По инициативе Президента РФ В. Путина 2015 год будет объявлен Годом литературы. В связи с этим сотрудники московского Государственного Исторического музея и руководитель калининградского клуба исторической реконструкции «Бранденбург» Эдуард Киласов подготовили новый музейный абонемент, который будет посвящен памятникам славянской и европейской письменности XI-XV вв.
Эдуард, расскажите, пожалуйста, как и когда началось ваше сотрудничество с Государственным Историческим музеем.
В 2012 году. Я работал в Музее янтаря — как реконструктора и бывшего педагога меня пригласили, чтобы провести несколько занятий с детьми. Рассказать, кто такие рыцари, показать некоторые элементы вооружения, дать небольшой мастер-класс, чтобы ребята могли что-то сделать своими руками.
Во время одного из занятий я познакомился с ведущим методистом Государственного Исторического музея Ольгой Анатольевной Савиной. Ей понравилось то, что я делаю, и в один из моих приездов в Москву мы встретились, чтобы обсудить возможное сотрудничество. Появилась идея — в учреждении, позиционирующем себя как музей российской истории, провести занятие, посвященное истории европейского рыцарства, Восточной Пруссии и Тевтонскому ордену.
В следующий мой приезд мы воплотили эту идею в жизнь. Занятие очень понравилось и детям, и их родителям, и сотрудникам музея. Меня стали приглашать регулярно — с декабря 2012 года по май 2013 я проводил ежемесячные уроки по теме: «Что мы знаем о рыцарях?»
В конце мая 2013 года мне предложили сделать абонемент на серию занятий по истории европейского рыцарства, во время которых будут проведены параллели между западной и русской историей — что между ними общего. Мы решили начать с древних франков — Хлодвиг, Карл Великий и т. д. Вспомнили что такое феодальная лестница, какие средневековые титулы существовали, что означает слово «рыцарь», как оно попало в русский язык. И в то же время смотрели, что происходило в это время на Руси.
Гарольд Второй Годвинсон, английский король, воевал с Гарольдом Норвежским, которого называли Суровым. Его женой была дочь Ярослава Мудрого. А вторая дочь Ярослава была французской королевой. Это говорит о том, что Русь была сильным государством, ее признавали, уважали, княжеских дочек брали замуж короли.
Следующий этап — эпоха крестовых походов, возникновение рыцарских обычаев и т. д. Русь немного отошла на второй план, но мы говорили о том, что с востока, из Святой Земли крестоносцами было привезено много диковинных вещей (шлепанцы, сундук и т. д.), которые стали частью обихода. Русь о них узнала, не воюя, а торгуя. Уроки выстроены грамотно в культурологическом плане, дети начинают понимать, что определенные слова связаны с историей и традицией.
В экспозиции Государственного Исторического музея много экспонатов, с помощью которых можно рассказывать не только о Руси, но и о связи Запада и Востока. Мы их привязываем к нашим темам — в программу любого занятия входит краткий рассказ с просмотром фильмов, демонстрацией реконструкторских вещей. В конце обязательно проводится мастер-класс — дети либо что-то делают руками, либо получают определенные навыки (танцуют, фехтуют). Мы делали витражи, которые потом наклеивали на прозрачные стеклянные кружки, шили тирольские шляпы, создавали гербы (ребята получили знания в области геральдики — что означает тот или иной цвет, фигура. Выходили и объясняли, почему применен тот или иной элемент — с соблюдением всех геральдических законов).
Уроки проходят в музее — вы наверняка подкрепляете теорию экскурсиями?
Третья часть занятия традиционно проходит в залах музея. Тема занятия привязывается к экспонатам. Получается очень интересно. Дети начинают осознавать, что между людьми, живущими в разных государствах, много общего — чтобы это понять, нужно объединиться.
Как возникла идея нового проекта, посвященного памятникам славянской и европейской письменности XI-XV вв.?
Ольга Анатольевна решила не останавливаться на достигнутом — на подходе Год литературы, поэтому правильно было бы рассказать о памятниках средневековой литературы. Кое-что мы показывали и в этом году — на одно из занятий были приглашены музыканты, исполняющие средневековую музыку. Они играли на псалтири, исполняли средневековые песни, в частности, кансону, написанную Ричардом Львиное Сердце. Дети узнали, что в средние века были свои музыка и литература, существовали великие поэты, миннезингеры, менестрели.
И вот Ольга Анатольевна решила, что в следующем году мы должны уделить больше внимания этим письменным источникам, добавив, конечно, и русские памятники литературы. Такие как «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве» и т. д. В программу будут включены норвежские саги, а также работы выдающихся немецких миннезингеров Вольфрама фон Эшенбаха, Вальтера фон дер Фогельвейде, француза Кретьен де Труа и т. д. Хотелось бы туда включить Старшую и Младшую Эдду, древнеисландский эпос, провести параллель с «Песнью о Нибелунгах». Детям это будет интересно. Текст дает возможность познакомиться не только с духом того времени, но и с историей, бытом, традициями. Анализируя его, ребята учатся размышлять.
Почему подобные уроки не проводятся в Калининграде?
У нас это будет проводиться. В музее Фридландские ворота недавно открылся Рыцарский зал. Марина Ядова, директор музея, была на нашем занятии в Государственном Историческом музее, ей очень понравилось. Эта идея давно обсуждается, но наш музей привели в порядок только сейчас. Кроме того, нельзя сравнивать фонды Государственного Исторического музея и музея Фридландские ворота — в ГИМе около полутора миллионов экспонатов, большая часть еще хранится в фондах. Там столько всего! Я увидел полный латный доспех короля Санчо Третьего Португальского, настоящий максимилиановский и миланский доспех. А сколько там мечей, сабель, топоров, бердышей и всего прочего — можно вооружить всех реконструкторов России. В Калининграде музеи маленькие, Тевтонский орден и рыцарство вообще представлены мало. Но Рыцарский зал мы открыли, и теперь можно приводить детей.