c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_balet-moskva-svadebka_1.jpgВторой вечер фестиваля "Балтийские сезоны" 2015 был посвящен одноактным балетам "Свадебка" и "Весна священная" в исполнении артистов "Балета Москва".

Эпиграфом к этим постановкам можно было взять слова библейского Иова: "Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен волнениями. Как цветок, он распустился — и уже срезан. Убегает, как тень,— и нет его" (Иов 14:1,2). И не случайно - через оба балета идет единый образный ряд: рождение и самоутверждение человека как личности, отношения между мужчиной и женщиной, чувственность, нежность и страсть, борьба жизни и смерти. И если в "Свадебке" зрители могли увидеть зарождение новых чувств и отношений, возникающих в момент, когда два человека соединяют свои жизни в одну, то в "Весне священной" эти чувства и отношения, созрев и достигнув апогея, изменяются под влиянием религиозных верований и традиций, приобретая новые формы. Появляются ярость, агрессия, соперничество, животная похоть, первобытный страх перед силами природы и желание выжить - даже ценой смерти другого человека.

Оба балета написаны на музыку Игоря Стравинского и поставлены французским хореографом Режисом Обдиа, оба высоко оценены российской критикой и профессионалами. "Весна священная" получила в 2014 году "Золотую Маску" за лучшую женскую роль, лучшую работу хореографа и как лучший спектакль в балете.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_balet-moskva-svadebka_2.jpg"Свадебка". Классического прочтения Б. Нижинской или, напротив, чего-либо эпатажного в этой постановке нет даже близко. Отстранившись от фольклорных мотивов, Обадис сосредоточился на эмоциональной стороне рождения новой семьи. От этого не изменились ни музыка, с форшлагами-всхлипами, скоморошьими напевками, псалмовыми тонами, истовым величанием, ни обрядовый текст, состоящий больше из интонаций, чем из отчетливых слов, но балет поменял настроение. Четыре пары, олицетворяющие новобрачных, пестрый голосовой ряд, в котором каждое "слово" задает определенный ритм, плотный смысловой ряд, экспрессивный танец и минимальные декорации - такой увидели "Свадебку" калининградские зрители. Балет прошел на одном дыхании.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_balet-moskva-svadebka_3.jpg"Весна священная". То, что хореограф требует от артистов, просто невообразимо - сложная и экспрессивная хореография, иногда кажется - еще немного, и от танцоров полетят искры. Но они это делают. Необыкновенно выразительна и сильна величественная стихия ритма, восходящего к глубинной сущности человека - танцовщики пропускают ее через себя и создают новую реальность, состоящую из соотношения древних законов и природных сил жизни.
А еще в
плотную и сложную хореографическую ткань действа Режис включил песок и воду: на песке танцуют, его подбрасывают в воздух, он прилипает к телам танцовщиков, даже в воздухе стоит едва заметная пыльная завеса. Воду мужчины выплескивают на женщин. Критики назвали такой прием работой со стихиями, где танец - это огонь, музыка - ветер, песок - земля и вода - жизнь. Французский хореограф алжирского происхождения удивительно точно сумел передать русский характер произведения, в его работе видится стремление понять природу человека. Традиционно в классических постановках партию жертвы в языческом обряде исполняют женщины. В «Весне священной» от Обадиса она отдана мужчине. Это несколько выбивается из привычного ассоциативного ряда и придает балету немного иной смысл.
В первой постановке «Весны священной» четко прослеживалась линия неразрывности природы и человека. Эта же линия – жизнеутверждающая - хорошо просматривается и в работе Режиса Обдиа.

Несколько слов о театре «Балет Москва». В его составе две самостоятельные труппы: классического балета и современного танца. Бережно поддерживая традиции классического танца, коллектив профессионально развивает современный. Театр ежегодно показывает 8 премьер, демонстрируя жанровое разнообразие: сегодня это современный балет в сопровождении техно-музыканта, завтра – совместный проект с мэтром классического балета и т. д. По словам директора театра, перед хореографами здесь не ставят рамок. Они свободны в выборе артистов, темы и визуальных решений для воплощения своих идей.

Режис Обадиа - яркий представитель «новой волны» в балетном искусстве. Он создает фееричные, многомерные, незабываемые зрелища, воплощая драматизм современной жизни в танце. Родился в Алжире и с детских лет занимался танцем. Как хореограф начал работать с конца семидесятых годов и за первые же постановки получил три престижные награды. Европейская публика высоко оценила 10 видеобалетов и 23 балета, поставленных Обадиа, в России он стал известен своей "Весной священной". 
«Я всю жизнь работал с телом, с энергией, страстью, неистовством, и всегда в моих работах присутствовала какая-то сцена, которая могла бы быть названа жертвоприношением, – сказал маэстро перед премьерой, - Так что можно сказать, что я работал над этим балетом в течение всей жизни». 

Можно как угодно относиться к современному балету, но он имеет право на существование, как и любое другое направление в искусстве. Ничто не может развиваться дальше, не ища новых путей и решений. Современный балет – это эксперимент. И эксперимент, судя по прошедшим спектаклям, успешный.

См. также:
Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского драматического театра

Балет Москва открыл Балтийские сезоны 2015
Фестиваль «Балтийские сезоны»
Культура

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика