c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_1.JPG7 декабря 2013 года в Калининградской областной филармонии состоялась премьера старого-нового спектакля «Давным-давно». Написанная в 1940 году, героическая музыкальная комедия Т. Хренникова и А. Гладкова получила новое звучание и была восторженно встречена калининградской публикой.

Впервые показанная в блокадном Ленинграде в 1941 году, пьеса в постановке Алексея Дмитриевича Попова вошла в 1942 году в репертуар Театра Красной Армии и не сходила со сцены более 10 лет, собирая полные залы.

Второе рождение спектакль отпраздновал на 75-летии Театра Российской Армии в постановке Б. А. Морозова. Несмотря на то, что фильм «Гусарская баллада» хорошо известен зрителю, спектакль имеет до сих пор своих поклонников и радует не только прекрасной музыкой, но и замечательными актерами.
В субботу спектакль родился в третий раз — в концертном варианте. Он смог состояться благодаря музыкальному руководителю проекта, Народному артисту РФ Виктору Бобкову  директору Калининградской филармонии, солистам-вокалистам и Концертному духовому оркестру филармонии под управлением Заслуженного артиста РФ Эдуарда Гантовского, режиссеру калининградской версии постановки Заслуженному деятелю искусств РФ Вениамину Андрееву, художнику-постановщику Михаилу Смирнову (Москва). Постановщиком спектакля стал главный режиссер Государственного театра Российской Армии Народный артист РФ Борис Морозов.

В наш город не так часто, как хотелось бы, приезжают для постановки спектаклей маститые режиссеры. То, что Борис Афанасьевич не отказался от предложения, говорит о несомненном авторитете Калининградской филармонии среди сценических площадок страны.
Великолепные женские голоса исполнительницы главной роли Шурочки Азаровой Виктории Бобковой и Луизы Жермон – Анаит Мкртчян явились украшением спектакля.
Дмитрий Ржевский, в исполнении актера Литературного театра ОЦКМ Николая Казанского был обаятельным и мужественным и завоевал симпатию зала. Под стать ему - и лихие рубаки Давыда Васильева, каждый музыкальный номер в их исполнении сопровождался длительными аплодисментами, особенно знаменитые куплеты «Давным-давно», полюбившиеся зрителям по фильму «Гусарская баллада». Сотрудничество актеров разных театров принесло плоды — спектакль получился легким, озорным, лиричным, наполненным патриотическим звучанием.
Было бы несправедливым не отметить работу специалистов, благодаря которым на крохотной площадке сцены была воссоздана атмосфера бала, бивака, ставки — художника Николая Куклина, осветителей Сергея Лапицкого и Валентина Киреева, звукорежиссеров Александра Шпака и Дмитрия Рудина. Костюмы Светланы Орловой добавили постановке зрелищности и блеска. Оркестр звучал превосходно — реакция публики это подтвердила. И теперь, по прошествии двух выступлений (субботнего и воскресного), можно сказать, что премьера прошла великолепно и что у спектакля есть будущее.

                  c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_2.JPG c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_3.JPG c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_4.JPG

                                       c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_5.JPG c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_6.JPG

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_davnym-davno-premera-v-filarmonii_7.jpgНакануне премьеры корреспондент портала «Выходной» встретился с режиссером-постановщиком нового спектакля Борисом Афанасьевичем Морозовым и задал ему несколько вопросов.

- Борис Афанасьевич, как появилась идея поставить спектакль в концертном исполнении?

- Это творческий проект Калининградской филармонии. Позвали. Приехал. И вот…. Спектакль рождается.

- Приближается юбилей замечательно актера, великолепного мастера сцены Владимира Михайловича Зельдина. К таким датам принято готовиться задолго и всерьез. Как театр отметит 100-летие народного кумира?

- Мы уже готовимся, но это пока секрет. Владимир Михайлович человек удивительный. Он полон энергии и сил. В заключительный день фестиваля «Звездная Маска» он вместе с молодыми актерами работал так, что о возрасте и говорить не приходится.

- Театр Российской Армии много гастролирует, показывая замечательные постановки. Вы с успехом работаете и в Новосибирске, и в Челябинске, и в Белгороде. Но это все больше восток страны. Когда вас ждать на западе?

- Зовите, приедем.

- При выборе профессии вы прислушались к совету брата и выбрали режиссерский факультет. Хотя успешно играли на сцене студенческого театра «Манекен», да и потом снимались в кино. У многих на слуху такие картины, как «Весенний призыв», «Карнавал», «Вдовы», и ряд других. Не жалеете, что не стали актером?

