9 сентября одноактными балетами «Медея» и «Эквус» театр «Балет Москва» открыл фестиваль искусств «Балтийские сезоны» 2015.
Жан-Батист Поклен, больше известный нам под именем Мольер, как-то сказал, что все человеческие болезни, все трагические истории, заполнившие книги, все политические ошибки и неудачи великих лидеров возникают из-за неумения танцевать. Верно это высказывание или нет, но два одноактных балета, показанные 9 сентября театром «Балет Москва», собрали полный зал. Любители танцевального искусства пришли насладиться мастерством артистов одного из самых неординарных театров столицы.
На открытии «Балтийских сезонов» 2015 были представлены две постановки – «Медея» и «Эквус». Это балеты, в которых нет привычных нам солистов и кордебалета. Здесь каждый – главное действующее лицо, а язык танца, опираясь на классическую школу, несет в себе форму и темп совершенно иные, новые.
Сюжет «Медеи» хорошо известен нам из мифов Древней Греции, трагедия колхидской царевны неоднократно использовалась во всех жанрах искусства. Хореограф Кирилл Симонов посредством танца и музыки рассказал нам очередную версию о любви и ненависти, несбывшейся мечте и мести. Артисты были великолепны – пластичны, эмоциональны, искренни. Сюжетная линия раскрывалась легко, естественно – так, что происходящее на сцене можно было понять без слов. Измученная до предела Медея в исполнении Людмилы Доксомовой вызывала сострадание – каждый жест, каждое движение, поворот головы передавали боль, ревность, обиду. Ей хотелось верить.
Не менее убедительны были Михаил Киршин (Ясон) и Александра Киршина (Креуса). Сложная, но вместе с тем доступная зрительскому пониманию хореография дала уникальную интерпретацию мифа. Дуэт Доксомовой и Киршиной отличался высоким психологическим напряжением, смерть соперницы передана весьма реалистично и убедительно. Ничто не отвлекало от красоты и совершенства движений танцоров, ни декорации, ни костюмы, ни музыка. Лаконичная сценография позволила сделать акцент на ритме, пластике и актерском мастерстве, с помощью которых воплотился замысел хореографа.
Кирилл Симонов – один из самых молодых хореографов современности. Выпускник Академии русского балета им. Вагановой, храня верность родной Мариинке и «лучшей в мире» (по его словам) школе классического балета, уехал заниматься современной хореографией в Австралию. По возвращении занял должность худрука карельского Музыкального театра, где под его руководством каждая премьера становилась сенсацией, событием общероссийского масштаба. Симонов – лауреат многих отечественных и зарубежных конкурсов, член жюри премии «Золотая маска» (которую получил за постановку балета «Золушка»), Заслуженный деятель искусств, работавший с мастерами мировой известности – Михаилом Шемякиным, Теодорой Курентзис, Эмилем Капелюш, Стефанией фон Граурок. Он ставил спектакли на сценах Петербурга, Новосибирска, Вильнюса, Лондона и Токио.
Музыку к балету «Медея», очаровавшую с первых тактов, написал Павел Карманов – один из самых исполняемых современных российских композиторов. Слушатель знаком с его творчеством по саундтрекам к кинофильмам и телесериалам (например, к лентам Тимура Бекмамбетова), для рекламных роликов, мультфильмов и документального кино. Карманов выступал в составе рок-группы «Вежливый отказ» и участвовал в различных фестивалях.
Совершенно иная постановка, далекая от античности, рассказывающая о труде артистов балета, ждала зрителей после антракта. «Эквус» переводится с латыни как «лошадь». Странная на первый взгляд связь между балетом и этим, пусть очень грациозным, животным. Но она становится понятна, если вспомнить поговорку о «лошадином труде танцовщика». За мнимой легкостью стоит упорный труд. Для зрителя балет это праздник, а для артистов – кропотливая, изнуряющая работа, с ежедневным расходованием душевных и физических сил.
Воспитанная классической школой балерина под пристальным оком хореографа благонравно танцует на пуантах, повторяя раз за разом одно и то же движение – этой картиной «правильного» балета начинается и заканчивается действо. А в середине «Эквуса», по воле хореографов, танцоры скользят по сцене, деформируют походку, собираются в причудливые группы, в общем, видоизменяют классические элементы, удачно сочетая их с движениями современного балета. Никаких декораций, минимум костюмов, очень «экономная» музыка – только пластика. Здесь нет солистов, каждый хорош сам по себе. Но партия жокея – Константина Матулевского – красивого, молодого мужчины, харизматичного и талантливого танцовщика, запомнится надолго. Он – царь и бог и он же – тягловая лошадь в жизни.
Хореографы спектакля Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев с иронией и сочувствием трактуют поговорку о лошадином труде и показывают зрителям «оборотную сторону медали». Экзерсис (упражнение у палки), аллегро, арабеск, апломб, бризе, батман, grand pas, дивертисмент и многое другое, из чего состоит балетное искусство, показаны на фоне интересной музыки композитора-минималиста Алексея Айги «Equus», которая и дала название спектаклю (она была написана под впечатлением от пьесы английского драматурга Питера Шеффера, в которой рассказывается о самопознании и становлении подростка, придумавшего себе бога в образе Лошади). Айги часто сравнивают с Филипом Глассом и называют русским Майклом Найманом. Своим подлинным дебютом считает саунтрек к «Стране глухих» в 1998 году. Так получилось, что прежде чем корифеи нашего кино – Тодоровский, Хотиненко, Калатозишвили – обратили на Алексея внимание, он успел поработать с такими классиками, как Фриц Лангом, Эрнст Любич, Борис Барнет. Совместно с пианистом Дитмаром Бонненом исполнял композиции Джимми Хендрикса, Фрэнка Заппы и Курта Вайля, играл с мультиинструменталистом Пьером Бастьеном и его «механическим оркестром», записал диск с темнокожей джазовой дивой Миной Агосси. Конечно, под музыку такого композитора легко осуществить девиз балетмейстера Анастасии Кадрулевой «хочешь танцевать – танцуй как хочешь!».
Выпускница вагановки, окончившая её в 2008 году по классу хореограф-балетмейстер, Кадрулева является автором не только балетов и перфомансов, но и хореографом в драматических и оперных спектаклях, преподавателем в стенах родной академии по предметам «Лаборатория импровизации» и «Искусство хореографа». Свои знания и умение она реализовала в балете «Эквус», а труппа полностью её в этом поддержала. Соавтором по постановке является Артем Игнатьев (вагановец, артист балета), принимавший участие в различных проектах и стажировавшийся в Австрии, Германии, Бельгии, Москве, Нидерландах, Франции, Швеции и США. Является куратором современной труппы «Балета Москва».
«Медея» и «Эквус». Две одноактные постановки, состоящие из неповторимой психоделичной музыки, не поддающейся логике пластики танцоров, минимума декораций и профессионального светового решения – все одновременно и просто, и сложно, все ярко и эмоционально. Запоминается и оставляет приятное впечатление о современном балете.
Н. Гора
См. также:
Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского драматического театра
Балет Москва: Свадебка и Весна священная
Фестиваль «Балтийские сезоны»
Культура