21 мая в рамках фестиваля "Музыкальная Ганза" в Кафедральном соборе состоялся концерт с участием легендарного скрипача Виктора Третьякова.
Концерт был посвящен творчеству Иоганнеса Брамса и получил название "Брамсиада".
Музыка великого немецкого композитора и пианиста благородна, исполнена глубокой мысли, драматизма, мощи, ясности, строгости и чистоты. Недаром Борис Пастернак в одном из стихотворений написал: "Мне Брамса сыграют – я вздрогну, я сдамся!".
Иоганнес Брамс родился в семье контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра и в детские годы получил от отца первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. Позже его увлекла игра на фортепиано. В 10 лет он впервые принял участие в камерном ансамбле, а в 15 дал сольный концерт. Иоганнес с юных лет помогал отцу содержать семью, и для этого играл на фортепиано в портовых кабачках, делал аранжировки для издательства Кранца, работал пианистом в оперном театре, много гастролировал. В частности, из исполнявшихся в концертах народных напевов родились позже его знаменитые "Венгерские танцы". Знакомство с Шуманом, который восхищался первыми изданными сочинениями Брамса (3 сонаты, скерцо для фортепиано, песни) и "высокогениальной" игрой на фортепиано, определило всю последующую жизнь 20-летнего композитора. Он был весьма плодовит. Например, в период 1878 по 1893 год он написал четыре симфонии, скрипичный концерт, Второй фортепианный концерт, более 200 песен, сделал свыше 100 обработок народных песен. В последние годы жизни из-под его руки выходят "Четыре строгих напева" на слова Священного писания и одиннадцать хоральных прелюдий для органа, замыкающая цикл прелюдия носила название "Я мир покинуть должен". (Умер в апреле 1897 года).
Любопытный факт. Второй страстью после музыки с раннего возраста у Брамса было чтение. Оно было для него и отдыхом, и потребностью, и развлечением. Он постоянно рекомендовал своим ученикам как можно больше читать, так как считал, что для хорошего исполнителя важна не только техника, но и живой ум, а также развитое воображение. Ученики же ссылались на нехватку времени. В ответ композитор поведал историю о том, как, будучи ребенком, вынужден был зарабатывать на жизнь игрой "всякой ерунды в матросских кабаках Гамбурга". Это занятие не приносило ему радости до тех пор, "пока не догадался поставить на пюпитр вместо нот книгу! Правда, порой, зачитавшись, я и не замечал, как вместо танцев принимался играть сонату Бетховена... Но, честно говоря, пьяным матросам было все равно, они плясали и под Бетховена. Так что и они, и я проводили вечера во взаимном удовольствии".
Не меньшее удовольствие получили калининградцы, пришедшие на концерт. Открыл его Артем Хачатуров исполнением Хоральной прелюдии и фуги "О печаль, о скорбь", и прелюдии и фуги для органа соль минор. Прелюдии для органа на темы протестантских хоралов в полной мере можно считать завещанием композитора, написанным на склоне лет. Его сокровенная идея состояла в том, что утешение в печалях надо искать в жизни земной, а всех страждущих любить и поддерживать тогда, когда они в этом нуждаются, не рассчитывая на жизнь потустороннюю, в которую Брамс не верил.
"О печаль, о скорбь" считается одним из центральных заупокойных гимнов в христианском богослужении. Она полна нежности, неземной красоты и тепла, идущих от сердца к сердцу, успокаивающих скорбящих и придающих сил страждущим. В ней тихая задумчивая грусть, навеянная воспоминаниями.
На смену прощальному, сумеречно-закатному настроению первого музыкального произведения приходит новое, наполненное желанием жить вопреки всему - второго. Здесь есть всё: и страх, и смятение, и гнев, и протест, и робкая надежда, и торжество жизни. Так и слышится - "здесь и сейчас", на земле, а не в облаках. Эта тема проходит через всю прелюдию, только показывается в разных контрапунктичных соединениях, тональностях, раскрываясь с разных сторон, демонстрируя все новые свои грани.
