19 августа в Калининградской области прошел юбилейный, пятый фестиваль военно-исторической реконструкции «Гумбинненское сражение» 2017.
В нынешнем году на фестивале реконструировались события лета 1917 года — одно из последних наступлений русской армии, известное как «наступление Керенского», и, в частности, эпизод участия в нем знаменитого женского батальона Марии Бочкарёвой. Причин столь вольного обращения с тематикой фестиваля, носящего название «Гумбинненское сражение», редакции выяснить не удалось, но напомним, что это происходит не впервые. В 2015 году, когда праздновался 70-летний юбилей Победы, на фестивальном поле воспроизводились события Великой Отечественной войны — бой за Гумбиннен в октябре 1944 года.
В организационном плане, как и в предыдущие годы, все было на достаточно высоком уровне. Указатели, парковки, туалеты, дорожки, а также торговля, общепит, интерактив, художественная самодеятельность, развлечения для детей — все присутствовало, работало и особых нареканий не вызывало. Не забыли и выставку современной боевой техники и вооружения, в последние годы ставшую непременным атрибутом всех массовых мероприятий. В связи с ожидаемым визитом бывшего губернатора Калининградской области, а ныне полпреда Президента РФ по СЗФО Николая Цуканова были предприняты усиленные меры безопасности, контроль и досмотр на проходе в ВИП-зону, помимо полиции, осуществляла ФСО. Впрочем, ни Цуканов, ни министр культуры РФ Владимир Мединский (дважды, в 2014 и 2016 гг. посещавший фестиваль) так и не появились. Поздравительное письмо Цуканова зрителям и участникам зачитал его заместитель Михаил Ведерников.
Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов прибыл на фестиваль прямо с открытия памятного знака на улице генерал-фельдмаршала Румянцева (бывшей Горной), посвященного Семилетней войне, и выступил с приветственным словом: «Сейчас мы здесь вспоминаем уроки Первой мировой войны. Вообще наша область, наша земля обильно полита кровью русских солдат. Здесь одерживались великолепные победы русского оружия. И… нужно помнить то выражение, которое принадлежит нашему императору Николаю I, что там, где был поднят русский флаг, там он и должен оставаться. К сожалению, те славные победы мы не смогли трансформировать в окончательный военный успех. Но я надеюсь, эти уроки выучены, и эта земля навсегда останется нашей, потому что она была многократно завоевана русским солдатом, и останется с нами навечно. Я надеюсь, что вам нравится этот фестиваль — он растет, развивается, и в последующие годы мы будем делать все для того, чтобы вы хотели сюда приехать и провести здесь замечательный выходной день».
На том, как фестиваль растет и развивается, хотелось бы остановиться подробнее.
По сравнению с предыдущими годами, его финансирование было уменьшено более чем вдвое. Количественные показатели также изменились не в лучшую сторону. В 2013 году в фестивале участвовало около 200 реконструкторов, его посетило не менее 5 тысяч зрителей. В 2014 году, на 100-летний юбилей начала Первой мировой войны, фестиваль стал самым масштабным — около 500 реконструкторов и более 40 тысяч зрителей (по данным пресс-службы областного правительства — не менее 70 тысяч). 2016 год — около 150 реконструкторов и 5-7 тысяч зрителей. Нынешний — чуть больше 100 участников и 3-4 тысячи зрителей, по приблизительным оценкам.
В предыдущих фестивалях участвовали реконструкторы из стран ближнего и дальнего зарубежья — Польши, Чехии, Беларуси, Литвы, Германии, Италии. На нынешнем фестивале иностранных участников не было, и он утратил статус международного. Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов прокомментировать этот факт не смог, отметив только, что приглашения, как и ранее, рассылались всем.
В реконструкции сражения, кроме русской и германской пехоты и «женского батальона» Бочкаревой, участвовали пулеметчики, кавалеристы, артиллерия и бронетехника — реплика отечественного пушечно-пулеметного бронеавтомобиля на базе «Mannesmann-Mulag». Бронеавтомобиль был изготовлен на Ижорском заводе и участвовал в сражениях Первой мировой войны в составе 1-й автопулеметной роты.
Вероятно, из экономии организаторам пришлось отказаться от привычных декораций. Бутафорский восточно-прусский хутор с мельницей, традиционно сжигаемой на заключительной стадии реконструкции, заменили разбросанными по полю боя стогами сена, сделав акцент на инженерном оборудовании позиций и пиротехнических эффектах. Кроме того, фестивальная программа была дополнена демонстрацией мод начала ХХ века, показательным выступлением разведчиков 79-й отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в Гусеве, и пролетом над полем пары ударных вертолетов Ми-24. Заявленных фронтовых бомбардировщиков Су-24 зрители так и не дождались.
На пресс-подходе перед началом реконструкции Владислав Кононов озвучил довольно необычную идею, призванную повысить интерес к фестивалю:
— Мы ищем разные новые формы взаимодействия и сотрудничества с местными жителями, которые интересуются военной историей. Ключевая проблема, которая существует на сегодняшний день — она даже не в доставке реконструкторов из основной части России, а в доставке оружия и боеприпасов. Все это достаточно проблематично, можно только авиатранспортом, здесь есть определенные проблемы. Но мы уже сегодня договорились с главой города Гусева, что форма по Первой мировой войне будет пошита на местных производственных мощностях, и участвовать в реконструкции после обязательного обучения смогут и жители Калининградской области, все те, кто интересуется военной историей.
— А оружие? — уточнила одна журналистка. — Вы ведь говорили о сложностях с доставкой оружия.
