6 апреля в Калининградской филармонии прошел авторский вечер Народного артиста России, композитора и педагога Вадима Давидовича Бибергана.
Калининградская филармония продолжает радовать своих поклонников - не прошло и недели, как здесь состоялся прекрасный концерт по случаю открытия в городе Рахманинского общества, и вот новый подарок - творческий вечер Заслуженного деятеля искусств России, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга, профессора Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Вадима Бибергана.
Имя этого композитора известно и уважаемо в музыкальной среде. Его разносторонний талант проявился в различных музыкальных жанрах – от классического до эстрадного. Вадим Давидович сочинил музыку более чем к 75 фильмам – художественным, документальным и научно-популярным, мультфильмам и сериалам («В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Тема», «Васса», «Мать», «Романовы. Венценосная семья», «Танк «Клим Ворошилов», «Красная стрела», «Орех Кракатук», «Русские потешки», мюзикл «Подающие надежду» и др.), мелодии к 30 спектаклям, идущим на лучших сценах страны (Театр им. Станиславского, МХАТ, БДТ, Ленком, Санкт-Петербургский и Екатеринбургский театры драмы, Театр кукол и др.). В 1999 году Биберган для Большого театра восстановил музыку и инструментовку к балету Дмитрия Шостаковича «Балда», причем значительная часть была восстановлена по авторским черновикам. За фортепианные сочинения он был удостоен Гран-при и 2-й премии на международном композиторском конкурсе в Японии и Главного приза «Золотой медведь» XXXVII одноименного международного кинофестиваля в Берлине. К наиболее исполняемым инструментальным сочинениям Бибергана можно отнести Арию до-минор для фортепиано с оркестром народных инструментов, а также Польку "Нора" - посвящение Норе Новик - для двух фортепиано в 8 рук, цикл для фортепиано в 4 руки "Далекое-близкое" и фортепианное трио на стихи Мусы Джалиля из «Моабитской тетради» с участием чтеца. Сочинения композитора исполняются многими известными музыкантами России, Германии, США. Англии, Италии, Японии, Бразилии и других стран.
Вадим Давидович много публикуется. Его статьи охватывают большой круг вопросов. Например, «Заметки о некоторых современных тенденциях в развитии группы ударных инструментов», «Традиции народного музицирования в самодеятельном оркестре русских народных инструментов», «Музыкальный мир Георгия Свиридова», «Венценосная семья в интерьере узилища», «Память сердца» и другие.
Не обойден им и песенный жанр, который интересен музыканту из-за возможности работы над интонацией, текстом песни, над схватыванием образности. Более ста песен исполнили известные певцы – Г. Вишневская, И. Кобзон, В. Толкунова, Э.Хиль, Н. Бржевская, Е. Камбурова. Песни и романсы на слова А. Блока и А. Ахматовой вы могли слышать в фильмах и спектаклях. Интересная музыка звучит в спектакле «Тойбеле и её демоны» в постановке МХАТа им. А.П.Чехова. В неё включены отрывки для солирующих народных инструментов. И это не случайно. Критики и музыканты отмечают особый интерес, тонкое мастерство и демократичность стиля Бибергана в произведениях для народных инструментов. Его музыка постоянно звучит в программах ведущих народных оркестров страны – имени Осипова, Андреева, оркестра телевидения и радио. Особо удачными считаются: Концерт для гуслей звончатых с оркестром русских народных инструментов, «Кадриль» для ансамбля народных инструментов, «Веселый Торжок» - маленький концерт для оркестра русских народных инструментов, «Праздничные звоны» - концертная пьеса для ансамбля гуслей звончатых и оркестра русских народных инструментов.
На авторском вечере можно было убедиться в правильности этих мнений. Открывался он вальсом «Посвящение В. В. Андрееву», первому создателю оркестра русских народных инструментов. И исполнялся он так называемым «андреевским составом», т.е. звучали только струнные инструменты с гуслями, без баянов и духовых, с минимумом ударных. Проникновенно нежная, словно тонкое кружево, мелодия полилась в зал и настроила слушателей на встречу с прекрасной музыкой и чудесными исполнителями. Их ожидания оправдались.
