17.09.15 в рамках "Балтийских сезонов" калининградцы познакомились с постановкой московской "Студии SounDrama" "Майская ночь, или утопленница".
"Майская ночь, или утопленница", пожалуй, самая сказочная и чарующая повесть Николая Васильевича Гоголя, пронизанная духом украинского фольклора. Спектакль и начинается с погружения зрителя во времена оные неспешным чтением текста "Вечеров", звучащим как заупокойная молитва. Время от времени чтение сопровождается переводом слов с украинского на русский: "Хутор - маленькая деревня, оселедец – чуб, юшка-жижа, кныш - вид печеного хлеба..." А вот и жители этой «маленькой деревни» в вышиванках, свитках, цветных кушаках, кожаных черевиках. Монотонное чтение постепенно сменяется человеческим гвалтом, появляется музыка. Да, именно появляется - она словно вытекает из певучего украинского языка. Звучит колесная лира, её подхватывает скрипка, тремоло которой настраивает на тревожный лад. Шумное мужское застолье с шутками-прибаутками и невнятная болтовня стайки девушек сливаются в общее пение. Неясные разговоры пропадают то в гудении контрабаса, то в нежном звучании виолончели, то в шелесте, то в грохоте перкуссии. Из этого шума рождается рассказ о чернобровом парубке Левко и его возлюбленной Ганне, являющимися частью действа, состоящего из сплава музыкального и драматического театров, хореографии.
И уже не кажется необычным, что в программке нет пояснений, кто какую роль исполняет, что произнесенные героями слова, эхом разносятся по сцене, повторяемые на разные лады еще тремя парами. Они, Ганна и Левко, - часть общего. Нежно и трогательно ведут свою любовную линию дивчина с парубком, а окружающим до них и дела нет. Окружающим куда интереснее ссоры Головы со свояченицей да веселые пирушки. Поют, танцуют гопака так, что танец становится больше похожим на брейк-данс или боевое искусство, играют на аутентичных и современных инструментах. И все это делают так задорно, что появляется мысль о ярком эстрадном шоу или капустнике.
Лубочные картинки из жизни хуторян чередуются с гоголевской мистикой, которая проявляется то в полумраке сцены, то в звенящей тишине, взрываемой хоровым пением, то русалочной особицей, то вызывающими ужас криками «Ведьма!». Спектакль, как детская пирамидка, состоит из множества ярких и своеобразных мизансцен, органично перетекающих одна в другую. И музыка им подстать. Она написана студийцами и содержит в себе разноплановую мелодику: классическую, оперную, этническую, и, даже, роковую. Аранжировки музыкальных произведений Римского-Корсакова и Чайковского впечатляют. Они универсальны, как универсальны актеры, музыканты, вокалисты и танцоры. Лиричные сцены, комедийно-бытовые ситуации, фантастические эпизоды и картины сделали спектакль очень зрелищным и он понравился многим. Несмотря на финал, от которого ждали веселого и шумного свадебного застолья, а оно, фактически, не состоялось. Поэтому в зале повисла на пару минут неловкая тишина, разрушенная аплодисментами после брошенного в зал слова: «Все» (кто-то сказал, как выдохнул).
Немного о студии. Год рождения - 2005. Тогда музыкальная группа «Пан-Квартет», актер, композитор, худрук студии Владимир Панков, актриса и певица Ольга Бергер создали ни на что не похожий жанр «Саундрама», который приняли не только студийцы, но и известные в широких общественных кругах артисты и художники. Родился необычный творческий коллектив, постоянно стремящийся к импровизации, к живому восприятию окружающей сценической действительности. Панков, рассказывая о студии, подчеркивает, что новые проекты рождаются благодаря совместному творческому процессу без каких-либо канонов, в котором проявляется фантазия каждого. «Гоголь. Вечера» один из таких проектов, поскольку рассказы от пасечника Рудого Панько к этому располагают и открывают безграничные возможности для творчества. Проект был тепло принят на фестивалях в Белоруссии, Польше, Украине, Финляндии и Швейцарии, не говоря уже о московской публике.
Н. Гора
См. также:
Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского драматического театра