29.01.17 в филармонии состоялся вечер памяти Гарри Яковлевича Гродберга. Именно вечер памяти, а не скучный официоз, которыми полна наша жизнь.
В концертном зале Калининградской областной филармонии собрались люди, в жизни которых Гарри Яковлевич оставил след. Не все были лично знакомы с известным органистом, но это и не обязательно - в 1982 году город, а значит все калининградцы, получили от него замечательный подарок – первый в нашей области орган. Но Гродберг не только подарил инструмент, он давал на нем концерты, считая это своей миссией – «служить великому искусству, потому что музыка возвышает людей, делает их лучше, чище, духовнее». Он создал праздник, благодаря которому Калининградский край стал известен теперь, как органная столица России. Имя этому празднику – фестиваль «Бахослужение».
Выступавшие на вечере памяти гости, а их было немало, вспоминали Гарри Яковлевича не только как талантливого, всемирно известного музыканта, но и просто хорошего, отзывчивого, доброго человека.
Директор филармонии Виктор Бобков с большой теплотой отозвался о Гарри Яковлевиче, вспомнив, как тот переживал за работу филармонии, радовался её победам и удачам. Он высказал надежду, что в скором времени в Калининграде появится мемориальная доска, посвященная памяти великого органиста.
Генеральный консул РФ в Клайпеде Александр Грачёв и мэр Неринги Дарюс Ясайтис отметили немаловажную роль органиста в строительстве культурного моста между Россией и Литвой. Общественный деятель, писатель, драматург, олимпийский чемпион и поэт Арвидас Юозайтис раскрыл несколько секретов из жизни Гарри Яковлевича, рассказав о том, что появился будущий известный органист на свет в Ниде, куда его родители приехали отдохнуть на выходные.
Что только в России он смог получить достойное образование по классу органа и развить свои способности, т.к. в Вильнюсе была большая конкуренция, и коллеги просто не дали бы пробиться молодому таланту. Только поэтому Гродберг не стал великим литовским органистом, а стал Народным артистом России и замечательным представителем русской органной школы.
Настоятель Клайпедовского монастыря святого Франциска Ассирийского, действующего при онкоцентре, рассказал, что был дружен с музыкантом 7 лет и эти годы он мог бы назвать «От Бахослужения – к Богослужению». Брат Бенедиктас назвал Гарри Яковлевича легендой, с которой «мы будем много, много лет жить. Человеком-легендой, вошедшим в большую историю». Гродберг построил в обители орган, считая это последним делом своей жизни, и успел дать на нём несколько благотворительных концертов.
(Всего же в России при участии Гарри Яковлевича появилось 70 великолепных инструментов. В пятидесятых годах ХХ века в стране было всего лишь 7 органов и три из них - в Москве. В 1955 году состоялся первый сольный концерт органиста, и сразу же пришла известность. Каждый последующий шел с полным аншлагом. Гродберг принялся забрасывать Министерство культуры СССР письмами, объясняя важность появления органов в городах страны. Его услышали, и в 1959 году первой ласточкой стал орган чешской фирмы Rieger, появившийся в Концертном зале им. Чайковского. В последствии музыкант говорил, что это был самый большой подвиг в его жизни).
Подытожил воспоминания о Гарри Яковлевиче человек, который не пропустил ни одного концерта музыканта в нашем городе, истинный ценитель мастерства органиста, бывший командующий Балтфлотом и губернатор области В. Г. Егоров. Владимир Григорьевич был дружен с четой Гродбергов четверть века. Он считает, что оценить музыканта очень нелегко, т.к. такие таланты рождаются крайне редко. Несмотря на то, что маэстро был пройден сложный и трудный жизненный путь, он всё же оставался оптимистом и очень скромным человеком. Как-то Егоров его спросил: «У вас всё есть, чтобы вы хотели получить в подарок?». И Гродберг попросил тельняшку (в которой в последствии и приезжал к нам в город).
Было бы несправедливо не рассказать о музыкальной составляющей вечера. В программу концерта вошли произведения, которые любил исполнять и слушать выдающийся музыкант. Как всегда, блеснул своим мастерством камерный оркестр филармонии под управлением А. Андреева, исполнив совместно с Марией Гаврилюк и Анаит Мкртчян «Арию» из сюиты си минор И. С. Баха, «Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта, «Аве Марию» Дж. Каччини и «Адажио» Т. Альбинони.
Их сменила виртуозная пианистка, лауреат международного конкурса Анна Ушакова, исполнившая «Танго-прощание» - «Адьиос, Нанино» А. Пьяццоллы. Анна увлекает своей игрой. Она чародейка и повелительница черных и белых клавиш, заставляющая забыть о времени и месте.
Таким же виртуозным было и следующее выступление – Мария Гаврилюк и директор клайпедского Музыкального театра Йонас Сакалаускас исполнили «Аве Марию» Франца Шуберта. Прекрасный баритон нашего гостя оставил неизгладимое впечатление. Позже, уже с Анной Ушаковой, он исполнил ещё два произведения, одно из которых - «Письмо к Станиславскому» Сергея Рахманинова.
Никого не оставило равнодушным исполнение Анаит Мкртчян Пятой Бахианы Эйтора Вилла-Лобоса. Мягкое, лёгкое сопрано певицы смогло передать все нюансы этого великолепного произведения. Композитор умел не только мечтать, но и воплощать свои мечты в жизнь. Его музыка говорит с нами задушевно и искренне, и поэтому каждый в ней слышит то, что хочет услышать его сердце.
Закрывала вечер Мария Гаврилюк «Токкатой и фугой ре минор» И.С. Баха. Всё в её игре говорило о высоком исполнительском мастерстве, ярком индивидуальном стиле.
Прекрасный воскресный концерт и не мог быть другим, поскольку предназначался памяти человека, о котором Юрий Симонов, народный артист СССР сказал так: «Человек эрудированный, знающий. И главное, он – теплый человек. Он не просто работает на себя, он работает на профессию, на страну в которой он живет».
Н. Гора