31 июля в Калининграде на сцене Центрального парка культуры и отдыха открылся десятый юбилейный фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2015.
«Калининград Сити Джаз» давно стал одним из самых популярных музыкальных событий региона, с нетерпением ожидаемых калининградскими любителями музыки. Билеты, несмотря на довольно высокую цену, были раскуплены задолго до открытия. Калининградская погода не радовала гостей фестиваля и в предыдущие годы, но никогда не была для них серьезным препятствием. И в этот раз люди шли на концерт подготовленными — с раскладными стульями, зонтами и теплой одеждой. К счастью, на юбилей дождя не случилось и ничто не помешало насладиться отличной музыкой.
Открывала концерт калининградская команда «Königsberg brass band». Быть на разогреве — не сама простая задача, но ребята с ней справились вполне успешно.
Затем на сцену вышла израильская фанк-группа «The Apples», буквально взорвавшая зал своей энергетикой, напором, виртуозной работой диджея, зажигательными ритмами ударных и великолепными сольными импровизациями саксофонистов.
Завершали первый фестивальный вечер Евгений Гришковец с группой «Mgzavrebi» из Грузии — очень популярной у себя на родине, давно и много гастролирующей по России, но пока неизвестной калининградскому зрителю.
Перед концертом Евгений Гришковец и лидер группы Гиги Дедаламазишвили встретились с калининградскими журналистами и ответили на их вопросы. Получился очень интересный разговор об истории группы, музыке, которую она играет, о взаимном обогащении русской и грузинской культур и неразрывной связи между нашими странами, не зависящей от текущих политических реалий.
Евгений Гришковец: «Мгзавреби» с грузинского на русский переводится как «путники» или «пассажиры». Ребята не стали переводить название своей группы на английский язык, рассуждая так: кто запомнит — тот запомнит навсегда. Мы работаем вместе уже 4 года, у нас записан один альбом и три сингла. Коллектив уже достаточно хорошо известен российской публике, ребята много гастролируют по разным городам нашей страны.
Возможно, кто-то захочет покритиковать фестиваль за то, что наша музыка — это не джаз. Да, это не джаз, но это точно музыка. Притом такая, какая в Калининграде еще не звучала. Я уверен, что во время концерта в нашем городе, да и во всей области, будет чуть теплее. Мы ее согреем!
Евгений, что вас заставило откликнуться на предложение о совместном творчестве, поступившее от незнакомых вам людей?
Евгений Гришковец: 5 лет назад я закончил работу с калининградской группой «Бигуди». Это не было конфликтом, это было нашим общим решением. Мы проработали вместе 10 лет, записали 4 альбома, и было ясно, что дальнейшего развития у этого проекта нет. Я остался без такой чудесной составляющей моей жизни, как музыка. Я очень тосковал, я очень хотел снова выйти на музыкальную сцену, но не мог выйти абы с кем — мне должно было это очень понравиться, и мы должны были по-человечески подружиться, иначе невозможно. И вдруг выпал тот самый счастливый случай. Познакомил нас MC Рыбик, главный редактор украинского журнала «Максим», он наполовину грузин, наполовину украинец. Он мне рассказал о ребятах — я до этого о них не слышал, а ребятам сказал, что я сейчас валентен, открыт для контакта. Я попросил ребят прислать мне свою музыку. Помню, она долго закачивалась из интернета, а я сидел рядом с компьютером и думал — как я хочу, чтобы мне понравилось. Послушал две песни, они мне очень понравились, я тут же перезвонил ребятам, мы договорились, и меньше, чем через две недели, уже записывали в Тбилиси наш первый трек. Так это получилось. Я очень хотел открыть этот коллектив российским слушателям, это была такая культуртрегерская задача, и я рад, что ее выполнил. Это и так бы произошло, но со мной это произошло быстрее. «Мгзавреби» играют такую музыку, которой сейчас в России нет, и они заполняют этот музыкальный сегмент — очень живая, веселая, жизнерадостная музыка, очень витальная, но при этом абсолютно не уходящая в какую-то глупость, попсу, во что-то такое «позитивненькое любой ценой».
Гиги, вы много гастролируете по российским городам. Ваша популярность в России пришла вместе с Гришковцом?
Гиги Дедаламазишвили: В нашей жизни очень много случайностей, которые на самом деле не случайны, что у нас и произошло с Евгением. Я сказал моему другу — не звони Евгению, он человек знаменитый, все его любят и знают много лет, а мы неизвестная грузинская группа, почему он должен согласиться? Спасибо Жене, что он нас послушал и согласился с нами работать, открыл нас на своей родине, и благодаря ему у нас очень много концертов в России. Он нас со всеми знакомил, всем представлял, продвигал не только наш совместный проект, но и нас отдельно. Мы очень благодарны ему за это. Женя человек скромный и говорит, что это все равно было бы, но позже. А я думаю, что могло и не быть, потому что очень сложно сейчас грузинской группе даже просто приехать в Россию, а тем более — играть на таких фестивалях, на таких площадках, в таких городах.
Евгений Гришковец: Конечно, было бы, потому что они прекрасная группа, самая известная сейчас у себя на родине, в Грузии. С Гиги сложно ходить по Тбилиси, потому что его все узнают и просят меня с ним сфотографировать, я там у него фотографом работаю (смеется).
