c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bolshie-gastroli-2015_1.JPG19.05.15 в драмтеатре состоялась пресс-конференция, посвященная началу работы  российского театрального проекта «Большие гастроли» 2015.

В начале конференции, как и принято, звучали приветственные слова в адрес гостей мероприятия и слова благодарности гостей за помощь в организации гастролей и теплый прием, ответные речи представителей принимающей стороны.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bolshie-gastroli-2015_2.JPGГенеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности А.А. Прохоров  напомнил, что центр создан Министреством культуры РФ по поручению президента страны и имеет своей целью построение единого культурного пространства России. 2014 год показал, что такая инициатива нашла горячий отклик у населения и артистов театров, которые готовы выезжать на встречи со зрителем в отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Гастроли - дело дорогостоящее, а детские спектакли нерентабельны, поэтому почти на  20 с лишним лет гастрольная деятельность театров замерла. В городах и весях появлялись антрепризные театры, не всегда несущие настоящее искусство в массы. И только поддержка Федерального центра и руководства на местах позволили оживить уже почти забытый вид деятельности театров.

На вопрос о том, по какому принципу формируется гастрольная афиша, Антон Александрович ответил, что прежде всего в график гастролей включаются области оторванные от центра  и анклавы, такие как Калининград и Крым, и театры федерального значения. Таких театров немного, но название каждого известно далеко за пределами страны.

Так, Государственный академический театр кукол им. С.В. Образцова в мае порадует своими замечательными спектаклями жителей Чеченской Республики, республик Северная Осетия-Алания  (здесь же в сентябре покажет свои постановки театр им. Вахтангова)  и Кабардино-Балкарии. Государственный Малый театр будет радовать своим искусством жителей Ростовской области и Крыма. МХаТовцы выступят перед тамбовчанами. Дальний Восток будет встречать Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова, Московский Губернский театр, Санкт-Петербургский Большой театр кукол и другие. 

В 35 регионах страны пройдут более 100 спектаклей известных режиссеров с участием любимейших артистов. Впервые в программе «Больших гастролей» примут участие студенческие театры. Например, Российского университета театрального искусства ГИТИСа, или Школа-студия МХАТа.

Кроме того, в рамках «Больших гастролей 2015» пройдет большая программа, включающая в себя круглые столы на тему «Культурная журналистика», мастер-классы, семинары, творческие встречи артистов с публикой. Продолжит свою работу и «Театральная педагогика», посвященная способам работы с детской аудиторией по методике, разработанной на основе российского и мирового опыта. К сожалению, ни одно из этих мероприятий не запланировано в Калининграде. Однако на просьбу директора Калининградского музыкального театра (и одновременно руководителя театра-студии) В.И. Лысенко провести мастер-класс и встречу студентов с прославленными артистами  горячо откликнулись представители театра Маяковского и А.А. Прохоров. Надеемся, что они состоятся. 

Далее слово предоставили директору театра им. Маяковского Ошарину Л.В., который отметил, что благодаря проекту появилась возможность  показать калининградскому зрителю сразу несколько наиболее успешных спектаклей. (в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» в 2014 году был показан только «Кант»). Это - «Кант», который не смогли в прошлый раз посмотреть все желающие, «Любовь людей», «Не все коту масленица», «Мама-Кот» и «Плоды просвещения». «Театр во второй раз приезжает в Калининград и это дает право утверждать, что у вас замечательный зритель. Гастроли идут прекрасно. Мы абсолютно счастливы тем, как нас принимают». 

На вопрос, готов ли театр Маяковского принять на гастроли Калининградский театр, Леонид Вячеславович ответил утвердительно: «Это абсолютно реальная вещь».  В июне театр Маяковского будет в гостях у новгородцев и в Карелии, а в рамках ХII международного театрального Чеховского фестиваля  сцена Маяковки будет отдана постановкам различных театров, так что «и калининградцам место найдется».

