4 марта в московском GRENADINE club прошел вечер средневековых боев по версии WMFC. О своем поединке рассказал боец калининградского клуба «Западная башня» Артем Саванович.
Артем, многие считают, что ваш бой с Александром Надеждиным на турнире был одним из самых ярких и красивых. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.
Было достаточно интересно, ритмично, мы старались не стоять. Не знаю, почему кто-то посчитал бой красивым — мне он не показался таким. Я забыл свой разогревающий крем, и мой секундант так натер меня финалгоном, что я просто на стенку лез. Кроме того, было очень маленькое ристалище, которое не позволяло маневрировать, и короткий клинок, оговоренный правилами — 55 см. Может, красота в том, что я постоянно бросал своего соперника?
Но бой был довольно динамичным, да и публика активно болела.
Болели хорошо. Я бросал Сашу — вставали, потом снова бросал — снова вставали, боролись, потом я его опять бросал. Ну, вот как-то так. Нормально, мне понравилось.
Тогда почему вы проиграли? Разница по очкам совсем небольшая.
Да, разница, по-моему, в два очка. В первом раунде вроде была ничья, второй я выиграл с преимуществом в два очка, третий выиграл он — с преимуществом в четыре. Я не видел судейских записей. Да, третий раунд я в конце не дожал: посчитал, что раз в двух раундах побеждаю, то в третьем моя задача — не отдать сопернику явное преимущество. Это и делал. В конце у него было 10 секунд, когда он нанес 5-6 хороших ударов — я не смог вовремя заблокировать его руку, и он взял третий раунд.
Кроме того, бои в «пятерках» наложили свой отпечаток: я посчитал, что важнее не настучать как можно больше каких-то невразумительных ударов, а «убить» (смеется). А это неправильно, надо было набивать очки. Возник какой-то диссонанс в моем восприятии, и я не смог вовремя перестроиться с «убийства» на нащелкивание очков (смеется).
Это был ваш первый профбой?
Рейтинговый — да. А так у меня были бои с поляками, с ребятами из Риги. С Хартманом (Владимир Максименко, Латвия, прим. ред.) — он специально для меня набрал вес, а я для него похудел. С Кшиштофом Жатецки — во время третьего раунда я получил рассечение, мы неудачно упали. Бой был сложный, Кшиштоф тяжелый и высокий.
Если сравнивать те бои и нынешний — они чем-то отличаются?
С Кшиштофом было больнее (смеется). Здесь было очень мало места, низкий потолок, короткий клинок. Чисто технически мне меньше понравилось. Но было комфортно, потому что фехтовать с Сашей Надеждиным — третьим фехтовальщиком в мире — я не стал. Перед боем мне человек десять позвонили, сказали: «Артем, главное не фехтуй с ним!». Я обиделся, но все-таки не стал этого делать. У Саши очень хорошо отработан один прием, который мне испортил весь бой — он захватывает ударную руку противника. Перестроиться под это я окончательно не смог, хотя пытался.
Но вы же знали, какой противник вас ожидает. Наверняка просматривали видео, готовились.
Да, но к захвату руки оказался не готов. Меня предупреждали в день боев, но это ведь только слова. Когда ты садишься за руль и тебе говорят: «Осторожно, а то попадешь в аварию», ты прислушиваешься, но все равно можешь попасть, по независящим от тебя причинам. Вот и я так. Ну а в целом — бой не был тяжелым. Я в хорошей форме, готовлюсь к «Прадару», плюс мне давно хотелось поучаствовать в подобной российской системе боев.
Раньше с Надеждиным приходилось биться?
Нет, я в большую Россию практически не выезжаю. Ехать в Тулу или Тверь из Калининграда на фехтовальный турнир, на один день — проще и дешевле отправиться в Польшу и там подраться.
Но все-таки лучшие бойцы — российские. Логичнее сражаться с тем, кто сильнее, разве нет?
В России своя тусовка, свои правила, у нас своя школа. Опять же, я давно не развиваюсь как одиночник, хотя в Польше побеждал на турнирах, хорошо дрался. Мои навыки фехтования могли стать неожиданными для Саши Надеждина, но были сведены на нет коротким клинком — им вообще ничего не сделаешь. А Саша взял достаточно длинный фальшион, и были моменты, когда я просто до него не доставал.
Он ниже ростом, за счет чего компенсировалась длина клинка?
Да, немного ниже, 181 см. против моих 185. Понадеялся на то, что он хороший фехтовальщик и не заденет осветительную технику, которая висела очень низко, над самим ристалищем. Там один прожектор стоит 150 тысяч. Организаторы предупреждали: мол, если вы заденете, и длина клинка будет больше 55 сантиметров, то будете платить. Я подумал, что все возьмут короткие. Сергей Уколов дрался с моим же клиночком — ему это не помешало. Поэтому сваливать все на короткий клинок несправедливо. Я просто забывал бить, привык, что в «пятерках», если ты в клинче, нужен либо сильный удар какой-то, который может вывести противника из себя, либо суетиться не стоит. А здесь я забыл, что можно наклониться и просто настучать сопернику по ноге, набивая очки.
Вы собираетесь и дальше принимать участие в профбоях?
Если пригласят — с удовольствием.
Но ведь техника боя разная?
Ну и что? Весело и там, и там (смеется). Подрались, увидели друзей.
Поделитесь впечатлениями о турнире.
Пары были гораздо интереснее, чем на других турнирах этой серии. Горюнов и Найзов — сильная пара, Сергей Уколов — с кем его не поставь, сильный боец, Дима Коврижин всегда вызывает интерес, женский бой, опять же. Публика хорошая была. Почти все разбирались в происходящем, а те, кто не разбирались, человек 20-30, внимательно смотрели, расспрашивали. Было видно, что им любопытно.
Спасибо и удачи!
Текст: Виктория Берг
Фото: Макс Вощанов