В пятницу, 4 августа в Калининграде открылся ХII Международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2017.
С самого начала он преподнес зрителям ряд приятных сюрпризов. Первый — новенькие пластиковые сидения в партере, пришедшие на замену жестким деревянным лавкам. Второй — обновленная детская зона в шатре слева от сцены, освещенная, достаточно удаленная от звуковых порталов и находящаяся в поле зрения всех зрителей. Третий — отсутствие дождя, за предыдущие годы успевшего стать непременным атрибутом фестиваля. Наконец, четвертый и самый главный сюрприз — участники.
По традиции, фестиваль открывали калининградцы — коллектив «König Brass Orchestra», объединивший барабанщиков «Drums Busters» и джазовый оркестр «Königsberg Brass Band» (уже принимавший участие в «Калининград Сити Джазе» в 2015 году). Эффектный выход музыкантов на сцену через зрительный зал, мощное звучание барабанов и виртуозная игра духовых, яркие, запоминающиеся костюмы, умелое сочетание инструментальных композиций и вокальных номеров в исполнении Алисы Гелисс и Елены Яковлевой — все это быстро наполнило окружающее пространство неповторимой джазовой атмосферой и настроило зал на нужный лад.
Подхватившая музыкальную эстафету израильская группа «Lucille Crew» мгновенно приковала к себе внимание уже разогретой публики и удерживала его до последних секунд и аккордов своего выступления. Необычный голос вокалистки, потрясающая энергетика и великолепная физическая форма музыкантов, безукоризненное мастерство игры, сочетание высокого профессионализма и здорового драйва заставили зрителей спуститься на танцпол и подчинили единому ритму зажигательного хип-хопа (в котором нет-нет, да угадывались едва заметные мотивы «хава-нагилы»).
«Ну что ж, израильтяне всегда умели нас удивить», — сказал генеральный продюсер и ведущий фестиваля Андрей Левченко и был, конечно, прав.
«Для колумбийцев мы — европейцы, для европейцев — колумбийцы». Так охарактеризовали себя и свое творчество хедлайнеры первого дня фестиваля «La Chiva Gantiva». Хотя группа образовалась в Брюсселе, коренной бельгиец в ее составе всего один. Все трое основателей — Рафаэль Эспинель, Наталия Гантива и Фелипе Деккерс — выходцы из Колумбии.
— Мы многонациональный коллектив. Кроме колумбийцев, среди нас есть один чилиец, один вьетнамец и один уроженец Брюсселя. В свое время мы приехали в Брюссель на учебу и коллектив собрали там. Теперь из Брюсселя ездим в Колумбию с концертами. До приезда в Бельгию Фелипе изучал классическую гитару, Наталия — пластическое искусство (скульптуру), а Рафаэль — иллюстрирование и комикс-арт. Все мы учились в одной консерватории, но познакомились в барах. Мы уже участвовали в джазовых фестивалях. Музыку, которую мы играем, сложно классифицировать, мы большие вольнодумцы в выборе звука, открыты для самых разных экспериментов и впечатлений, и это нас сближает с тем, что называется джазом. Включите радио и послушайте латиноамериканские композиции — они все такие зажигательные, лиричные. Но нам важно быть честными с самими собой, мы не хотим играть традиционные латиноамериканские песенки по типу «ой, какая славная попка» и тому подобные. Поэтому мы с самого начала решили, что будем играть музыку, которую считаем важной и интересной для себя, а не ту, которую от нас ожидает публика. Мы хотим показать, что колумбийская музыка гораздо глубже, интереснее. Это не только самба, румба и сальса, но еще кумбийон, мапале, парранди, тамбора. Мы выросли, слушая рок, но при этом любим и фольклор, который тоже слышали в детстве.
На гастролях нам хочется и на местность посмотреть, и с людьми познакомиться, пообщаться. Но это не всегда удается, потому что на первом месте стоит работа. Мы занимаемся искусством, постоянно появляются какие-то новые идеи, образы, рабочий процесс идет практически непрерывно. Когда появляется свободное время, пытаемся им воспользоваться: идем на концерт, какую-нибудь выставку, вечеринку или джем-сейшн. Конечно, по возможности стараемся выспаться.
Мы придаем большое значение визуальным эффектам. У нас есть друг, он ставил нам хореографию, проходил с нами все движения, чтобы на сцене возникало целостное впечатление, потому что наши концерты — не только музыка. И мы хотели бы, чтобы и зрители это так воспринимали.
Выступление «La Chiva Gantiva» было взрывным захватывающим шоу, связавшим в едином сюжете ритмы рэпа, неистовые бразильские пляски, саксофонные импровизации и гитарные соло. «Танцуй, пока живой, играй, как в последний раз, а потом повтори все снова», — казалось, именно таким девизом руководствовались музыканты, полностью выложившиеся сами и доведшие до изнеможения публику на танцполе. Не зря британская «Таймс» когда-то сравнила их творчество с «коктейлем Молотова».
Что объединяет всех этих людей, играющих такую разную музыку? Они получают настоящее удовольствие от того, что делают. Но ведь это не всегда и не совсем джаз? — скажете вы. В ответ приведем слова того же Левченко, сказанные в завершение первого фестивального дня: «Это “Калининград Сити Джаз”! Мы имеем право на эксперименты!»
См. также:
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Лови музыку!
Фото- и видеорепортаж с третьего дня фестиваля