Для многих уже не секрет, что по ряду причин будущее регионального яхтинга стоит под вопросом. Тем не менее, к следующему сезону (в 2013 году) Калининградский областной яхтклуб готовит два новых проекта, которые могут стать знаковыми не только для местной Федерации парусного спорта, но и для всей Калининградской области. Что это за проекты? Об этом мы побеседовали с командором клуба Константином Малецким.
Константин, я знаю, что в следующем сезоне Калининградский областной яхтклуб собирается реализовать два новых проекта. Расскажите о них, пожалуйста.
Первый проект связан с инвалидами вообще и детьми-инвалидами в частности. Скорее всего, он будет состоять из двух этапов. Первый этап — изучение вопроса: мы собираемся провести ряд мероприятий для детей-инвалидов - покатать их на яхтах, устроить пикник, если получится — концерт, и вместе с этим - разобраться, какие категории инвалидов могут заниматься парусным спортом. Также необходимо узнать, что говорит об этом наше законодательство, каковы возможности домов инвалидов в этой области, выяснить какое количество инвалидов способно заниматься парусным спортом и хотят ли они этого.
По результатам первого этапа, если все пройдет как задумано и выяснится, что есть потребность и возможности, приступим ко второму этапу — созданию спортивной секции либо отделения парусной школы для инвалидов, и не только для детей, но, возможно, и для взрослых.
Почему возникла такая идея?
Рано или поздно вопрос социальной направленности встает в любой общественной организации. Социальная направленность яхтинга достаточно велика, потому что это, в принципе, досуг — спортивно-массовые мероприятия, походы, туризм, отдых и т. д. А что касается инвалидов, то есть такая известная фраза - «Если не мы, то кто?». Кто-то же должен это делать.
Почему именно инвалиды?
У нас достаточно организаций, которые занимаются со здоровыми, физически полноценными детьми — спортивные школы, секции, клубы. Другой вопрос, насколько хорошо они это делают и какие у них для этого есть возможности, но, тем не менее, такие организации есть и для проживающего в нашей области населения их в принципе достаточно, увеличивать количество нет смысла, нужно улучшать качество. А вот с детьми-инвалидами в нашей области парусным спортом и яхтингом не занимается никто. Поэтому у нас и возникла такая идея. Даже если мы не сможем воплотить в жизнь второй этап (создание парусной школы для инвалидов), то первый - устраивать для детей-инвалидов праздники, катать их на яхтах - может повторяться каждый год, мы хотим и будем это делать.
В течение какого срока вы планируете провести первый, организационный этап?
Сейчас мы занимаемся разработкой этого проекта - на бумаге он будет сверстан уже в ближайшее время, а его практическим воплощением станем заниматься в течение всего следующего сезона, от начала и до конца. Готовый проект мы представим в правительство области. Если оно нас поддержит, то мы сможем изучить этот вопрос в полном объеме и устроить мероприятия не для одного дома инвалидов, а для нескольких, и не только для них. Но это уже будет зависеть от того, сможем ли мы найти финансирование. Понятно, что все эти мероприятия связаны с доставкой детей, сопровождением их воспитателями, родителями, нужен соответствующий транспорт, ну и плюс какая-то программа, концерт — все требует денег.
Итак, на первом этапе вам будет нужна поддержка правительства области. А на втором?
Есть несколько вариантов его воплощения. У нас существует всероссийская программа Федерации парусного спорта, называемая «один плюс один». Суть ее в том, что если региональное правительство или муниципалитет любого уровня приобретает одно судно для занятий парусным спортом, то федерация дает еще одно такое же. То есть, при наличии помощи со стороны местных властей будет и помощь со стороны Федерации парусного спорта России. Плюс существует ряд европейских программ получения грантов для этих целей, и мы планируем в них участвовать. Основная стоимость — это материальная часть, суда. Стоят они не так дорого, как, например, «лексусы», но и не дешево.
Известно, что кроме приобретения судов, существует еще ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться яхтклубам. Расскажите о них.
Трудностей много. Не только наш клуб, но и калининградский яхтинг в целом до сих пор не имеет собственного «дома». Единственная гавань, в которой мы находимся, уже 20 лет передается из рук в руки различным организациям. Как правило, это были разного уровня региональные и федеральные структуры. В самом начале 90-х была попытка «увести» ее в частную собственность, но, как говорится, - воз и ныне там. Ни одна из этих организаций не вкладывала в эту территорию каких-либо серьезных средств, не существует никаких вменяемых программ по ее развитию.
БГА, в чьем ведении сейчас находится гавань, предпринимает какие-то действия — кое-что было сделано по ремонту зданий, по облагораживанию территории, у нас наконец появилось электричество, но этого явно недостаточно. Что будет дальше пока сказать трудно. Мы прекрасно понимаем, что цели и задачи БГА отличаются от наших, в чем-то они могут совпадать, в чем-то — нет.
Мы неоднократно просили, чтобы этот кусочек земли, 0,88 гектара, передали федерации, но каждый раз возникли какие-то законодательные сложности (как нам пытались объяснить - якобы для передачи нет законных оснований).
Это несмотря на то, что даже небольшие спортивные клубы по закону о спорте имеют право на льготы при получении как в аренду, так и в бессрочное безвозмездное пользование имущество и земли муниципалитетов любого уровня, региональных и федеральных собственников. Закон об этом говорит четко, конкретно и прямо. Соответственно, нам не очень верится в то, что областная федерация как общественная организация, основной задачей которой является развитие парусного спорта, не имеет законных оснований для того, чтобы получить эту землю.
А что говорят конкретно по этому поводу?
Разное. Например, на выездном совещании, состоявшемся 2 октября на территории яхт-клуба, нам было сказано о том, что на этом месте будет создан многофункциональный молодежный центр водного туризма, спорта и отдыха.
Однако вызывают сомнение как проект, представленный на совещании и имеющий ряд серьезных технических недостатков, так и сама концепция - идея объединить детский спорт с гостиницами и ресторанами, согласитесь, не самая лучшая. Создается впечатление, что идеологи проекта, подобно великому комбинатору, решили построить очередные Нью Васюки. Будут ли они в конце концов построены - неизвестно, а время уходит, решать имеющиеся проблемы нужно уже сейчас. Да и место Калининградского областного яхтклуба в данном проекте не совсем понятно, потому что ни к детско-юношескому, ни к спорту высоких достижений его деятельность никак не относится.
Продолжаются попытки увести землю не то чтобы в частную собственность, но под частное управление, и мы это понимаем. Понимаем и то, что если по какой-либо из причин мы, яхтсмены, лишимся этой территории (а на ней находятся четыре из пяти клубов федерации), то яхтинг как таковой на территории Калининградской области перестанет существовать, потому что люди будут вынуждены уйти кто куда. Часть лодок уйдет в Польшу, благо сделать это позволяет абсолютно все — и законодательство, и наличие стоянок. Кто-то попробует уйти в Балтийск или еще куда-то.
Но нужно учесть, что парусно-яхтенной отрасли в Калининградской области не существует и, соответственно, абсолютно не развита система сервиса в этой сфере, а она, во-первых, довольно дорогая, а во-вторых, по многим позициям недоступна. Поэтому каждый судовладелец понимает, что только сообща, все вместе, помогая друг другу, мы можем содержать свой флот. Один занимается корпусами, другой двигателями, третий навигационным оборудованием и т. д, и за счет этого мы выживаем. Если нас раскидать в разные места (а альтернативы пока нет), то калининградский яхтинг умрет.
Есть мнение, что яхтинг — досуг для избранных. Это ошибка - основная масса владельцев парусных судов в нашей области — обычные люди, не являющиеся ни очень богатыми, ни сильно преуспевающими людьми. Мы в состоянии содержать свои суда, но только благодаря тому, что находимся все вместе, на одной территории. В иной ситуации многие просто не смогут себе этого позволить. Кто-то будет вынужден продать свою яхту, кто-то сделает из нее «памятник».
