22.07.14 театральная жизнь Калининграда ознаменовалась еще одним знаковым событием — спектаклем пермского театра «У Моста» «Калека с Инишмана», поставленным режиссером Сергеем Федотовым по пьесе английского драматурга Мартина МакДонаха.
В 2010 году за спектакль «Калека с Инишмана» театр «У Моста» получил Национальную премию «Золотая Маска». Вручая ее, ректор Школы-студии МХТ им. А. П. Чехова, профессор А. Смелянский назвал театр «художественным явлением, неким маяком и поддержкой русского психологического театра». Также он отметил прекрасный репертуар и великолепную игру актеров.
В этом в минувший вторник могли убедиться и калининградские зрители, за чьей искренней реакцией можно было наблюдать на протяжении всего спектакля. И это не случайно. «У Моста» - мистический театр, в котором все реально, и театр реальный, где все мистика. Этот слоган придуман актерами театра для выражения эстетики того, что они делают. Данная эстетика очень близка драматургии МакДонаха, которая корнями уходит в ирландскую мифологию, но своих персонажей показывает в новейшем времени.
Пьесы Мартина МакДонаха идут в Европе, Америке, России — и везде с большим успехом. Многие находят в них аллюзии на современную действительность, ведь где бы ни жил человек, в какое бы время не разворачивались события, его всегда волнуют примерно одни и те же вопросы: любовь, ненависть, дружба, зависть и т. п. МакДонах — обычный человек, пишет о том, что хорошо знает.
И герои его — обычные люди, со своими радостями и печалями.
Главное действующее лицо постановки «Калека с Инишмана» — бедняга Билли, калека с детства. Он живет в окружении соседей по острову, длина которого всего 3 км, а ширина — 1 км. Населяют Инишман (одно из самых загадочных и священных мест в Ирландии, где хранится древняя культура кельтов и их язык) простые люди, в которых намешано всего помаленьку, как в каждом из нас. Это и местная красотка Хелен, охотно раздающая направо и налево оплеухи и подзатыльники (больше всех достается ее заторможенному в развитии брату. Тем не менее, брат получает от нее на день рождения телескоп, на котором буквально помешан). Это и деревенский сплетник Джоннипатинмайк или Пустозвон, называющий себя разносчиком новостей — вечно подсматривающий и подслушивающий, не умеющий держать язык за зубами. И много лет скрывающий от Билли тайну: узнав, что ребенок родился калекой, родители малыша решили его утопить. Пустозвон не только спас ребенка, но и стащил у своей матери деньги на его лечение.
В жителях Инишмана сочетается «наивная детскость» и внешняя жесткость. Недаром у Билли вырвалась фраза: если он калека внешне, то многие из окружающих — калеки внутри.
Актер Василий Скиданов поразительно точно копирует пластику инвалида, вызывая горячее сочувствие зрителей. Но в этих скованных, зажатых движениях его герой бесконечно разнообразен и трогателен. За внешним уродством скрыта чистая нежная душа ребенка и мудрость зрелого человека. Он, как дитя, хочет и ищет доброе к себе отношение, пытается понять, достоин ли любви, и ответить на на мучающий вопрос — не он ли виноват в смерти родителей.
Научившись спокойно, без злобы принимать окружающий мир, Билли с благодарностью принимает те редкие улыбки, нежность, короткие приступы сострадания своих близких и соседей. Он так мечтает вырваться из привычного круга, но когда это случается, возвращается назад. К тетушкам, к Хелен, Малышу Бобу, Пустозвону. И тогда становится понятно, что на этом, забытом Богом, острове есть любовь к ближнему.
Этот прекрасный, жизнеутверждающий спектакль был восторженно встречен калининградскими зрителями, долго не отпускавшими актеров со сцены. Остается надеяться, что это не последний визит театра «У Моста», и местной публике еще представится возможность познакомиться с его работами.
Фото: http://vk.com/teatrumosta