининграде прошла регата «Кубок Калининградского залива» 2014
27.07.2014. Парусная регата прошла в самом центре Калининграда
5.07.2014. Финишировала регата Кубок трех губернаторов
8.06.2014. На Калининградском заливе прошли гонки «Оптимистов»
10.09.2013. Регата на озере Гарда ждет калининградцев
3.07.2013. Калининградские яхтсмены на Кильской неделе
19.06.2013. Янтарный парус-2013
5.06.2013. Регата «Кубок ветеранов»
21.05.2013. Парусный сезон в Калининградской области открылся детской регатой
13.05.2013. Калининградские яхтсмены открыли новый парусный сезон
02.03.2013. Яхтсмен года
18.10.2012. Калининградский областной яхтклуб — новые проекты
12.08.2012. В Калининграде прошла VIII международная парусная регата «Кубок Калининградского залива»
12.05.2012. Гданьск ждет калининградских яхтсменов
5.04.2012. Выставка «65 лет Калининградскому яхтингу»