Кроме того, дети, занимающиеся яхтенным спортом, должны видеть перспективу — понимать, что это яхтинг может стать делом всей жизни, независимо от того, станут они профессиональными спортсменами или нет. Многие из них вырастут и захотят приобрести свою яхту — и где ее ставить, если все развалится? В нынешней ситуации у них нет будущего.
То есть, теряет смысл само существование детских школ?
Не скажу, что абсолютно теряет смысл. В скандинавских странах, к примеру, из 1000 набранных детей после первого года обучения в яхтенных школах остаются 5 — с ними работают, их продвигают. А что делать оставшимся 955-ти? Там, за границей, этот вопрос решается просто, а что делать нашим ребятам? Если они поймут, что перспектив нет, захотят ли они заниматься? Кстати, по расчетам нашего минспорта, один олимпийский чемпион вырастает из шести тысяч детей, пришедших в парусный спорт. Плюс довольно слабое материальное обеспечение и явно недостаточное финансирование этих школ. Плюс отсутствие лоббирования наших интересов среди чиновников — в местных органах власти нет людей, «больных» яхтингом.
Все это загоняет нас в, мягко говоря, патовую ситуацию и, по большому счету, уничтожает калининградский яхтинг.
Какие пути решения этих проблем вы видите?
Мы должны создать единую структуру, которая бы все направляла. Во-первых, потому что спорт, и детский, и взрослый, должен существовать организованно. Должны быть сборные команды, должны быть рейтинги, должен быть регламент соревнований в области, который бы устанавливал, по каким из них определяется рейтинг и статус каждого спортсмена, для того, чтобы иметь возможность отобрать лучших и составить из них сборную команду. Которая, в свою очередь, могла бы целенаправленно заниматься подготовкой к соревнованиям более высокого ранга.
Такой структурой должна стать существующая областная федерация парусного спорта.
Но на данный момент ее нельзя назвать полноценной спортивной организацией, скорее, это собрание единомышленников, в котором, тем не менее, каждый идет своим путем, имеет свои цели и задачи, а это в корне неправильно. Де-факто, это организация, в которой мы просто делимся мнениями.
Федерация должна иметь рычаги управления. Даже те небольшие деньги, которые имеются, нужно направлять в одно место, чтобы иметь возможность сделать хоть что-то. На сегодняшний день у нас все это рассредоточено - кто-то куда-то хочет ехать, кто-то не хочет, кто-то едет сам, кто-то просит денег и т. д. Кому-то эти деньги дают, при этом остальные не понимают, почему эти деньги дают именно им. Нужен рейтинг, определяющий лучших, тогда остальные будут понимать, что финансовая помощь осуществляется, исходя из занятых ими мест по результатам сезона.
Получается, что рейтинг нужен для молодых?
Нет, почему только для молодых. Спорт изначально направлен на отбор лучших посредством проведения соревнований, будь то детские, юношеские или взрослые. Те люди, которые причисляют себя к спортсменам (именно к спортсменам), здесь не гоняют, они гоняют по всему миру, на тех соревнованиях, которые считают для себя более приемлемыми. В детском спорте происходит практически то же самое — каждый сам для себя определяет, куда ехать. При этом многие из тех соревнований, в которых они участвуют, не входят в официальные, и определить в конечном итоге, кто из них сильнейший, не представляется возможным. Должен существовать тренерский совет, который будет планировать этапность участия в разного рода соревнованиях, чтобы дети имели возможность поступательного роста. У нас были случаи, когда дети получали финансирование, приезжали на соревнования, а их до гонок просто не допускали. Понятно, что если не привести все это в порядок, не создать структуру и нормальные условия, мы не достигнем понимания в том, в какую сторону нам идти. Еще А. В. Суворов говорил, что лучше один плохой начальник, чем два хороших. А у нас их даже не один и не два, у нас их десяток наберется.
