c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_pyat-vekov-avramenko.jpg3 мая в Кафедральном соборе прошел концерт «Пять веков органной миниатюры». Подготовил его лауреат многочисленных конкурсов Евгений Авраменко.

Мартин Лютер как-то сказал, что «следом за Словом Божьим, благородная музыка является высочайшим сокровищем на земле». По своей наполненности концерт Евгения Авраменко действительно был настоящим сокровищем и прекрасным подарком для вдумчивой публики, предпочитающей неторопливое времяпровождение в компании с удивительной музыкой великих композиторов прошлого. 

Евгений Авраменко в своё время окончил Московскую государственную консерваторию по классу органа и фортепиано. Игрой на фортепиано начал заниматься с шестилетнего возраста, на органе - с 13 лет, в классе А.М.Шмитова. И уже в 13 лет получил звание лауреата на Московском юношеском конкурсе ансамблей.
Годы 2003, 2009, 2012-й стали для него знаменательными и принесли награды на конкурсах. Также молодой музыкант принимал участие во всевозможных фестивалях и мастер-классах как у нас в стране, так и за рубежом.
В 2009 году он получил премию Кафедрального собора на проходившем тогда VI Международном органном конкурсе имени М.Таривердиева.

С 2005 по 2008 год Авраменко работал в Дамаске (Сирия) в церкви Святого Антония и до 2012 года преподавал в находящемся в Дамаске Высшем институте музыки игру на органе, клавесине и фортепиано. За семь лет работы в Сирии музыкант дал множество концертов. И везде, как сообщалось в СМИ, органиста принимали восторженно. Подтверждением тому - специальная награда, полученная Авраменко «За вклад в развитие культуры и искусства Сирийской Арабской Республики». 
Евгений Авраменко - член Ассоциации органистов и органных мастеров Международного союза музыкальных деятелей России. Автор проектов «Органные презентации», «Органные Ассамблеи в Риге», «Калининград – органная столица России» и других. 

Проект «Калининград – органная столица России» позволил записать и издать на диске семь духовых органов, находящихся в нашей области: филармонии, двух - Кафедрального собора, светлогорского концертного зала «Макаров», католического прихода Святого Семейства, лютеранской церкви, что на проспекте Мира, и музыкальной школы им. Глиэра. Для каждого инструмента были выбраны самые выигрышные и интересные произведения, которые исполнили Хироко Иноуэ, Жан-Пьер Стайверс, Артем Хачатуров и, конечно, Евгений Авраменко. Диск получился уникальный. В него вошли: «Andante Religioso» Кшиштофа Вилькуса, которое никогда не записывалось и звучало всего несколько раз только в Польше в авторском исполнении, концерт Иоганна Фридриха Фиша – современника Баха, великолепного композитора и мелодиста, чьи произведения в большей части считаются утраченными, его тоже в России никто не играл, Вариации на темы «Свитый Боже» М. Суржиньского (в России не исполнялись ни разу, хотя в Польше имеет громадный успех), си-минорная сюита И.С. Баха со знаменитой арией, в переложении для органа Хироко Иноуэ, Вариации А. Фрайера на тему гимна «Боже, царя храни», «Вестминстерские колокола» и др. Исполнение виртуозное, соответствует названию проекта - «Калининград – органная столица России». 

Евгений Авраменко записал шесть альбомов с сольными и ансамблевыми выступлениями. В настоящее время концертная деятельность музыканта успешно сочетается с преподавательской — он ведёт класс органа в Калининградском колледже им. Рахманинова.

Но вернемся к концерту. Его программа была составлена так, чтобы слушатель мог познакомиться с миниатюрами известных и малоизвестных композиторов разных эпох и разных стран. Получился причудливый венок из музыки барокко, романтизма и ХХI столетия, в котором узнаваемые шедевры Иоганна Себастьяна Баха перекликались с органной музыкой других композиторов. Первыми в венок вплелись четыре миниатюры:

- Себастьяна Алигеры де Хередия, испанского музыканта и композитора, первого органиста собора в Уэске и маэстро de música в Соборе Ла Сео в Сарагосе. Его считают ключевой фигурой Школы Aragonese музыки. До наших дней сохранилось всего 18 клавишных работ;

- Хенрика Изака – фламандского композитора, служившего при дворе Лоренцо Медичи, императора Максимилиана Первого, оказавшего большое влияние на немецких композиторов, ставшего основоположником первой профессиональной немецкой многоголосой композиторской школы;

- Уильяма Хайна - органиста и композитора, родившегося в городе Брайтвел, Оксфордшир. Начинал Хайн певчим в колледже Магдалены в Оксфорде. Переехав в Лондон, изучал музыку под руководством Иеремии Кларка (самое известное произведение Кларка "Марш принца датского", оно очень популярно в Англии как свадебное, в частности для королевских персон), исполнительский стиль которого и имитировал. Был органистом в соборе Глостер. Декан собора показывал свое признание Хайну тем, что добровольно увеличивал его годовое жалование на 20 фунтов;

- Вильгельма Иеронима Пахельбеля – церковного органиста, композитора, пошедшего по стопам своего отца Иоганна Пахельбеля - одного из крупнейших композиторов 17 века.(Органные и клавирные произведения отца отличаются высокой полифонической техникой и являются примером к подражанию. В частности, юношеские сочинения И.С. Баха написаны в фугированной манере Пахельбеля). В концерте же прозвучала токката соль мажор Вильгельма Иеронима.