Гиги и «Мгзавреби» ставят перед собой очень непростую, очень нетривиальную задачу: они хотят записывать грузинскую музыку, петь на грузинском языке, но так, чтобы их песни запомнили и полюбили. И сейчас, когда бываю на их концертах не на сцене, а в зрительном зале, я вижу, как русские зрители узнают их песни и начинают подпевать, не понимая ни слова по-грузински. Потому что запомнили и заучили их, как мы когда-то заучивали песни на английском языке. И я очень рад, что мне удалось ускорить этот процесс, сэкономить пару лет.
У России и Грузии непростая история отношений. В вашем творчестве как-то отражается ваше личное мнение по этому поводу?
Евгений Гришковец: Самая первая песня, которую мы записали, называется «Сообщение другу, оставленное на автоответчике». Я написал текст, мы ее записали, а в этой песне звучат по-грузински слова Галактиона Табидзе, замечательного грузинского поэта, слова похожие — друг, хочу поговорить с тобой, я соскучился по тебе, я ни с кем и никогда так не разговаривал.
Наш бесконечно давний диалог с грузинской культурой — он уникальный, потрясающий и очень глубокий. Влияние грузинской культуры на русскую — ну, вспомните кино! «Отец солдата», который снимался здесь, у нас — когда ребята это узнали, они очень обрадовались, для них это важно. Чей это фильм, грузинский, русский? Это наше кино. «Мимино» — чей фильм? Это наш фильм. И так далее. Это бесконечное взаимное влияние. Разумеется, этот диалог не прерывался никогда, что бы не происходило, и он не прервется ни в коем случае. И нашей скромной совместной работой мы ускоряем процесс сближения. Мы выполняем работу, которую должно выполнять наше министерство культуры.
Гиги Дедаламазишвили: Перед нами с Евгением стоит еще одна задача. За последние годы и в Грузии, и в России перестали знать молодых современных музыкантов, актеров, новые фильмы, потому что прервалась связь. Спросите среднестатистического россиянина о грузинских песнях и исполнителях, он скажет: «Сулико», «Мимино», Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Нино Катамадзе, все. То же самое — и в Грузии. К нам приезжает очень много российских групп, но в основном те, которые были и остаются популярными в течение последних 15 лет, а те, что появились позже — неизвестны. Я очень рад, что мы способствуем процессу сближения, что после наших концертов в России все больше и больше россиян приезжают в Грузию. В этом есть и наша заслуга.
Евгений Гришковец: Очень много людей пишет — мы ходили на ваш концерт в Нижнем Новгороде или в Челябинске, и после этого решили съездить в Тбилиси, а теперь ездим в Тбилиси дважды в год.
Гиги Дедаламазишвили: Грузины тоже хотят ездить в Россию, но им сложнее, виза нужна.
Евгений, вы, как житель Калининграда, оказали Гиги такой же радушный прием, как это делают в Грузии?
Евгений Гришковец: Невозможно перещеголять грузин в вопросе радушия, и невозможно накормить гостя вкуснее, чем кормят в Грузии, но я старался.
Гиги Дедаламазишвили: Мы очень вкусно покушали, прогулялись по городу, побывали на могиле Канта, послушали орган.
Евгений Гришковец: Чудесно получилось. Мы навестили Канта и уже собрались уходить, а тут выходит наш замечательный органист Артем Хачатуров. Он завел нас в темный собор через боковой вход и сыграл нам Баха. И это было очень по-тбилисски, потому что в Тбилиси тоже все друг друга знают.
Группа «Мгзавреби» — это все-таки больше фолк-рок. Будет ли какой-либо джазовый эксперимент?
Гиги Дедаламазишвили: Джаз — это океан, это состояние души и, наверное, единственная музыка, которую очень сложно научиться играть, потому что у джаза нет границ. Возможно, но к этому ты должен прийти сам.
Евгений Гришковец: Если ребята захотят, они сыграют джаз. Тбилиси весь заполнен джазом. Мы однажды поздно вечером сидели в кафе, в котором играло джазовое трио — гитара, барабаны и контрабас. И тут вошел пожилой человек с саксофоном, поздоровался со всеми, расчехлил саксофон и стал играть, играть совершенно фантастически. Я спросил — кто это? Мне ответили — это ректор нашей консерватории. А зачем он пришел? — ему не спится, и он пришел в кафе, просто поиграть со своими друзьями.
Гиги, до вашей встречи вы были знакомы с Гришковцом-писателем?
Гиги Дедаламазишвили: Да, конечно. В Грузии его хорошо знают как писателя, актера, драматурга. Он играл и играет спектакли в Тбилиси довольно часто, я приходил на них, смотрел. Я же еще и актер по профессии.
Евгений Гришковец: Тбилиси такой город, в котором искусство является очень важной составляющей жизни. Люди искусства — художники, музыканты, актеры — очень почитаемы и уважаемы. Может, я за этим так часто езжу в Тбилиси — почувствовать себя уважаемым (смеется).
Сегодня вечером во время нашего выступления не ждите от нас джаза, но джазовое состояние, драйв — ждите и требуйте! Мы вам его постараемся дать.
Выступление «Мгзавреби», как, наверное, все грузинские песни, было диалогом со зрителем, похожим на неспешный застольный разговор — дружеский, откровенный, с легким юмором, иногда с ноткой грусти, но чаще — с неподдельной радостью от встречи, с тостами за здоровье близких и с верой в лучшее. Пожалуй, именно такие разговоры со своими ближайшими соседями нам больше всего сейчас и нужны.
См. также:
«Калининград Сити Джаз» 2015: мелодия, выводящая в мир
«Калининград Сити Джаз» 2015: маленькие дела меняют большой мир