c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_1.jpg«Vivre a en crever», «жить что есть силы» – так определили создатели мюзикла «Моцарт» Dove Attia и Albert Cohen его главную тему.

Показанная во второй раз в концертном зале филармонии рок-опера «Моцарт» действительно настраивала на «жизнь что есть сил». Идея проекта, как мы уже писали в своем анонсе, родилась во Франции в 2008 году, а 22 сентября 2009 года мюзикл впервые сыграли на сцене парижского Дворца спорта. Постановка Калининградской филармонии пришлась на пятилетие спектакля.

Напомним коротко сюжет: все начинается с восхождения на трон Зальцбурга авторитарного князя Коллоредо, сменившего прежнего умершего принца-архиепископа Сигизмунда, покровителя семьи Моцартов. Коллоредо не воспринимает всерьез творчество юного музыканта, считая юношу слишком дерзким и пылким. Он не дает своего согласия на отъезд Вольфганга с отцом в Европу и  создает невозможные условия для творчества, всячески унижая юное дарование. Вопреки желаниям принца-архиепископа музыкант все же уезжает в путешествие со своей матерью Анной-Марией, через Германию они отправляются в Париж. Это время первых надежд, первой любви и первых разочарований.

Поездка не приносит удачи: в Париже умирает мать Моцарта, а сам он остается без гроша — узнав о том, что молодой человек самовольно оставил службу, Коллоредо разослал письма друзьям, и из-за этого юноша не смог найти работу. Вольфганг вынужден вернуться в Зальцбург. Второй поход за славой состоялся через три года — Моцарт оставляет службу и становится вольным композитором в прекрасной Вене. К нему приходят долгожданные слава и успех, а также любовь. Он женится на младшей сестре Алоизии Вебер (своей первой дамы сердца) — Констанции.  Вкусы публики изменчивы, слава скоротечна, интриги при дворе императора, где работает композитор, способны погубить любого, особенно если приходится соперничать с таким сильным и влиятельным конкурентом, как придворный капельмейстер Сальери. Все это плюс смерть любимого отца приводит Моцарта в бедственное положение. Он берется за любую работу, которая принесла бы хоть какие-то деньги. Так появляется в его жизни человек в маске, который заказывает заупокойную мессу. Выполняя заказ, Вольфганг чувствует, что пишет панихиду для собственных похорон. Смерть придет за ним раньше, чем он закончит Реквием.

Невольно вспоминается эпизод из фильма «Берегись автомобиля», где герой Евстигнеева говорит своим драмкружковцам: «А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться, так сказать…». И замахнулись, если помните, на «Гамлета». А артисты театральной студии «Эволюция» решили поставить рок-оперу. Как это у них получилось? Чтобы оценить проделанную  работу, надо, во-первых, помнить, что они — не профессиональные актеры, хотя играли увлеченно, с воодушевлением и самоотдачей; во-вторых, быть знакомыми с первоисточником; и, в-третьих, владеть французским. Последнее важно, так как, если вы не знаете языка и не знакомы с оригинальной постановкой, то будет сложно понять некоторые мизансцены. Например, почему Сальери (Илья Калязинский) на протяжении всей знаменитейшей арии «L’Assasymphonie» («Симфония убийцы») молча бродит по сцене, а вокруг него суетятся девушки в трико. Или почему у него такой слегка ошарашенный вид во время просмотра нот Моцарта к «Побегу из Сераля» — на фоне арии «Le bien qui fait mal» («Добро, которое приносит зло»). Тем, кто знает французский, проще, они могут услышать — «Я дрожу, красотой сражен». Может остаться непонятой и сцена с унизительным  увольнением Моцарта-старшего под «Penser l'impossible» — «Думать о невозможном», и тут знание первоисточника было бы большим подспорьем.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_2.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_3.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_4.jpg

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_5.jpgТем не менее, некоторые места калининградской постановки можно назвать весьма красноречивыми: например, когда на сцене появляются Алоизия Вебер (Надежда Симакова) — красивая, холодная кукла в золотисто-розовом, и ее двойник в черной пачке (артистка балета Ирина Белова). Действие сопровождается арией «Бим-Бам-Бум» в исполнении Марии Пудовиковой. Костюмы, музыка, вокал, танец и мимика создают цельный образ, характеризующий одну из героинь рок-оперы.

