31 мая в филармонии состоялась музыкальная дуэль, на которую пришло необычно большое количество зрителей, привлеченных двумя славными именами.
Дуэлянтами выступили два великолепных пианиста, выпускники Академии им. Гнесиных, одногодки Валерий Гроховский и Даниил Крамер. Многое в их судьбе схоже. Например, будучи еще студентами, оба всерьез увлеклись джазом. И не просто увлеклись, но и стали, несмотря на академическое образование, выдающимися представителями этого направления, обладающими невероятной импровизационной свободой, прекрасно развитым чувством стиля и бережным отношением к музыке. Исполнительская карьера обоих сложилась более чем успешно: и Крамер, и Гроховский - признанные солисты, владеющие самым разнообразным музыкальным материалом, участники различных по составу ансамблей, успешные организаторы джазовых фестивалей, композиторы.
Привнося в джаз высокие эталоны классики, а не подвергая классические произведения джазовой обработке, пианисты формируют у своего слушателя хороший музыкальный вкус, о чем красноречиво говорила программа. Пришедшие на концерт услышали импровизации на темы «Мерцай, мерцай, звездочка» В. Моцарта и «Свадебного марша» Ф. Мендельсона, вторую часть «Патетической сонаты» Л. Бетховена и Этюд № 3 Ф. Шопена. Это так называемое «Третье течение» - Third stream, когда академическая музыка и джаз представляют собой органичный сплав.
Классика же джаза была проиллюстрирована следующими произведениями:
- Уильяма Томаса Стрэйхорна – джазового композитора, пианиста, аранжировщика, много и долго работавшего с оркестром Дюка Эллингтона – «Садись в поезд А»;
- Джорджа Гершвина, превратившего Леди Джаз из Золушки в принцессу - «Колыбельная» и «Человек, которого я люблю»;
- Фэтса Уоллера – «черного Горовица», джазмена-пианиста, органиста, комического артиста эстрады, композитора – «Я буду хорошо себя вести»;
- Джорджа Ширинга – слепого от рождения пианиста-виртуоза, обладателя многочисленных международных наград, в том числе 2-х премий Грэмми, одного из первых, кто со своим квинтетом начал играть афро-кубинский джаз, создавшего «новое ансамблевое звучание» – «Колыбельная Страны Птиц»;
- В. Вержинского «На дельтаплане».
Каждый номер сопровождался криками «браво» и «бис», поскольку исполнители продемонстрировали не только виртуозность исполнения, но и благородное искусство импровизации, резко отличающееся от эстрадной попсовости. Полная раскованность, выразительная мимика, потрясающее владение классическими приемами фортепианной техники пианистов «от Бога» покорили калининградскую публику. Чарующие звуки джазовых гармоний и невероятный драйв сделали последний день уходящей весны запоминающимся надолго, поскольку, как сказал один писатель: «джаз – это мы сами в лучшие наши часы». Спасибо, филармония, за чудесный подарок!
Н. Гора