Второй вечер фестиваля "Балтийские сезоны" 2015 был посвящен одноактным балетам "Свадебка" и "Весна священная" в исполнении артистов "Балета Москва".
Эпиграфом к этим постановкам можно было взять слова библейского Иова: "Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен волнениями. Как цветок, он распустился — и уже срезан. Убегает, как тень,— и нет его" (Иов 14:1,2). И не случайно - через оба балета идет единый образный ряд: рождение и самоутверждение человека как личности, отношения между мужчиной и женщиной, чувственность, нежность и страсть, борьба жизни и смерти. И если в "Свадебке" зрители могли увидеть зарождение новых чувств и отношений, возникающих в момент, когда два человека соединяют свои жизни в одну, то в "Весне священной" эти чувства и отношения, созрев и достигнув апогея, изменяются под влиянием религиозных верований и традиций, приобретая новые формы. Появляются ярость, агрессия, соперничество, животная похоть, первобытный страх перед силами природы и желание выжить - даже ценой смерти другого человека.
Оба балета написаны на музыку Игоря Стравинского и поставлены французским хореографом Режисом Обдиа, оба высоко оценены российской критикой и профессионалами. "Весна священная" получила в 2014 году "Золотую Маску" за лучшую женскую роль, лучшую работу хореографа и как лучший спектакль в балете.
"Свадебка". Классического прочтения Б. Нижинской или, напротив, чего-либо эпатажного в этой постановке нет даже близко. Отстранившись от фольклорных мотивов, Обадис сосредоточился на эмоциональной стороне рождения новой семьи. От этого не изменились ни музыка, с форшлагами-всхлипами, скоморошьими напевками, псалмовыми тонами, истовым величанием, ни обрядовый текст, состоящий больше из интонаций, чем из отчетливых слов, но балет поменял настроение. Четыре пары, олицетворяющие новобрачных, пестрый голосовой ряд, в котором каждое "слово" задает определенный ритм, плотный смысловой ряд, экспрессивный танец и минимальные декорации - такой увидели "Свадебку" калининградские зрители. Балет прошел на одном дыхании.
"Весна священная". То, что хореограф требует от артистов, просто невообразимо - сложная и экспрессивная хореография, иногда кажется - еще немного, и от танцоров полетят искры. Но они это делают. Необыкновенно выразительна и сильна величественная стихия ритма, восходящего к глубинной сущности человека - танцовщики пропускают ее через себя и создают новую реальность, состоящую из соотношения древних законов и природных сил жизни.
А еще в плотную и сложную хореографическую ткань действа Режис включил песок и воду: на песке танцуют, его подбрасывают в воздух, он прилипает к телам танцовщиков, даже в воздухе стоит едва заметная пыльная завеса. Воду мужчины выплескивают на женщин. Критики назвали такой прием работой со стихиями, где танец - это огонь, музыка - ветер, песок - земля и вода - жизнь. Французский хореограф алжирского происхождения удивительно точно сумел передать русский характер произведения, в его работе видится стремление понять природу человека. Традиционно в классических постановках партию жертвы в языческом обряде исполняют женщины. В «Весне священной» от Обадиса она отдана мужчине. Это несколько выбивается из привычного ассоциативного ряда и придает балету немного иной смысл.
В первой постановке «Весны священной» четко прослеживалась линия неразрывности природы и человека. Эта же линия – жизнеутверждающая - хорошо просматривается и в работе Режиса Обдиа.
Несколько слов о театре «Балет Москва». В его составе две самостоятельные труппы: классического балета и современного танца. Бережно поддерживая традиции классического танца, коллектив профессионально развивает современный. Театр ежегодно показывает 8 премьер, демонстрируя жанровое разнообразие: сегодня это современный балет в сопровождении техно-музыканта, завтра – совместный проект с мэтром классического балета и т. д. По словам директора театра, перед хореографами здесь не ставят рамок. Они свободны в выборе артистов, темы и визуальных решений для воплощения своих идей.
Режис Обадиа - яркий представитель «новой волны» в балетном искусстве. Он создает фееричные, многомерные, незабываемые зрелища, воплощая драматизм современной жизни в танце. Родился в Алжире и с детских лет занимался танцем. Как хореограф начал работать с конца семидесятых годов и за первые же постановки получил три престижные награды. Европейская публика высоко оценила 10 видеобалетов и 23 балета, поставленных Обадиа, в России он стал известен своей "Весной священной".
«Я всю жизнь работал с телом, с энергией, страстью, неистовством, и всегда в моих работах присутствовала какая-то сцена, которая могла бы быть названа жертвоприношением, – сказал маэстро перед премьерой, - Так что можно сказать, что я работал над этим балетом в течение всей жизни».
Можно как угодно относиться к современному балету, но он имеет право на существование, как и любое другое направление в искусстве. Ничто не может развиваться дальше, не ища новых путей и решений. Современный балет – это эксперимент. И эксперимент, судя по прошедшим спектаклям, успешный.
См. также:
Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского драматического театра
Балет Москва открыл Балтийские сезоны 2015
Фестиваль «Балтийские сезоны»
Культура