Вторым откровением можно назвать сцену скорби Моцарта, сломленного смертью матери и крушением надежд. И здесь сработал симбиоз музыки, вокала, танца и искренней актерской игры. Коленопреклоненный музыкант и белый ангел, окрыляющий, дарующий надежду, призывающий к новой жизни.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_6.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_7.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_8.jpg

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_9.jpgВзмах полами алого плаща, как крыльями хищной птицы — и перед нами во всей красе принц, архиепископ Коллоредо (Роман Терешин). Так же выразителен и танец-пантомима Констанции и Алоизии Вебер, сестер-соперниц — зритель понимает, что несмотря на взаимные упреки, они все-таки продолжают любить друг друга.

Перечисляя выразительные средства, с помощью которых воплощался режиссерский замысел, нельзя не упомянуть маc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_10.jpgскарадные маски, в которых артисты второго плана играли на протяжении всей постановки. Они сделали рок-оперу «Моцарт» более символичной — не сухим историческим повествованием, а театральным действом, в котором есть место образам, выдумке и неточностям. Метафоричность и философская подоплека отдельных сцен удачно передавалась с помощью файр-шоу (руководитель Никита Столока). Алые сполохи огня, символизирующие жгучую боль утраты (смерть отца и матери Моцарта), синие, сопровождающие самого композитора в мир иной — они то перемалывали, как жернова, человеческую жизнь, то, как колесо, совершали оборот от рождения до смерти, то, как маятник, перемещались от скорби к  радости.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_11.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_12.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_13.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_14.jpg

Отдельно хотелось бы отметить игру исполнителя главной роли рок-оперы «Моцарт» Дмитрия Сомина. Несмотря на внутренний протест, вызванный трактовкой режиссера Алексея Беба образа  Вольфганга Амадея (видимо, сказался авторитет Милоша Формана и его фильма «Амадей», где композитор показан инфантильным ребенком с неадекватным поведением), работа актера увиделась эмоциональной, искренней и талантливой.

Да, Моцарт был импульсивен, легковерен, самодоволен, иногда нагл и груб. По свидетельствам отца, у него не существовало золотой середины, одни крайности. Но ребенком композитора назвать никак нельзя. Хотя бы потому, что детства как такового у него не было. Тот, кто хоть немного знаком с историей музыки, знает: отец заметил уникальность сына, когда тому было три года. Леопольд бросил своих учеников и начал заниматься Вольфгангом. В четыре года Моцарт-младший уже имел два собственных сочинения, в шесть прекрасно играл на клавесине, скрипке и органе, в этом же  возрасте впервые выехал с отцом в Мюнхен, где не только удивлял своими способностями окружающих, но и соревновался в игре со взрослыми. Когда мальчику было семь лет, в Париже издали его клавирные и скрипичные сонаты, в двенадцать — появляется опера «Мнимая пастушка». Все это — упорный, серьезный труд, так или иначе влияющий на формирование характера. До шалопайства ли тут?

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_15.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_16.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_17.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_18.jpg

Также нельзя не отметить музыкальную часть постановки. Прекрасное сочетание фортепиано (Людмила Пудовикова), органа (Андрей Качура), синтезатора (Мария Пудовикова) и вокала (Мария Пудовикова, Анна Ксенофонтова, Галина Кузнецова, Роман Рыбников) помогли создать яркий, необычный спектакль. Музыка Моцарта отлично соседствовала с рок-композициями, в которых чувствовалось влияние таких легендарных рок-групп, как Queen, MuseиPlacebo.

Возможно, когда-нибудь в стенах филармонии зазвучит хардкор или блэк-метал в сопровождении органа, и программа «Молодежная академия искусств» снова соберет полный зал.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_19.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_20.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_21.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_22.jpg c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_23.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_24.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_25.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_26.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_27.jpgc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_rok-opera-mocart_28.jpg

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.