20 ноября 2013 года в концертном зале Калининградской областной филармонии прошел пятый, заключительный концерт Х Международного фестиваля «Джаз в филармонии» - выступление джазового квартета Игоря Бутмана и Камерного оркестра Калининградской филармонии с программой «Классика и джаз» стало мощным финальным аккордом.
В юбилейном фестивале «Джаз в филармонии» приняли участие музыканты из России, Германии, Польши, Литвы, США и Латвии — их выступления были яркими, запоминающимися и неизменно вызывали живой отклик у публики. Удовольствие получили и музыканты, и зрители, мероприятие прошло на очень достойном уровне, остается только поздравить организаторов с еще одним успешным фестивалем.
На закрытии зрителей радовали квартет Игоря Бутмана - Игорь Бутман (саксофон), Антон Баронин (клавиши), Виталий Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (ударные) и Камерный оркестр Калининградской филармонии под руководством Александра Андреева.
Были исполнены Концерт для саксофона и струнного оркестра Александра Глазунова, «Вокализ» Сергея Рахманинова, «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова, «Караван» Дюка Эллингтона и Хуана Тизола, музыка Джакомо Пуччини и Игоря Бутмана.
Можно с уверенностью сказать, что это был один из лучших концертов, проходивших в стенах концертного зала Калининградской филармонии. Его успеху способствовали талант и исполнительское мастерство музыкантов, хорошо продуманная и подготовленная программа, акустика помещения.
После концерта Игорь Бутман ответил на вопросы корреспондента портала «Выходной».
- Недавно в своем интервью руководитель оркестра имени Олега Лундстрема Борис Фрумкин высказал мысль о том, что сегодня, в связи с доступностью джазового образования, джазовых музыкантов, возможно, в избытке - многие идут учиться, но звездами становятся единицы. Некоторым даже сложно устроиться на работу. Вы разделяете эту точку зрения?
- Нет, я так не считаю. Во-первых, музыкантов не много и среди них есть очень талантливые люди. Они не могут попасть в оркестр Лундстрема, потому что там всего 16 человек, но могут попасть в оркестр Игоря Бутмана. У нас работает тромбонисткой Алевтина Полякова - очень талантливая и амбициозная девушка. Она научилась играть на саксофоне и тромбоне, прекрасно поет. Работая в оркестре, встречаясь с людьми, знакомясь с руководителями фестивалей и концертных залов, начала сольную карьеру и стала ездить со своим коллективом на фестивали: побывала на Дальнем Востоке, в Курске, в Краснодаре, Ростове-на Дону и т. д. Такая карьера может сложиться у многих молодых музыкантов, поскольку сегодня в России большой интерес к джазу. Если музыкант играет здорово и правильно подготовлен, то и на него будут ходить. Работа будет у всех. Примером тому оркестр Петра Востокова — молодой парень собрал оркестр, ребята работают очень интересно, играют и совсем старую музыку, и современную.
Нам не хватает хороших барабанщиков, контрабасистов, нам нужны хорошие пианисты. Саксофонистов появилось много, но хороших - недостаточно. Их должно быть больше, чтобы выросли новые, более великие, чем Игорь Бутман — как в исполнительском плане, так и в композиторском. Поэтому я абсолютно не согласен с Борисом, хотя понимаю его пессимизм. Но и в других профессиях подобного хватает. На Земле вообще много людей стало.
- Скажите, как вам работалось с нашим камерным оркестром?
- Блестяще!
- Как проходили репетиции, много ли на них ушло времени?
- Вместе мы репетировали немного, потому что калининградский оркестр репетировал сам - музыканты великолепно знали материал, который мы прислали. Надо отдать должное как дирижеру, так и всему оркестру — очень хороший звук, очень серьезную, ответственную работу провели скрипачи. Самое сложное соло первой и второй скрипки - достаточно непростая партия, написанная Виталием Соломоновым — было сыграно почти идеально. Оркестр «Виртуозы Москвы» с ней с трудом справился, и то не на таком уровне, как здесь, у них даже близко к «почти идеально» не было. Это говорит об отношении музыкантов. «Виртуозы» могут играть, там великолепные солисты, но именно отношение к этому эпизоду здесь было более серьезным. Поэтому все прозвучало отлично, никаких накладок, никаких ляпов, очень здорово.
- А как подбиралась программа?
- Раньше мы делали какую-то программу для работы с «Виртуозами Москвы», выступали с Юрием Башметом, играли концерт Глазунова и «Вокализ» Рахманинова — использовали этот опыт, взяли в репертуар несколько аранжировок Виталия Соломонова — они красивые, интересные, оригинальные. Вместе думали, что и как сыграть, и все лучшее исполнили.
- Вы не только музыкант и композитор, но еще и успешный продюсер, организатор большого количества джазовых фестивалей - откуда на все берутся силы?
- Я играю в хоккей, поддерживаю хорошую физическую форму. А еще получаю удовольствие от работы, которую делаю, заряжаюсь энергией от людей, приходящих на концерты. Реакция зрителей, их счастливые улыбки позволяют понять, что ты сделал что-то хорошее, доставил людям удовольствие, и поэтому восстанавливаться уже не нужно.