Какую роль во всем этом будет играть Калининградский областной яхтклуб?
Калининградский областной яхтклуб сам по себе не берет на себя функций федерации, у него другие цели и задачи, это не детский спорт и не спорт высоких достижений, это яхтинг.
Но вы говорите о необходимости создать оценочную систему. Каким образом к ней будет иметь отношение яхтклуб?
Собственно говоря, мы все должны иметь к ней отношение. Все клубы, создавшие когда-то эту федерацию, должны иметь к этому отношение и должны приложить все усилия для того, чтобы федерация из номинальной структуры превратилась в реально действующую, ведущую активную политику, не только внутреннюю, но и, так сказать, внешнюю.
Не ведь командоры клубов входят в федерацию.
Де-факто командоры всех яхтклубов входят в президиум федерации, но их всего пять, а членов президиума — пятнадцать, и остальные далеко не всегда поддерживают точку зрения командоров. Получается, что президиум большой, каждый член имеет свое мнение, которое зачастую не совпадает с мнениями клубов, составляющих 95% федерации. Да и сами клубы ставят перед собой разные цели и задачи. Нашим клубом достигнуты все цели, которые мы ставили перед собой на этот сезон — мы выполнили свой календарь, провели все запланированные мероприятия и даже немного больше - понимая, что федерация пока не готова оказывать помощь клубам в их деятельности, мы были вынуждены взять на себя часть ее функций.
Расскажите, пожалуйста, о втором проекте.
Калининградский областной яхтклуб - самый крупный клуб в Калининградской области, проводим множество мероприятий - более масштабных, чем у других клубов, а некоторые были даже крупнее, чем мероприятия федерации.
На следующий год задумана еще одна регата, которая, надеюсь, состоится и станет знаковым мероприятием региона в области яхтинга. Мы попытались учесть интересы всех потенциальных участников, чтобы увеличить массовость и сделать что-то большее, чем просто парусные гонки. Регата пройдет в Балтийске, 13 — 14 июля, организаторами станут три клуба — наш и два польских: клуб гданьской верфи и эльблонгский клуб.
Почему вы остановили свой выбор на Балтийске?
Это место, в котором можно собрать суда из всех трех заливов, Гданьского, Вислинского и Калининградского - оно находится примерно посередине. Также сюда могут прийти и поучаствовать яхсмены из Европы — Швеции, Германии, Литвы, мы над эти работаем и у нас есть опыт организации подобных мероприятий - два года назад на нашей регате было 17 немецких лодок. Понятно, что чем большую массовость имеет мероприятие, тем оно интереснее, и не только для участников, но и для потенциальных спонсоров, властей, населения. Если мы на этой регате достигнем цифры в 100 яхт — это будет самая крупная регата в истории области. Конечно, это несравнимо с Ростоком или Килем, где участников тысячи, но там на это работает государство, такие мероприятия не под силу никаким клубам и муниципалитетам, какими бы крупными они не были. Мы же можем рассчитывать в основном только на свои силы, поэтому и решили объединить усилия трех клубов.
Соответствует ли это место техническим характеристикам яхт?
Да. Вся проблема в этом и заключалась. Яхты Вислинского залива ходят в Гданьск, потому что они предназначены для хождения по закрытым акваториям — озера, заливы, реки. Яхты Гданьского залива — это в основном морские суда, имеющие довольно большую осадку, а калининградские — более универсальны, в основной своей массе могут ходить и там, и там.
То есть, в следующем году у вас намечается два крупных мероприятия, которые могут быть интересны властям области — работа с инвалидами и регата такого масштаба, и вы заинтересованы в их поддержке?
Да. Если у нас все получится, мы сможем гордиться не только тем, то являемся самым крупным клубом в области, проводим самые значимые мероприятия и т. д, но и тем, что делаем полезные дела для общества.