В воскресенье, 13 апреля, в библиотеке им. С. Снегова состоялась презентация четвертого эпизода фотопроекта «Anfractus saeculorum», создателями которого являются фотохудожники Илона Ковза-Яновская и Антон Бабенко, а также члены клубов исторической реконструкции г. Калининграда.
Презентация началась с представления актеров, принявших участие в съемках эпизода (ими стали Алексей Зорников, Мария Семерня, Александр, Екатерина и Даша Хританьковы), далее последовал показ эпизода и краткий рассказ о проекте и работе над ним.
После этого Александр Хританьков и Алексей Зорников поведали слушателям об общественных отношениях в Скандинавии периода раннего средневековья, викингах и христианстве, Рагнаре Лодброке, современных исторических фестивалях. Их рассказы сопровождались забавными и познавательными фильмами, вызвавшими живой отклик у зрителей. В целом презентация прошла живо и неформально, с дискуссиями и экскурсами в историю.
Перед презентацией корреспондент «Выходного» пообщалась с организаторами фотопроекта «Anfractus saeculorum» Антоном Бабенко и Илоной Ковза-Яновской.
Расскажите, пожалуйста, о проекте — как он возник, как воплощается, о предыдущих и последующих его частях и т. д.
А.Б. Изначально мы решили поснимать викингов — показать историю наглядно. Реконструкторы в своих исследованиях опираются на исторические документы, раскопки, научную литературу, они воссоздают предметы быта, костюмы, доспехи и многое другое — все это можно увидеть и потрогать. Можно показать в доступной форме — не как в учебниках, нудно и неинтересно, а чтобы максимально заинтересовать. Мы делаем визуальный ряд, объединенный единой сюжетной линией, в итоге получается сага о викингах, в которой текст и фотографии дополняют друг друга.
Можно ли сказать, что проект имеет обучающую направленность?
А.Б. Да, можно. Мы пытаемся привить детям интерес к истории, показать, что процесс ее изучения может быть увлекательным.
Почему у вас возник интерес к истории именно этого периода?
А.Б. Информации об этом много, но мало кто может ее красиво преподнести. Обычно у реконструкторов имеются фотографии с мероприятий — фестивалей, выступлений, где в кадр постоянно попадают пластиковые бутылки, часы и т. д., где есть исторические костюмы, но нет духа времени. Мы же собираем людей, придумываем какой-то сюжет, создаем атмосферу и снимаем.
Но все равно история получается выдуманной, с элементом сказки?
А.Б. Мы этот элемент обыгрываем, подкрепляем исторической справкой. Например, рассказываем детям: вот, в некоторых сказках говорится о ведьмах — а были ли они на самом деле? Действительно, некогда существовали женщины, которые много знали, умели лечить, и которых обычные люди мистифицировали. Говорим о происхождении легенд, поясняем, что в наших сюжетах является выдумкой, а что правдой.
Получается, что ваш проект направлен больше на детей?
А.Б. Изначально он был направлен на всех, но наибольший отклик получил от детей 5-6 классов. Особенно от мальчиков, которых интересуют мечи, шлемы и т. д. На прошлой презентации мы проводили викторину, и один маленький мальчик, лет пяти, вышел и рассказал, какие бывают мечи («этот меч такой, этот бальсой, этот с двух сторон заточен»).
Мы спрашивали ребят, знают ли они о том, куда ездили торговать викинги, какие у них были правители, и они отвечали, что знают про путь из варяг в греки, о котором им говорили в школе. Т.е., они уже начали связывать знания, полученные из учебников, с живой историей, которую мы им преподносим. И та, школьная, история вызывает у них больший интерес.
Таким образом, вы даете детям какой-то начальный толчок для того, чтобы они начали интересоваться историей?
А.Б. Да.
Кто определяет сюжетную линию?
А. Б. Сюжетную линию мы определяем вместе. Илона пишет текст, потом мы советуемся с реконструкторами на предмет историчности — могло так быть или нет? Потом вносятся коррективы, я снимаю и обрабатываю фотографии. Потом проводим презентацию.
И.К-Я. У нас идет одна сюжетная линия (как сериал - от серии к серии), которая начинается с того, что некий купец отправился торговать в Новгород и взял с собой для охраны дружину. Торговля не пошла, поэтому денег заработали мало. Ограбили по дороге другую ладью, стали делить деньги, и тут возник конфликт. А дальше стали происходить какие-то мистические вещи: люди начали сходить с ума, вести себя неадекватно, нападать друг на друга. Наши герои пытаются выяснить, в чем источник их бед.
И вот как раз в четвертом эпизоде у нас начинается самое активное развитие действия, появляется злодей. До финала планируется еще несколько эпизодов, а потом будет феерическая битва добра и зла.
Добро в конце, как и положено, побеждает?
А.Б. Это же сага — зло победить не может.
И.К-Я. Саги имели два концовки: либо добро побеждало зло, и все герои выживали, либо все погибали. Что, в принципе, тоже хорошее завершение истории — для викингов, они попадают в Вальгаллу.
А.Б. - Этот момент мы тоже поясняем детям.
На какие средства вы делаете свой проект?
А.Б. На свои, нас никто не финансирует.
И.К-Я. И тут мы должны выразить благодарность библиотеке им. Снегова, которая нас приютила, предоставила оборудование для презентаций, оказывает посильную помощь.
Вы где-то еще демонстрируете свои работы?
А.Б. Недавно мы начали сотрудничать с музеем г. Пионерска — они помогают нам информационно, с реквизитом, с печатью фотографий. После презентации мы отвозим все эпизоды к ним, и они их у себя выставляют.
Большое спасибо. Успехов.