c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_obshchestvo-rakhmaninova-otkryto_1.jpg1 апреля 2016 г. в филармонии состоялось торжественное открытие Калининградского филиала общественной организации «Рахманиновское общество».

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, «Рахманиновское общество» существует ещё в шести городах страны, а также в Одессе, Дармштадте, Лондоне и Майами. Теперь его филиал появился  и в Калининграде.

А началось всё в далёком 1981 году, когда группа профессоров Московской консерватории по инициативе профессора В. К. Мержанова решила создать объединение, которое более широкого знакомило бы публику с творчеством Сергея Васильевича Рахманинова и увековечивало память великого композитора и пианиста. По инициативе его членов были установлены памятники Рахманинову в Москве на Страстном бульваре (скульптор О. Комов), в Тамбове и Новгороде (скульптор А. Рукавишников), а также в Америке: бюст и памятник. В Москве на Ордынке открылся концертный зал им. Рахманинова - там сейчас находится рояль Сергея Васильевича.
В 1983 году Рахманиновское общество провело первый международный конкурс имени композитора, который проходил вплоть до 2008 года. В 2016 принято решение о его возрождении. Осенью состоится V Международный конкурс имени Рахманинова – конкурс пианистов.
В Санкт-Петербурге дважды в году - весной и осенью – проходят Рахманиновские собрания. В них принимают участие исполнители, музыковеды, петербургские композиторы, иногородние и зарубежные гости, студенты консерватории и учащиеся ССМШ-лицея.

В рамках общества основана Ассоциация музыкально-литературных путешествий, члены которой занимаются краеведческой работой, изучают концертные маршруты Рахманинова в Германии и Франции. Состоялось четыре такие поездки, во время которых было посещено 24 города. В 2010 году в Риге общество провело Первый Международный Рахманиновский фестиваль Северных стран, на который приехали прибалтийские исполнители, исполнители из Скандинавии и других стран.

Дармштадское Международное Рахманиновское общество своими целями и задачами считает сохранение творчества не только Сергея Васильевича, но и других русских композиторов, сделать их творчество широким достоянием масс. Члены общества организуют культурно-музыкальную жизнь в городах Германии, поддерживают юных музыкантов, проводят благотворительные мероприятия, и все это на общественных началах.

Теперь и калининградские поклонники творчества Сергея Васильевича смогут внести свой вклад в дело популяризации и сохранения русского классического наследия, проведения конкурса, содействия в осуществлении концертной и исследовательско-просветительской деятельности, организации мастер-классов по повышению исполнительского мастерства. Все это совершенно необходимо, как необходимо и более широкое знакомство калининградцев не только с творчеством, но и жизнью композитора, поскольку о Рахманинове ходит много слухов и инсинуаций.

Годы жизни С. В. Рахманинова и грандиозные исторические потрясения страны, оказавшие влияние на его жизненный и творческий путь, неразделимы. Две мировые войны и три русских революции оставили свой след в его судьбе. Он с радостью принял известие о крушении русского самодержавия, но не принял Октябрь. Вторую половину жизни Рахманинов провел за рубежом, но до конца дней чувствовал себя русским человеком.

И это не смотря на то, что он единственный композитор, который в начале 30-х годов был официально запрещен в России декретом государства. Его имя и произведения были изъяты из всех учебных заведений и концертных программ. Однако это не помешало ему в годы Великой Отечественной войны давать концерты в пользу Красного Креста и передавать чеки на крупные суммы советскому консулу в Нью-Йорке.

Леонид Собинов, великий русский певец, говорил о Рахманинове как о единственной надежде России в области музыки. Рахманинов один из немногих, кто поставил перед собой задачу воссоздания на новом уровне духовной музыкальной культуры древней Руси. Его «Всенощное бдение» стоит в ряду с такими шедеврами, как Рублевская «Троица», «Страсти» И. С. Баха и «Реквием» Моцарта. Музыка этого композитора  духовно насыщенная, необычайно величественная, красочная, нежная и мечтательная. Сергей Васильевич, как человек русский и православный в своем мировоззрении, развенчал набивший оскомину стереотип русской души, как бесшабашно веселой, разухабистой и недеятельной, непрестанно мечущейся между пьянством, тоской и буйством. Он показал истинные черты русского человека: верность, стойкость, милосердность, возвышенность, поэтичность. И сам служил живым тому примером. «Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце»,  говорил музыкант.

