Программу "В каждой музыке Бах" представил 11 марта теперь уже штатный органист Кафедрального собора Мансур Юсупов.
Полуторачасовой концерт состоял из произведений Иоганна Себастьяна Баха, Сезара Франка, Феликса Мендельсона и Макса Регера. Эпиграфом к нему Мансур выбрал строки из стихотворения Иосифа Бродского: «В каждой музыке Бах. В каждом из нас Бог». Это оправдано хотя бы тем, что и Франк, и Мендельсон, и Регер не отрицали большого влияния Баха на их творчество. Все они тяготели к полифонии и старинным инструментальным формам. Да и органная культура Запада носит определенный мистико-религиозный отпечаток, поскольку звучит она, преимущественно, не в концертных залах, а в соборах, где, как правило, находятся лучшие музыкальные инструменты.
Органист, композитор Ганс Бухнер писал в своё время: "Кто хочет играть правильно, подвижно и с известным воодушевлением, должен следить за тремя вещами: аппликатурой, соответствием клавиш звукам и основательным знанием длительностей". Это несколько упрощённое мнение вполне применимо к исполнительскому мастерству нашего нового титульного органиста – ему всё это подвластно. Сюда ещё необходимо добавить глубокое понимание исполняемого материала и, если хотите, душу. Ведь только тогда состоится шедевр, когда в единое целое сольются орган, органист и органная музыка. Этим вечером такое чудо состоялось.
Юсупов выбрал для программы самые интересные произведения И.С. Баха. Открывали концерт «Токката, адажио и фуга До мажор» (BWV 564). Трёхчастный цикл с виртуозно исполненной токкатой (великолепным solo педали) сменила музыка Франка и Мендельсона, плавно перешедшая в хоральную прелюдию «Идёт язычников спаситель». Именно в хоралах наиболее чётко прослеживается эмоциональная и философская сущность музыки Баха, в которой ярко выражены его человечность и любовь к людям.
Потом зазвучал один из шедевров маэстро - Ре-минорная токката и фуга «Дорийская», обладающие исключительной цельностью композиции. Органисту удались и драматический пафос музыкальных образов токкаты, и приподнято-патетический стиль фуги. После виртуозной бравурности стиля токкаты и фуги хоральная прелюдия «Liebster Jesu, wirsindhier» нежным теплом охватила души присутствующих в зале. На произведениях Иоганна Себастьяна Баха, для которого орган являлся стихией творчества, Юсупов показал, что орган и его стихия, что он владеет сложнейшей мануальной и педальной техникой игры на инструменте, который даже в своём спокойствии велик.
Как уже говорилось, творчество Баха оказало большое влияние на композиторов прошлого, да и настоящего тоже. Произведения трех из них - Сезара Франка, Феликса Мендельсона и Макса Регера органист представил слушателям.
Были исполнены: Прелюдия, фуга и вариация Франка, которые после Токкаты, адажио и фуги До мажор И.С. Баха звучали очень тепло и душевно (особенно начало). Это была приятная и мелодичная музыка, с типичным для Франка методом построения, основанном на сочетании гомофонно-хоральных, вариационных и полифонических принципов.
В сонате №4 Си бемоль мажор Мендельсона (сыгранной сразу же после Хоральной прелюдии Баха) легко прослеживались связи сонаты с хоралом и это технически сложное сочинение было преподнесено слушателю легко, со вкусом, с использованием всех возможностей инструмента, что подтвердили аплодисменты слушателей.
Величайший германский неоклассик, как назвал Регера знаменитый русский критик В. Каратыгин, был представлен фантазией на баховский хорал "Wie schon leucht’ unsder Morgenstern". Произведение изысканное, местами звуки замирали так, как будто у композитора перехватывало дыхание при размышлении о чуде или его созерцании. В нем, как ни в каком другом, ощущалось родство композитора с Бахом. Это был заключительный номер программы. Медленно угас последний звук хорала и зал взорвался аплодисментами. Браво, маэстро!
Концерт начинался со стихотворения Бродского, прочитанного Верой Таривердиевой, а закончить его хотелось отрывком из другого:
- А пронзительный ветер, предвестник зимы,
Дует в двери капеллы Святого Фомы,
И поёт орган, что всему итог –
Это вечный сон, это тлен и прах!
Но не кощунствуй, Бах! – говорит Бог.
– А ты дослушай, Бог! – говорит Бах.-
Ты дослушай….
(Галич «По образу и подобию»)
С нетерпением будем ждать второго концерта Мансура Юсупова, который состоится 2 апреля, чтобы "дослушать" его следующую программу.
Н. Гора