От музыки XV века с её бесхитростностью и привлекательной свежестью (а токкаты того времени несли в себе торжество молодого инструментализма и простор для мастера-импровизатора за органом) слушатели плавно переместились в век XVIII - под руководством опытного «капитана музыкального корабля» Елены Станиславовны Романовой, которая помогала проникнуть в эпоху написания того или иного произведения. 
И вот новая встреча, новые открытия, новые миниатюры для нашего венка.
Владимир Янке в книге "Дыханье музыки" написал: 

Есть в сонатах безумца Скарлатти
Взмах крыла – словно ангельский след.
Если в музыке нет благодати –
Нет Скарлатти. И музыки нет.

Неаполитанец Джузеппе Доменико Скарлатти родился в тот же год, что и Бах, и Гендель. Его талант высоко оценили не только в родном городе, но и во Флоренции, и в Венеции. В 1709 году он отправился покорять Рим, где его ждали всеобщее признание и служба у высокопоставленных лиц. В частности, в капелле Джулиа в Ватикане и Соборе Святого Петра. По мнению музыковедов, роль Скарлатти особенно велика в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании её формы. Они (сонаты) представляли собой удивительный образец музыкальных миниатюр, которых за время жизни композитора создал более 600. Его Соната соль мажор, прозвучавшая во время концерта 3 мая, как и многие другие, наполнена прекрасными картинами народной жизни, не менее реалистичными, чем в живописи Караваджо или Каналетто.

Чуть выше говорилось о влиянии Пахельбеля-отца на творчество И.С. Баха. Прекрасным тому подтверждением считают хоральную прелюдию «Приди, язычников спаситель», полную возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных лирических образов. Нежная, печальная музыка тихо ложилась на сердце, переполняя его надеждой на лучшее.
А следующей была легкая, как пух, образная пьеса под названием «Кукушка», написанная французским виртуозом и блестящим импровизатором Луи Клодтом Дакеном. Произведения этого автора созданы, главным образом, в стиле рококо, они обладают жанровой изобразительностью и лирическим психологизмом классиков 18 века.
Также прозвучала музыка и других замечательных композиторов, чья деятельность достойна самого подробного повествования:

- пришедшего в конце жизненного пути к органной музыке Иоганнеса Брамса, создававшего музыкальные полотна, на которых отображался быт старинной Германии, с размеренным укладом жизни её маленьких городков и церковным звоном колоколов;
- баскского композитора Хесусе Гуриди (о его органном «Триптихе для доброго пастыря» и прекрасной «Пасторали»); 
- Сэмюэля Барбера (о его хоральной прелюдии «Тихая ночь»).

Рассказывая о концерте, можно было бы обратить внимание на бравурную, яркую, виртуозную пьесу Рихарда Эйленберга «Катание на санях по Санкт-Петербургу», исполняемую обычно пианистами, и «Медитацию» Олега Янченко, зажигательные «Тарантеллу» Дмитрия Дианова и «Rondo alla latino for Organ» Ханса Андре Штамма, на весёлую пьесу Андреса Вильшера «Мой Бетховен», где в ритме рэгтайма звучат самые знаменитые мелодии, написанные великим композитором, и «In springtime» американца Ральфа Киндера. И, конечно, можно было бы вспомнить о сэре Джордже Томасе Тальбен-Болле - органисте и композиторе, родом из Австралии, большую часть своей жизни прожившем в Великобритании.Тальбен-Болл известен широкому кругу слушателей благодаря нескольким гимнам и органным произведениям. Например, из-за медитативной «Элегии для органа», прозвучавшей, в частности, на похоронах Дианы, принцессы Уэльской. Евгений Авраменко познакомил пришедших с переложением Тальбен-Болла Каприса № 24 Никколо Паганини для педали соло. Орган, по словам Серова, - океан гармонии, могучий и величественный, даже в спокойствии своём, единственный из музыкальных инструментов обладающий уникальным педальным механизмом, для которого создан сольный репертуар. Все его возможности, мощь и красоту Авраменко продемонстрировал публике, которая наградила исполнителя восторженными аплодисментами.

Прошедший концерт ещё раз показал, что Евгений Авраменко постоянно ищет новые произведения, ранее не известные широкой публике, и исполнительские решения, которые возможны только при виртуозном, ничем не стесненном владении искусством игры на органе, позволяющим полностью раскрыться его импровизационному дару. А главными в исполнительском мастерстве маэстро являются его ярко индивидуальный стиль, особая жизненная энергия в стройной архитектонической огранке, свободное владение стилями разных эпох, артистизм. Все это находит отклик у самой взыскательной публики.
Органист вдохновенно и с полной самоотдачей исполнил продуманную им до мельчайших нюансов программу, создал магическую звуковую интерпретацию, установив полный духовный контакт с публикой. Оставалось только сожалеть, что время пролетело так быстро и встреча с прекрасным подошла к концу. Но осталась надежда на новую скорую встречу.

Н. Гора

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика