В воскресенье, 6 августа в Калининграде прошел заключительный концерт ХII музыкального фестиваля «Калининград Сити Джаз» 2017.
Заключительный день фестиваля был самым многолюдным, что объяснялось составом участников. Группы из Германии всегда присутствуют в фестивальной программе, и первыми на сцену вышли «Django Lassi» — берлинский проект, в составе которого есть колумбиец, француз, израильтянин и канадец, представители стиля «gypsy-swing». Эти мелодии играют на свадьбах, юбилеях и вечеринках где-нибудь на юге и востоке Европы, их можно услышать на улицах и в барах Харькова, Кишинева, Варны или Бухареста, и уж точно их играли еще сто лет назад в легендарном одесском «Гамбринусе». Композиции несложные, но энергичные и заводные, быстро находящие путь к сердцу слушателя, под них танцуют до упаду, и весело всем — и зрителям, и самим музыкантам, которых не хочется отпускать со сцены.
Manizha — вряд ли это имя много говорило постоянным посетителям «Калининград Сити Джаза», особенно старшего возраста, до появления в фестивальной программе. Сверхновая звезда российской музыки и создательница нового жанра музыкальных видеоколлажей больше известна молодому поколению и обрела популярность благодаря инстаграму, который называет своей «онлайн-сценой». Манижа впервые в Калининграде, ее опыт живых концертов не так велик и она заметно волновалась, однако сумела очень легко, быстро и незаметно установить контакт с публикой. Начав с медленных лирических композиций, вскоре перешла к танцевальным, которые сама назвала «меланхоличной дискотекой». Она живая, эмоциональная, очень артистичная и по-детски непосредственная, обладающая чистым, сильным голосом и собственным стилем, за которым стоят талант, упорство и трудолюбие.
«А теперь я спою хорошую песню. Она мне очень нравится. Обнимите друг друга, — обратилась певица к залу, — поделитесь своим теплом». «Приглушите свет», — попросила она осветителя. Сцена практически погрузилась в темноту, остался лишь небольшой, неяркий луч света, в котором стояла Манижа. Множество рук с зажженными экранами мобильных телефонов поднялось вверх и зазвучали первые аккорды песни «Иногда», которую вокалистка посвятила своей маме.
Народ в зале, откликнувшись на призыв певицы наслаждаться вечером, подпевал, селфился на фоне сцены и целовался.
«Он вас порвет», — пообещал Андрей Левченко, представляя хедлайнера фестиваля — суперпопулярного украинского рэпера Ивана Дорна, и в очередной раз не ошибся.
«Все знают, это назревает опасный токовый разряд, когда Иван вдруг надевает красный с полосками наряд. Выходит в свет, со сцены смотрит — напротив люди, лишних нет. Ну, здравствуй, европейский русский! Ну, здравствуй, город Кёнигсберг!» — последняя фраза куплета, которым лидер «Jazzy Funky Dorn» приветствовал калининградскую публику, наверняка повергла бы в шок местных борцов с мифической «германизацией», зато зал буквально взревел от восторга. Вряд ли его слова содержали какой-то скрытый подтекст, Дорн вообще производит впечатление «человека мира», бесконечно далекого от политики, и именно таким воспринимается своими фанатами. Он великолепно знает свою аудиторию, говорит на понятном ей языке, умеет в считанные секунды «прокачать» ее и наладить взаимный обмен энергией. Он признается ей в любви и не скупится на комплименты: «Прекрасный город, прекрасные люди», «О такой публике можно только мечтать, и сегодня мечты сбываются», «Так, как вы, нас еще никто не имел. Вы самые имеющие — буквально в каждом теле», «Двенадцатый джазовый фестиваль воспитал прекрасную, понимающую публику». У него все в порядке с чувством юмора: «Вы рано радуетесь — это далеко не последняя песня». Он свободен от условностей, рамок и шаблонов. Можно по-разному относиться к тому, что делают на сцене Иван Дорн и его команда, но нельзя отрицать, что они делают это талантливо, самозабвенно и в высшей степени профессионально. «Да, но где Дорн и где джаз?» — наверняка спросят скептики, а те, кто был на его выступлении, ответят — они вместе, рядом.
Подводя общий итог, «Калининград Сити Джаз» 2017 можно назвать самым многогранным, а может, и самым противоречивым за всю его историю. Каждый из трех дней был очень сильно не похож на два остальных. Конечно, фестиваль никогда не был чисто джазовым — по той причине, что в нашей маленькой области просто нет такого количества ценителей этого музыкального жанра. За многие годы на его сцене побывали представители разных музыкальных стилей и направлений, от Кенди Далфер до Горана Бреговича. Манижа и Дорн — это очень смелый эксперимент. Организаторы не особо скрывали, что он задуман с дальним прицелом — «одноразовая» аудитория, купившая билеты на фестиваль исключительно из-за своих кумиров, со временем может существенно пополнить ряды его поклонников и постоянных посетителей. Оправдается ли их расчет, покажет время, а пока можно с уверенностью утверждать, что фестивалю уготована долгая жизнь.
См. также:
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Лови музыку!
Фото- и видеорепортаж с третьего дня фестиваля
«Калининград Сити Джаз» 2015: мелодия, выводящая в мир
Фото- и видеорепортаж со второго дня фестиваля