- Ни в коем случае. Я поступал в Щукинское училище на актерское отделение, а в ГИТИС – на режиссуру. Поступил и туда, и туда. Это был выбор не между двумя вузами, а выбор профессии. Победила режиссура.

- Вы известны и как кинорежиссер.

- Я больше телережиссер, так как работал одно время главным режиссером литературно-драматической редакции Центрального телевидения.

- Вы окончили Челябинский политех и работали на металлургическом комбинате. Это годы вне выбранной вами профессии. Не жалеете об этом?

- Конечно, нет. В режиссуру я пришел уже человеком, получившим какие-то ощущения от жизни. Имея жизненный опыт. Поработал в «горячем» кузнечно-прессовом цехе. Начал третьим подручным на трехтонном молоте, закончил «кузнецом свободной ковки четвертого разряда». Потом я преподавал на институтской кафедре, читал лекции студентам. Все мои однокурсники по ГИТИСу тоже имели за плечами какой-то опыт: кто-то пришел с производства, кто-то с корабля. Иначе нельзя. Ведь режиссура – это мировоззрение.

- В одном из интервью вы сказали, что являетесь сторонником репертуарного театра, хотя многие считают, что такой театр себя изжил. В чем, по-вашему, преимущества репертуарного театра? И, вообще, какой театр сегодня наиболее востребован?

- Театры нужны всякие и разные. В то, что репертуарный театр себя изжил, не верю. Если спектакли пронзают зрителей, тревожат, заставляют думать – такой театр жив и нужен.

- Вы работали во многих московских театрах – Станиславского, Маяковского, поднимали «с колен» Пушкинский, в течение семи лет являлись режиссером в «Доме Островского» - Малом театре. Как работалось с корифеями русского театра? Ведь с этим Домом связаны такие имена как Царев, Бабочкин, Любезнов, Ильинский, Жаров, Весник, Гоголева, Нифонтова, Быстрицкая. Их авторитет не давил?

- Эти годы были совершенно замечательным и светлым временем, о котором я вспоминаю с большой теплотой. Работа с такими мастерами, как Юрий Каюров, Юрий и Виталий Соломины, Николай Анненков, Александр Михайлов, Валерий Баринов, Ирина Лексо, Людмила Титова – большая радость. Нет, авторитет не давил. В Малом театре мне судьба подарила встречу с Солженицыным.

- Вы ставили спектакли и за рубежом: на Бродвее шла поставленная вами «Зойкина квартира», гоголевская «Женитьба» в Варшаве, две постановки в Германии, «Чайка» в Тель-Авиве, открыли для корейцев Островского через «Бесприданницу». Как вы думаете, почему не утихает в мире интерес к русскому театру?

- Всегда интересно узнавать что-то новое. Театр – проводник в это новое. И потом, по словам Бомарше, успех театра зависит от того, насколько артист найдет с ролью тайную сопричастность. У наших актеров эта самая сопричастность есть. Каждая роль как бы «про свое» - про некую боль, обиду, скорбь, радость, любовь. А это понятия общечеловеческие.

- Вы единственный сохранившийся ведомственный театр страны. Минобороны не обижает?

- Наоборот, помогает. Были времена для армии тяжелые, об этом все знают. Сейчас все изменилось. С теперешним Министром обороны у нас тесные контакты. Сергей Кужугетович и его ведомство взяли курс на развитие армейской культуры. Этому вопросу уделяется сейчас много внимания.

- В своей книге воспоминаний главный режиссер Театра Красной Армии Алексей Попов писал: «Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают – во многом зависит от нас. Как мы, мы – театр, их воспитываем, такими они и будут». Вы согласны с таким определением роли театра? Что, в настоящее время, мешает ему быть таким в жизни человека?

- Безусловно, согласен. Что мешает... Некоторые театры вместо мировоззрения применяют сплошные навороты, какие-то приемы, приемчики, как сейчас модно, эксцентрика. Козинцев говорил, что для занятия эксцентрикой «нужно точно знать, где у тебя центр». Вот этот-то центр некоторые определить и не могут. Театр изменить жизнь не способен. А помочь человеку сохранить в себе стремление к красоте, духовности, состояние полета может.

- Большое спасибо, Борис Афанасьевич, что уделили время и ответили на вопросы. Желаем вам творческих успехов, как режиссеру, успехов в преподавании, как профессору ГИТИСа, и наполняемости залов, где бы ваш театр ни выступал. Надеемся, что вы еще приедете в наш город.

Материал подготовила Н. Гора.

Календарь событий

Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.