— Оружие тоже будет изготовлено здесь, — ответил Кононов, не уточнив, кем и где именно.
Затея показалась довольно странной, и мы попросили прокомментировать ее представителей реконструкторского движения.
Николай Санкин, реконструктор с 19-летним стажем, специалист по периодам Первой и Второй мировых войн:
— Во-первых, здесь у нас не пошьют. Нет ткани, нет знающих швей. Да и зачем изобретать велосипед, когда есть те, кто шьет давно и качественно. Во-вторых, помимо формы, необходимо снаряжение — каски, сапоги, ранцы, фляги и т. д. Здесь этого никак не сделать. И что значит «обучения»? Обучения чему? Реконструкции? Это хобби. Тут надо самому хотеть и самому обучаться, а не «покемонить» раз в году. Можно сделать гражданскую одежду и участвовать в некоторой степени, как это и происходит на подобных мероприятиях во многих странах.
С доставкой реконструкторов проблем нет, согласен. Если мероприятие интересное, то народ едет с удовольствием и за свой счет. С оружием и патронами тоже не все так ужасно. Просто у нас тут привыкли, чтоб все «жахало», а смысл настоящей реконструкции — не в грохоте. У нас организаторы из зрителей делают, грубо говоря, идиотов. Поэтому многие реконструкторы и не хотят ехать на подобное. Мероприятий много, им есть из чего выбирать.
Андрей Румачик, руководитель группы ПМВ при ВИК «Дом офицеров Балтийского флота» - «4-я батарея 26-й артиллерийской бригады»:
— Фестиваль «Гумбинненское сражение» может и должен стать местом престижных, ежегодных реконструкций, а также событием и местом притяжения туристов. Однако для этого необходимо производить тщательную подготовку мероприятия.
От идеи создания «фонда формы одежды для реконструкции» и привлечения «массовки» необходимо отказаться сразу. Это убивает саму идею реконструкторства (далее полностью солидарен с Санкиным), и мероприятие проводить силами клубов военно-исторической реконструкции как местных, так и приглашенных. Единственное, что данная идея может быть полезной в плане использования автомобильной, бронетанковой техники, артиллерии, то есть дорогого оружия, приобретение которого недоступно для большинства клубов. Здесь можно подумать о создании филиала парка «Патриот» (или подобного ему) и использовать возможности Министерства обороны или музеев.
Координацией деятельности клубов должен заниматься уполномоченный орган в Правительстве КО, который не является ангажированным в «гражданской войне» клубов и сможет добиться того, чтобы проводился один крупный фестиваль, а не несколько мелких.
В качестве сценария необходимо рассматривать только события, имевшие место на территории Калининградской области. Таким образом в качестве инвариации сценария можно рассматривать, кроме Гусева, ещё и Гвардейск, Полесск, Нестеров и т. д. Категорически отказаться от реконструкции событий, не привязанных географически к региону.
Подготовку к фестивалю необходимо начинать с осени предшествующего года, при этом фестиваль необходимо рекламировать как внутри области, так и за её пределами. Особенно в период проведения крупных международных мероприятий, таких как чемпионат мира по футболу. В России у обывателей словосочетание «Первая мировая» должно чётко ассоциироваться с «Гумбинненским сражением».
Контролировать популистов, вносящих разброд своими фантастическими идеями «ползучей германизации» и их «зеркальными противоположностями». Такие провокаторы отбивают у адекватных граждан желание заниматься подобными мероприятиями.
Заранее организовывать транспортные потоки к месту фестиваля и обратно. Вложиться в инфраструктуру площадки фестиваля (гостевые дома, антураж (восстановленная кирха, например), предприятия общепита, туалеты, крытые остановочные пункты, магазины сувенирной продукции, экскурсионные площадки, указатели и т. п.).
За годы своего существования фестиваль удостоился многих пышных эпитетов. Организаторы, в числе которых Российское военно-историческое общество, неизменно позиционируют его как один из четырех крупнейших военно-исторических фестивалей в России, как крупнейшее российское реконструкторское мероприятие по тематике Первой мировой войны, а также как одно из самых значимых региональных мероприятий событийного туризма. Николай Цуканов в прошлом подчеркивал, что «такие мероприятия — это не только событие для региона или муниципалитета, это очень важный воспитательный момент», а министр культуры РФ Владимир Мединский называл его «очень важным идеологическим мероприятием», позволяющим
«реально, вживую прикоснуться к исторической правде». Также неоднократно заострялось внимание, что Калининградская область является единственным российским регионом, где велись масштабные боевые действия той войны.
С идеологией на мероприятии действительно все в порядке; что же касается исторической правды, то отступлений от нее на каждом из проведенных фестивалей было достаточно. Какие-то из них, например, участие австро-венгерских войск и бронеавтомобилей, можно оправдать познавательными целями — бронетехника появилась на полях сражений именно в ходе Первой мировой войны, а Австро-Венгрия в ней воевала против России. Другие, такие, как воспроизведение на фестивале с названием «Гумбинненское сражение» событий 1944-го или 1917-го годов, объяснить сложно. Исторического материала по Гумбинненскому сражению имеется в достатке, и эпизодов, достойных быть показанными на фестивальном поле и воскрешенными таким образом в памяти потомков, хватит на много лет. Практика подтверждает, что перекосы в сторону идеологии или громкого «жаханья» зрительский интерес не удерживают и развитию событийного туризма в регионе не способствуют. Зато ведут к выхолащиванию самой идеи исторической реконструкции, смысл которой видится именно в «изучении уроков истории».
Текст: А. Ржевский
Фото: Виктория Берг