01.10.17 на острове Канта презентовали абонементы нового концертного сезона и открыли фестиваль «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе» - 2017.
Музыкальные представления абонементов, проходившие на улице, проиллюстрировали новинки будущего сезона и в очередной раз доказали, что в соборе работают и выступают профессионалы с большой буквы. Казалось, даже осенний день радовался вместе с публикой прекрасно исполненным произведениям.
Не обошлось без приятных сюрпризов - вне программы вместе с Андреем Степаненко и Елизаветой Альбакан выступил гость из Москвы Павел Быков. Экспромтом прозвучали две песни из кинофильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и «Земля Санникова». Поразил своей игрой дуэт «Чердачные кролики». Название курьёзное, но исполнение старинной музыки на viola da gamba и виолончели выше всяких похвал.
А вечером в соборе торжественно открылся Х Международный фестиваль «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе». Во вступительном слове Вера Гориславовна Таривердиева рассказала очень подробно о программе «Был у Христа-младенца сад», о том, как появилась идея её создания, кто принимал в ней участие и почему она посвящена 500-летию Реформации.
На праздники принято дарить подарки, и они были. Художник Романас Борисовас от лица литовской общественной организации архитекторов подарил собору прекрасную акварель. И ещё на открытие фестиваля приехал замечательный немецкий фотохудожник Ю. Бутерос, чья выставка развёрнута в большом зале Кафедрального собора. Слайды с видами Гамбурга и собора Св. Михаила демонстрировались на экране во время исполнения Ладой Лабзиной Хоральной прелюдии Ich ruf zu Dir И. С. Баха. Хочется отметить виртуозную игру лауреата международных и всесоюзных конкурсов, заслуженной артистки Республики Татарстан, доцента кафедры органа и клавесина Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова Лады Лабзиной. Калининградцы хорошо знакомы с красивой улыбчивой органисткой. Этим вечером она в очередной раз доказала, что не только в совершенстве владеет инструментом, который, по её мнению, похож на пульт управления космическим кораблём, но и тонко чувствует исполняемые музыкальные произведения, передавая самые затаённые смыслы их творцов.
Продолжая концерт, Вера Таривердиева прочитала со сцены «Стихи под эпиграфом» И. Бродского. Именно они, по словам ведущей, объясняют смысл, заложенный в программу концерта:
Каждый пред Богом
наг.
Жалок, наг и убог.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Эту тему поддержало выступление обладательницы волшебного лирико-колоратурного сопрано, лауреата всевозможных конкурсов Термине Зарян, специально прилетевшей из Вены и исполнившей концерт для голоса с оркестром в переложении для органа М. Таривердиева. Певице, постигавшей азы вокала в Риме, блещущей в Национальной опере Лиона и на лучших театральных площадках Москвы, удалось передать всю красоту произведения. Оно полно самых разных чувств, испытываемых людьми: любви, страха за близких и перед смертью, нежности и т. д. Уверена, каждый из пришедших на концерт нашёл для себя в этой музыке что-то своё, родное. А помогла в этом артистка, которая не только живёт в музыке, но и увлекает в неё всех, кто её слышит.
Термине Зарян закрывала концерт песней П. И. Чайковского из его «Детского альбома» на стихи А. Плещеева «Был у Христа-младенца сад», где повествуется о том, как дети сорвали выращенные Христом для венка розы:
«Как ты сплетешь теперь венок?
В твоем саду нет больше роз!»
«Вы позабыли, что шипы Остались мне»,-
сказал Христос.
Порадовал калининградских любителей музыки и лауреат международных конкурсов, участник программ Фонда Ирины Архиповой, солист «Москонцерта» Павел Быков (баритон). Не просто замечательный певец, но и творчески одарённый, многогранный человек. Окончив Российскую академию музыки имени Гнесиных, стажировался в Америке, пел ведущие партии в театре «Геликон-опера», параллельно отучился в Литературном институте как прозаик, выпустил книгу с романом и рассказами, как режиссёр в мастерской Сергея Соловьёва создал два фильма – игровой и документальный. Является членом Союза писателей России и Международного союза музыкальных деятелей. Поклонники певца говорят о нём как о ярком, зажигательном, неподражаемом, настоящем и незабываемом артисте. Вечером 1 октября Павел исполнил два произведения Г. Свиридова «Зорю бьют» из концерта для хора «Пушкинский венок» и «Богородица в городе» из вокального цикла «Петербург» на слова А. Блока. Последнее прозвучало невероятно проникновенно, трогательно и в тоже время очень сильно.
Было бы неправильно не сказать о выступлении калининградского струнного оркестра под управлением А. А. Фельдмана. Как всегда, оно прошло блестяще, хотя артисты исполняли довольно спорное постмодернистское произведение современного композитора М. Аркадьева Сoncerto Grosso для органа (за которым был Е. Авраменко), скрипки и струнного оркестра. Автор охарактеризовал Сoncerto Grosso как воплощение тоски по любимым руинам барокко, как ностальгический жест по прошлому, как подношение любимому композитору И. С. Баху. В основе произведения полифоническая обработка всего двух тем – хорала Баха № 47 “Vater unser”, и авторской темы фуги, состоящей из любимых мелодий немецкого гения. Солировала на скрипке Елена Диброва, артистка очень проникновенно, нежно, с лёгкой улыбкой исполнила Сицилиану. Картины прошлого вставали перед глазами: старинные храмы и дворцы, испещрённые трещинами, как лицо глубокого старца - морщинами. К ним хотелось прикоснуться рукой, пожалеть, помочь. Бесчисленные паузы, почти мистические, давали возможность пережить услышанное ещё раз и ждать развития темы. Тихая прощальная органная секунда в конце Concerto подарила надежду на будущее и светлую грусть о прошедшем.
Прошедший концерт, по словам Таривердиевой, это русское подношение немецкому Реформизму. Что же это за движение такое? Как точно сказано в одной из статей «Коммерсанта», это «не просто событие, которое радикально повлияло на конфессиональный расклад христианства и на демографию Европы, изрядно потрепанной религиозными войнами. Это еще и точка отсчета истории современного западного мира со всеми его бедами и успехами». Совсем другая история.
А Кафедральный собор приглашает 7 октября на второй концерт фестиваля «Шедевры мировой классики" под названием «Сакральное пространство русской души», состоящий из двух произведений «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева) и «Литургии св. Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского. Исполнять их будет Московский Синодальный хор под руководством художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста России Алексея Пузакова.
Н. Гора