c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_1.JPGПо инициативе Президента РФ В. Путина 2015 год будет объявлен Годом литературы. В связи с этим сотрудники московского Государственного Исторического музея и руководитель калининградского клуба исторической реконструкции «Бранденбург» Эдуард Киласов подготовили новый музейный абонемент, который будет посвящен памятникам славянской и европейской письменности XI-XV вв.

Эдуард, расскажите, пожалуйста, как и когда началось ваше сотрудничество с Государственным Историческим музеем.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_2.jpgВ 2012 году. Я работал в Музее янтаря — как реконструктора и бывшего педагога меня пригласили, чтобы провести несколько занятий с детьми. Рассказать, кто такие рыцари, показать некоторые элементы вооружения, дать небольшой мастер-класс, чтобы ребята могли что-то сделать своими руками.

Во время одного из занятий я познакомился с ведущим методистом Государственного Исторического музея Ольгой Анатольевной Савиной. Ей понравилось то, что я делаю, и в один из моих приездов в Москву мы встретились, чтобы обсудить возможное сотрудничество. Появилась идея — в учреждении, позиционирующем себя как музей российской истории, провести занятие, посвященное истории европейского рыцарства, Восточной Пруссии и Тевтонскому ордену.

В следующий мой приезд мы воплотили эту идею в жизнь. Занятие очень понравилось и детям, и их родителям, и сотрудникам музея. Меня стали приглашать регулярно — с декабря 2012 года по май 2013 я проводил ежемесячные уроки по теме: «Что мы знаем о рыцарях?»

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_3.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_4.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_5.JPG

В конце мая 2013 года мне предложили сделать абонемент на серию занятий по истории европейского рыцарства, во время которых будут проведены параллели между западной и русской историей — что между ними общего. Мы решили начать с древних франков — Хлодвиг, Карл Великий и т. д. Вспомнили что такое феодальная лестница, какие средневековые титулы существовали, что означает слово «рыцарь», как оно попало в русский язык. И в то же время смотрели, что происходило в это время на Руси.
Гарольд Второй Годвинсон, английский король, воевал с Гарольдом Норвежским, которого называли Суровым. Его женой была дочь Ярослава Мудрого. А вторая дочь  Ярослава была французской королевой. Это говорит о том, что  Русь была сильным государством, ее признавали, уважали, княжеских дочек брали замуж короли.
Следующий этап — эпоха крестовых походов, возникновение рыцарских обычаев и т. д. Русь немного отошла на второй план, но мы говорили о том, что с востока, из Святой Земли крестоносцами было привезено много диковинных вещей (шлепанцы, сундук и т. д.), которые стали частью обихода. Русь о них узнала, не воюя, а торгуя.  Уроки выстроены грамотно в культурологическом плане, дети начинают понимать, что определенные слова связаны с историей и традицией.

В экспозиции Государственного Исторического музея много экспонатов, с помощью которых можно рассказывать не только о Руси, но и о связи Запада и Востока. Мы их привязываем к нашим темам — в программу любого занятия входит краткий рассказ с просмотром фильмов, демонстрацией реконструкторских вещей. В конце обязательно проводится мастер-класс — дети либо что-то делают руками, либо получают определенные навыки (танцуют, фехтуют). Мы делали витражи, которые потом наклеивали на прозрачные стеклянные кружки, шили тирольские шляпы, создавали гербы (ребята получили знания в области геральдики — что означает тот или иной цвет, фигура. Выходили и объясняли, почему применен тот или иной элемент — с соблюдением всех геральдических законов). 

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_6.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_7.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_8.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_9.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_10.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_11.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_12.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_13.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_14.JPG

Уроки проходят в музее — вы наверняка подкрепляете теорию экскурсиями?

Третья часть занятия традиционно проходит в залах музея. Тема занятия привязывается к экспонатам. Получается очень интересно. Дети начинают осознавать, что между людьми, живущими в разных государствах, много общего — чтобы это понять, нужно объединиться.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_15.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_16.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_17.JPG

Как возникла идея нового проекта, посвященного памятникам славянской и европейской письменности XI-XV вв.?

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_18.JPGОльга Анатольевна решила не останавливаться на достигнутом — на подходе Год литературы, поэтому правильно было бы рассказать о памятниках средневековой литературы. Кое-что мы показывали и в этом году — на одно из занятий были приглашены музыканты, исполняющие средневековую музыку. Они играли на псалтири, исполняли средневековые песни, в частности, кансону, написанную Ричардом Львиное Сердце. Дети узнали, что в средние века были свои музыка и литература, существовали великие поэты, миннезингеры, менестрели.

И вот Ольга Анатольевна решила, что в следующем году мы должны уделить больше внимания этим письменным источникам, добавив, конечно, и русские памятники литературы. Такие как «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве» и т. д. В программу будут включены норвежские саги, а также работы выдающихся немецких миннезингеров Вольфрама фон Эшенбаха, Вальтера фон дер Фогельвейде, француза Кретьен де Труа и т. д. Хотелось бы туда включить Старшую и Младшую Эдду, древнеисландский эпос, провести параллель с «Песнью о Нибелунгах». Детям это будет интересно. Текст дает возможность познакомиться не только с духом того времени, но и с историей, бытом, традициями. Анализируя его, ребята учатся размышлять.

Почему подобные уроки не проводятся в Калининграде?

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_god-literatury-novyj-proekt_19.JPGУ нас это будет проводиться. В музее Фридландские ворота недавно открылся Рыцарский зал. Марина Ядова, директор музея, была на нашем занятии в Государственном Историческом музее, ей очень понравилось. Эта идея давно обсуждается, но наш музей привели в порядок только сейчас. Кроме того, нельзя сравнивать фонды Государственного Исторического музея и музея Фридландские ворота — в ГИМе около полутора миллионов экспонатов, большая часть еще хранится в фондах. Там столько всего! Я увидел полный латный доспех короля Санчо Третьего Португальского, настоящий максимилиановский и миланский доспех. А сколько там мечей, сабель, топоров, бердышей и всего прочего — можно вооружить всех реконструкторов России. В Калининграде музеи маленькие, Тевтонский орден и рыцарство вообще представлены мало. Но Рыцарский зал мы открыли, и теперь можно приводить детей.

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Страйкбол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

Опытный репетитор, имеющий двадцатилетний стаж работы с детьми, преподающий в школе, предлагает дистанционные занятия по химии и географии.

Дезинфекция от COVID-19

Заключи-
тельная
дезинфекция после COVID-19 по предписа-
нию Роспотребнадзора с выдачей акта выполненных работ. Оперативно, недорого, в любое время суток. Калининград и область.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2021. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.