Калининградский клуб исторической реконструкции «Бранденбург» начал сотрудничать с Государственным историческим музеем (Москва). О том, как это стало возможным, об уже проведенной совместной работе и планах на будущее рассказывает руководитель клуба «Бранденбург» Элтекин Киласов.
Уже ни для кого не секрет, что историческая реконструкция становится все более популярной — сегодня это не просто игра для 13-15-летних мальчишек и девчонок, увлеченных духом рыцарства, но и спорт, и научно-просветительская деятельность. В России многие клубы исторической реконструкции занимаются living history, устраивают фестивали, сотрудничают с музеями и культурно-историческими центрами. И калининградский клуб исторической реконструкции «Бранденбург» не исключение — члены клуба давно и плодотворно сотрудничают с местными музеями — историко-художественным, музеем янтаря, музеем «Фридландские ворота». А совсем недавно был подписан договор о сотрудничестве с Государственным историческим музеем. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Летом, как вы помните, мы с ребятами выступаем в музее янтаря и возле историко-художественного музея. В прошлом году во время одного из наших выступлений мы познакомились с женщиной, которая заинтересовалась деятельностью нашего клуба. Она оказалась сотрудником Государственного исторического музея. Я показал ей Королевские ворота, объяснил, где находятся другие музеи, мы обменялись визитками.
А позже, будучи в Москве, я решил ей позвонить. Она обрадовалась, пригласила в музей. И там у нас родилась идея проведения занятий с детьми в рамках уже существующей музейной программы.
Уже в конце декабря 2012 года я поехал проводить первое занятие в Государственном историческом музее. На нем присутствовали посетители музея и начальники отделов ГИМ - первоначально они отнеслись к этой идее скептически, потому что музей занимается русской историей, но я их убедил - раз Калининградская область является российской территорией, то и ее история является частью российской.
Первое занятие было посвящено рыцарям: истории появления орденов, их деятельности, отличию рыцарей от русских витязей, крестовым походам. Все это, конечно, сопровождалось слайдами, показом фильма о реконструкции в Калининградской области и клубе исторической реконструкции «Бранденбург». Детей больше заинтересовала внешняя сторона, и я, понимая, что от голой лекции они уснут, проводил с ними интерактивные игры. Мы одевали ребят в средневековые доспехи, показывали приемы фехтования, элементы средневекового танца. Был мастер-класс по плетению из кожи — мы нарезали ее на куски и плели косичку. Выходило что-то похожее на ремень или на ручку меча, и то, что получилось, дети забрали с собой в качестве сувенира. Таким образом, они не только услышали, увидели, сфотографировали, но и что-то сделали своими руками, что-то с собой унесли на память — это очень важно. Информация запомнилась и на уровне моторики.
Руководству музея занятие очень понравилось — это был для них новый, свежий формат. И ребята остались довольны.
Интересный момент: когда меня представляли, присутствующие решили, что я из бывшего подмосковного Калининграда, и только когда я вышел и сказал: «Орден Святой Девы Марии вас приветствует из города Кенигсберга!», люди сразу вспомнили - «А, Кант!», кто-то еще Гофмана назвал, кто-то Фридриха Вильгельма. Родители, конечно, не дети.
А после второго занятия со мной заключили договор до конца мая. Но это не все - с сентября планируется сделать абонемент на весь учебный год. Раз в месяц я буду приезжать в Москву и вести занятия для детей. Первоначальная сжатая программа, в которую вошло все самое основное, будет развернута, станет более детальной. Уделим внимание замкам: как строились, как укреплялись и т. д., больше времени посвятим интерактиву — дети будут рисовать, клеить, собирать макеты. Я буду их учить тому, как правильно держать меч, щит, расскажу об истории костюма, доспехов и оружия. И вообще в перспективе хотелось бы устроить маленькое театрализованное представление — один из тех спектаклей, которые у нас в Калининграде замечательно проходили - репетировать на каждом занятии по 10 -15 минут не сложно. Пусть ребята сами костюмы шьют, как это делают настоящие реконструкторы. Покажем его работникам музея, посетителям, родителям.
Работа предстоит большая, поднимается мощный пласт европейской истории — будет ли он как-то привязан к истории Руси?
Конечно. В Москве я познакомился с реконструкторами из варяжской дружины, они занимаются Русью. В планах на следующий учебный год есть совместная работа — речь будет идти не только о европейском рыцарстве, но еще о Руси — на сравнительных характеристиках будут показаны различие и схожесть культур, быта и т. д.
К сожалению, придется все везти с собой — мечи, шлемы и другие «наглядные пособия», они очень тяжелые, набирается огромный чемодан. Я уже приобрел специальную тележку . Отвез бы, конечно, много чего — хотелось бы и копья показать, и фальшионы, и арбалеты, и луки. Но - Красная площадь, там из лука не постреляешь, в музее тоже, поэтому придется обойтись без них.
Еще один важная сторона сотрудничества с Государственным историческим музеем — привлечение туристов в наш регион. Родители и дети, посещавшие занятия в Москве, выразили желание побывать в Калининграде и рыцарских замках Польши. И уже на майские праздники первая группа из 40 человек приедет в Калининград. 9 мая мы покажем им Парад Победы и историческую реконструкцию штурма Пятого форта, а затем посадим на автобус и повезем в Мариенбург (Мальборк), в замок, где все, о чем говорилось на наших встречах, они смогут увидеть вживую. Там мы с ребятами из клуба «Бранденбург» устроим маленькое сражение и дадим урок рыцарских манер - все получится в комплексе. А в сентябре ожидается вторая группа, она уже набирается.
Москвичи ничего не знают о нас — некоторые думают, что здесь одни замки, и когда видят существующее безобразие, «хрущобы» наши, руины, бывают сильно удивлены. Другие думают: обычный город - поедем на берег моря, искупаемся, развлечемся. И тут выясняется, что в Калининграде есть какие-то рыцари, какие-то полуразрушенные замки. Оказывается — Литва рядом, Польша. В школе географию все изучают, но со временем уроки забываются - для москвичей мы где-то там, непонятно где. И, я думаю, что туристическая привлекательность нашей области для них является открытием. Поэтому наш проект способствует созданию привлекательного образа региона.
Скажите, будете ли вы привлекать к своему проекту музеи Калининграда?
Пока сотрудничество идет на уровне Государственный исторический музей — клуб исторической реконструкции «Бранденбург», но я хотел бы привлечь еще и музей «Фридландские ворота», поскольку считаю его самым активно развивающимся в туристическом плане — у него нет четкого профиля, специфики, его деятельность не ограничена жесткими рамками, обзор широкий. Это во-первых. Во-вторых, первый директор, Светлана Соколова, задала музею хороший, мощный ритм, креативное направление. Здесь имеются интересные экспозиции, есть трамвайчик, который ходит по городу. С сотрудниками «Фридландских ворот» очень комфортно работать. В будущем при музее, как и в ГИМ, будет такая же школа, такие же абонементы для местных детей. Я и члены клуба «Бранденбург» будем проводить занятия. Думаю, что первое мероприятие состоится после того, как в музее закончится ремонт — где-то в мае.