Человеком он был очень скромным. Рассказывают, что по прибытии Рахманинова в Америку, один из журналистов задал ему вопрос: почему музыкант так скромно одевается. Ответ был прост: «Меня здесь мало кто знает». Прошло время, пришла бешеная популярность, и опять тот же журналист задает все тот же вопрос. «А зачем,  ответил Сергей Васильевич,  меня и так все знают».

Рахманинов собрал в своём творчестве всё лучшее из петербургской и московской композиторских школ, гармонично объединил традиции русского и европейского искусства, создав при этом свой оригинальный стиль, оказавший огромное влияние на мировую музыку ХХ века.

Концерт, посвященный открытию Общества Рахманинова в Калининграде, провела Наталья Анисимова. Начало ему положило выступление женской группы хора дирижерско-хорового отделения музыкального колледжа им. С. В. Рахманинова под управлением Заслуженного работника культуры России Инги Швец. Девушки исполнили рахманиновское «Славься!» на стихи Некрасова и свиридовскую «Отчалившую Русь» на стихи Есенина. Теплое, чистое и проникновенное пение, с выразительной фразировкой и свободно льющимся вокалом волновало душу, и по достоинству было оценено слушателями.

Их сменил на сцене саксофонист Ваге Ттуян – лауреат областного конкурса исполнителей на духовых инструментах. Он исполнил «Вокализ» Рахманинова, написанный для А. В. Неждановой. Это, пожалуй, самое известное произведение Рахманинова. И что интересно, оно чаще звучит не в вокальном варианте, а во всевозможных переложениях для оркестров различных составов и едва ли не для всех инструментов, поскольку предоставляет музыкантам исключительную возможность продемонстрировать красоту звучания своего инструмента и мастерство кантилены на нем. Это была музыка задумчиво льющаяся, прозрачная, прохладная, как родниковая вода.

Этюд-картину ре мажор, входящий в цикл ор.39 (1917 года), написанный перед отъездом из России и наступлением длительного периода творческого молчания, исполнила лауреат 15 международных конкурсов, студентка 4 курса колледжа им. Рахманинова Елизавета Назарук. Произведение, по словам композитора, «напоминающее восточный марш». Сочинение позволило продемонстрировать виртуозную технику пианистки.

Нежная мелодия Романса, прозвучавшая в исполнении скрипки и фортепиано, была настолько выразительна, что все те переживания, которые хотел в ней высказать композитор, не нуждались в словах. Наталья Курьянович (директор ДМШ им. Глиэра) и Ирина Тарновская (заслуженный работник культуры РФ), представившие это произведение, были заслуженно награждены аплодисментами и криками «браво».

Настоящим подарком для слушателей стало выступление лауреата Международного конкурса Bella Voce, студента Московской консерватории им. Чайковского Тимофея Павленко (бас). Он исполнил три романса и арию Старика из оперы «Алеко». Голос большой глубины, полноты и яркости звучания, напоминающий баритональный тембр, смог передать все нюансы, заложенные в «В молчанье ночи тайной», «У врат обители святой», «Я не пророк» и в арии, доставив настоящее удовольствие слушателям. 
Завершался вечер Второй сонатой для фортепиано b-moll, которую исполнила замечательная калининградская пианистка Анна Ушакова, которая является председателем вновь созданного общества. Есть такая музыка и такие исполнители, которые, когда находят друг друга, совершают настоящее чудо: исчезает зал, останавливается время, и вокруг тебя ничего нет, кроме музыки, обволакивающей, уносящей в дали небесные, дающей пережить гамму разнообразных чувств. Все это испытываешь, когда слушаешь Ушакову. И публика наградила артистку бурными аплодисментами в конце выступления.

На этой радостной ноте завершился праздничный концерт, а в фойе концертного зала можно было, заполнив анкету, вступить в общество почитателей таланта Рахманинова. Очень хочется верить, что проект ожидает светлое будущее, и в нем может принять участие каждый из нас. 

  c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_obshchestvo-rakhmaninova-otkryto_2.jpg   c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_obshchestvo-rakhmaninova-otkryto_3.jpg   c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_obshchestvo-rakhmaninova-otkryto_4.jpg   c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_obshchestvo-rakhmaninova-otkryto_5.jpg

 

См. также:
Калининградская областная филармония им. Светланова

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.