Следующим номером программы стало первое исполнение Калининградским оркестром русских народных инструментов сюиты «Маленький лорд» - зарисовки к повести английской писательницы Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой». Вадим Давидович написал музыку к фильму «Радости и печали маленького лорда», и уже на её основе родилась сюита для симфонического оркестра, переложенная позже для народников. Коллектив, руководимый Андреем Степаненко, нашел особый, мягкий и теплый характер звучания инструментов для этого произведения. В музыке четко прослеживалась вся печальная история маленького мальчика, тянущегося к добру и справедливости, для которого важны такие понятия, как любовь, сострадание ближнему и желание помочь. Исполнение было столь хорошо, что Вадим Давидович аплодировал оркестру стоя. Три пьесы из сюиты «Мелодии народов мира» продолжили тему красоты окружающего мира. Переработка грузинской народной песни «Чонгури» рисовала картины горного селения, легкого течения хрустальной воды, грациозной фигурки девушки, плавно кружащейся в танце. Всё это спокойствие и размеренность резко изменились с вышедшим на сцену детским ансамблем «Маримба» ДМШ им. Глиэра. Пять девчушек с такой энергией, непосредственностью, жизнерадостностью исполнили «Чукотский танец», что невольно вовлекли в действие весь зрительный зал. Шквал аплодисментов и крики "браво" стали наградой юным музыкантам, игравшим на ударных инструментах. Их сменил любимый горожанами Николай Горлов, который исполнил, как всегда безупречно и проникновенно, две песни из цикла «Песни мужества» для баса, смешанного хора и оркестра. Первым прозвучал «Вальс-баллада», его сменил «Салют Победы». Мы привыкли к бравурной, маршевой музыке, свойственной произведениям, посвященным Победе. Но эта песня была очень лиричной, трогающей за душу, и в тоже время очень мужественной. Там есть в припеве такие слова: «Когда звучит он, салют Победы, сердца и плачут, и поют». Мастерство пианиста композитор продемонстрировал при исполнении двух своих произведений. Старинный вальс из кинофильма «Васса», полный меланхолической грусти, томности романсовых интонаций, необыкновенно красиво прозвучал в дуэте со струнной группой оркестра, гибко владеющей разными оттенками piano. Был прекрасен и парафраз на песню «Любимая мелодия» Игоря Цветкова (из телефильма «Приключение четырех друзей»), появившийся в память ушедшего из жизни композитора, которого все без исключения помнят по песне «Золушка».
Вадим Давидович аккомпанировал и вышедшей на сцену солистке Музыкального театра Светлане Кручининой. Она исполнила два романса. Один на стихи Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть» из одноименного фильма, и «Не говори мне о разлуке» из кинофильма «Дым». Чарующее меццо-сопрано певицы очень точно передавало неповторимую музыкальную интонацию, присущую романсам Бибергана, - сердечность, теплоту, искренность, романтическую взволнованность. Их красота и обаяние надолго остаются в памяти. Как и блоковские строки «Запевающий сон, зацветающий цвет, исчезающий день, погасающий свет», исполненные вокальным ансамблем «Созвучие», состоящем из юных дарований школы им. Шостаковича. Глядя на этих девочек, невольно вспоминаешь русских царевен Романовых, которым не довелось повзрослеть, ставших символом бессмысленной вражды и ненависти. Этот романс был написан к фильму «Романовы. Венценосная семья». Но зал не долго грустил. Яркое, фееричное исполнение оркестром русских народных инструментов «Русских потешек» вызвало у слушателей улыбки и массу положительных эмоций, выплеснувшихся в бурю аплодисментов.
В своё время начинающий композитор В. Биберган был «нещадно бит» своими коллегами за сочинение, которое выбивалось из устоявшегося ряда исполняемых народных произведений. Спросите, за что? «За издевательство над русской музыкой» - так некоторые коллеги восприняли «Потешки». Изначально написанная к мультфильму «Русские потешки», мелодия никого не раздражала и не вызывала неприятия. Когда же появилась концертная сюита «Русские потешки», появился и негатив, о котором композитор не забыл до сих пор. В чем же заключалось «издевательство»? В введении в состав инструментов стиральной доски, пилы, ложек, бересты и проговаривания оркестрантами "че-ба-ту-ха, че-ба-ту-ха, че-ба-ту-ха, че-ба-та". Судя по положительным эмоциям публики, сидевшей в зале, это новаторство никого не ошарашило и было принято на «ура». Слушатели и композитор долго аплодировали Степаненко и оркестрантам.
Мы уже отмечали жанровое разнообразие произведений композитора Бибергана. Теперь необходимо сказать и о его музыке для детей и юношества. На концерте это направление было представлено кантатой «Красный кораблик» для детского хора и оркестра на слова А. Пудваля, Н. Голя, А. Дольского Н. Огарева. Хор ДМШ им. Шостаковича «Камертон» и оркестр представили слушателям светлый мир детства, в котором есть место и веселой беззаботной игре, и серьезным раздумьям. Были исполнены «Родина» и «Красный кораблик». «Красный кораблик» сопровождался на протяжении всего исполнения дружными аплодисментами. В заключение встречи была исполнена «Ария» для фортепиано и народного оркестра. Изначально такой состав вызывал у критиков много возражений. Говорилось, что рояль - академический инструмент, что трагические ноты не присущи музыке для народного оркестра. Но время расставило всё по своим местам. На протяжении долгого времени это произведение исполняется многими коллективами, и его эмоциональная составляющая очень велика. Не даром ленинградские блокадники считают «Арию» своим неофициальным гимном. Для разных исполнений Биберганом были дописаны партии хора и органа. Причем в Швеции, например, «Арию» записали на мощном современном оборудовании, на синтезаторе, позволяющем имитировать хор, оркестр. У нас она прозвучала в исполнении Вадима Давидовича, оркестра и детского хора. Чистые детские голоса и высокопрофессиональная игра оркестра, в очередной раз продемонстрировавшего сбалансированное звучание и великолепное владение инструментами, подвели итог вечера. Заключительные аккорды «Арии» оставили в душе тихую печаль и надежду на будущее, радость от встречи с таким замечательным человеком и музыкантом, как Вадим Давидович Биберган.
Н. Гора