Соната для виолончели и фортепиано ми минор прозвучала в исполнении "Beethoven Duo". Считается, что виолончельные сонаты Брамса принадлежат к самым искренним страницам камерно-инструментальной музыки, и дуэт это подтвердил. Музыка лилась, обволакивала, нежила и тормошила, проникала в самые глубины сердца. Она парила и в тоже время была очень земной. Виолончель, как прекрасный, волнующий голос, вела за собой, звуки рояля вторили ей и уносили слушателей далеко за пределы зала. Элегическая задушевность и невероятная мощь соседствовали друг с другом, недаром в годы создания сочинения Брамс называл себя "юным Крайслером". Яркое выступление дуэта подтвердило как-то сказанные Марчелло Аббадо (крестным отцом коллектива) слова: "Beethoven Duo" создаёт некую магическую атмосферу, чьё внутреннее излучение передаётся всем".
"Beethoven Duo" - один из наиболее замечательных и успешных современных дуэтов виолончели и фортепиано. Алина Кабанова и Федор Елесин, выпускники московской и петербургской консерваторий, закончили аспирантуру Высшей школы музыки в Гамбурге. Первые шаги на стезе камерно-музыкального мастерства сделали в Международной Королевской Академии камерной музыки в Мадриде. Ансамбль, названный в честь Бетховена, чьи виолончельные сонаты вошли в основу этого музыкального жанра, появился под руководством маэстро Марчелло Аббадо в Гамбурге. В последние годы коллектив был отмечен 24 премиями на различных международных конкурсах. Кабановой и Елесину рукоплескала публика Москвы, Мадрида, Парижа, Берлина, Мюнхена, Нового Света. Огромный репертуар молодых музыкантов включает в себя не только классику, но и современную музыку. Отдельное место в их творчестве занимают обработки произведений великих мастеров прошлого. Большим успехом у публики пользуется их аранжировка «Времен года» Чайковского для виолончели и фортепиано.
Во втором отделении на сцену вышли Народный артист СССР Виктор Третьяков и его молодые друзья: Алина Кабанова, Федор Елесин, Наталья Любимова, Наталья Лихопой. Они сыграли ранее не исполнявшееся в Калининграде произведение Брамса – фортепианный квинтет фа минор.
Если обратиться к истории музыки и вспомнить имена величайших поэтов скрипки, начиная от Арканджело Корелли и Никколо Паганини до Фрица Крейслера и Леопольда Ауэра, то имя Виктора Третьякова прочно займет своё место в этом великолепном ряду. Да и могло ли быть иначе, если даже во времена ученичества на его технические зачеты собирался полный зал, а один из членов комиссии как-то произнес, что такое исполнение гамм возможно только раз в столетие. Мастерство маэстро доведено до высшей степени совершенства. До такой легкости, что захватывает дух, что каждый пассаж кажется естественным, как дыхание. Каждый звук, рождаемый содружеством музыканта и скрипки, отличается редкостной красотой, особенной вибрацией, неповторимым тембром. Это бывает возможно только при условии родства души исполнителя с его инструментом. А в этом году будет 45 лет, как длится дружба маэстро с произведением искусства великого Никколо Гальяно, ученика Страдивари.
Наталья Лихопой - яркая представительница русской скрипичной школы, ученица В.В. Третьякова, лауреат международных конкурсов, когда-то - первая скрипка струнного квартета им. Глазунова, в настоящее время - профессор Боннской школы музыки.
Наталья Любимова по окончании адлерской ДМШ, в 12 лет стала ученицей Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Работала в Государственном академическом симфоническом оркестре имени Е. Светланова. Лауреат множества музыкальных конкурсов. В настоящее время живет и работает в Гамбурге.
Фортепианный квинтет фа минор – одно из наиболее сильных и значимых произведений Брамса. В. Стасов называл этот опус "истинно гениальным", отметив "трагичность и нервную силу" первой части и "несравненную мощь, колоссальность" скерцо. Все четыре части наполнены такой силой чувств, таким накалом страсти, отчаяния, сожаления об утраченном, благодарностью к тому, что было, надеждой на будущее, что не могут не вызвать яркого эмоционального отклика слушателей - ведь эта музыка рождает бездну мыслей и чувств. Поэтому не удивительно, что феерично исполненный финал вызвал бурю аплодисментов. Зал рукоплескал стоя, он откликнулся и оценил талант и мастерство исполнителей, которые пожелали поделиться величайшим даром – музыкой на все времена.
Н. Гора