Самое большое количество вопросов было адресовано, присутствующим на мероприятии народным артистам РФ Светлане Владимировне Немоляевой,  Михаилу Ивановичу Филиппову,  Игорю  Матвеевичу Костолевскому и заслуженному артисту РФ Анатолию Анатольевичу Лобоцкому. Они касались творческой и гастрольной деятельности, отношений с партнерами и нарциссизма - как черты характера актера. Микрофон переходил из рук в руки и ответы были самые разнообразные. Но необходимо отметить, что «великолепная  четверка» радовала своей открытостью, доступностью, прекрасным чувством юмора. Атмосфера, созданная ими,  располагала к доверительному общению. И все они с большой теплотой говорили о своем теперешнем художественном руководителе — Миндаугасе Карбаускисе.

Михаил Филиппов отозвался о нем, как о режиссере,  с которым хорошо работается. Подчеркнул, что это талантливый человек с хорошим вкусом. 

Анатолий Лобоцкий подчеркнул, что приход Карбаускиса в Маяковку состоялся после девятилетнего периода безвременья. Последние годы художественный руководитель театра Андрей Александрович Гончаров (спектакли которого всегда были событием в театральной Москве, отличались масштабностью замысла, публицистическим темпераментом, высокой постановочной культурой, и, главное, обостренным вниманием к духовному началу человека, желанием говорить со зрительным залом на темы волнующие сегодня) был болен и стар, руководил театром номинально. После его кончины театр оказался в застойном состоянии. С приходом Карбаускиса началось возвращение театра к самому себе, к тому театру имени Маяковского, у которого был свой зритель, приходивший  не только, чтобы отдохнуть и развлечься. Взгляды Карбаускиса на театр, его представление о  предназначении актера  и его профессии совпадают со взглядами труппы.

Карбаускис, обладатель высших театральных премий России, был немногословен, постоянно подчеркивал достоинство своих товарищей по театру. Вот пара выдержек из интервью, данных им в разное время, хорошо характеризующих этого человека.
«Наверное, главное во мне - ремесленник, профессионал. Художника я в себе не очень вижу. Он в тени. А профессионал, иначе говоря, умелец - он превыше всего. Профессионалу менее всего важен произвол, своеволие. Выше стоит долг, обязанность перед окружающими, делом, временем». 

«Нам иногда кажется, что где-то там существуют не слишком притязательные люди, не избалованные культурой, которым трудно воспринимать нынешнее искусство. Ерунда. Люди, идущие в театр, - идут в театр и ждут чуда. Если ты не сумел устроить это чудо, глупо пенять на зал, на социальные и климатические условия». Вот такой замечательный худрук в Маяковке.  

Отвечая на вопрос о нарциссизме, Игорь Костолевский подвел итог высказываниям коллег, сказав, что прививка против этой черты характера была сделана актерам  А.А. Гончаровым. Что в театре никто никогда не тянул «одеяло на себя», не рвал страсти, не «грыз кулисы», как говорили в старом русском театре. «Люди такого  качества не уживаются в нашем театре», - подчеркнул А.А. Лобоцкий. 

Словам Светланы Немоляевой - «театр - мое счастье, мой тыл, моя крепость» - безоговорочно веришь, ведь этому искусству была отдана вся жизнь. Появившись на свет в кинематографической семье, она в пять лет ставила свои спектакли, участвовала вместе с братом в массовках фильмов, на которых работал известный кинорежиссер Владимир Немоляев. В восемь лет снялась в роли Светочки в комедии «Близнецы» с Михаилом Жаровым и Людмилой Целиковской. Учась на последнем курсе «Щуки», исполнила роль Ольги Лариной в фильме-опере  «Евгений Онегин». Окончив Щепкинское училище, Немоляева поступила в Театр им. Маяковского и стала одной из ведущих актрис труппы. Трогательная Офелия в шекспировском «Гамлете», поставленном  легендарным Николаем Охлопковым, и целая галерея  различных персонажей, которым всегда были свойственны цельность, женственность, искренность, созданная в период руководства театром А.А. Гончаровым, а теперь и при новом художественном руководителе, говорят о том, насколько широк диапазон возможностей этой великолепной, любимой народом актрисы.

На пресс-конференции можно было увидеть еще и другую её сторону –  простого, интеллигентного, оптимистичного, улыбчивого человека с сильным, несмотря на внешнюю хрупкость, характером. Жаль, что в гастрольной афише не нашлось времени на творческую встречу с этой очаровательной артисткой.

Н. Гора

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.