c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_aleko-zdes-vsjo.jpg7 октября Музыкальный театр порадовал своих зрителей новой постановкой – оперой Сергея Рахманинова «Алеко» и кантатой «Иоанн Дамаскин».

Первое отделение было отдано опере, состоящей из одного акта, но полной таких страстей и переживаний, что продолжения и не требовалось. Многие были приятно удивлены наличием второго отделения, в котором замечательно прозвучала в исполнении хоров театра и молодёжной «Кириллицы» (под управлением М. Буковой) кантата для хора с оркестром С. Танеева.

Но вернёмся к опере. Поздравляем труппу, режиссёра Евгения Макаревича и художественного руководителя театра Валерия Лысенко с прекрасной постановкой. Здесь всё срослось в единое трагическое действие, перенесшее зрителей во времена оные: и прекрасная игра актеров, и вокал наших артистов и хора, и исполнительское мастерство симфонического оркестра, и хореография, и декорации, и костюмы, и свет. Здесь всё совпало с видением персонажей композитором и либреттистом.

С первых мгновений зрители оказались среди шатров, возле костра, где беззаботно и жизнерадостно звучал хор «Как вольность весел наш ночлег». Ничего не предвещало беды. Только рассказ старого цыгана (Сергей Сельдяков), отца Земфиры, полный благородства и мудрой простоты, о любви к Мариуле, сбежавшей от него и маленькой дочери, раздражение Алеко (Евгений Кунгуров) и резкая отповедь Земфиры (Елена Артамонова), внесло грустную нотку  в благодушный настрой собравшихся. Но нет места печали в цыганской судьбе. Эмоциональные ритмы женского и мужского танцев, исполненных артистами балета, и яркие краски костюмов тому подтверждением. Особенно хорош был бурный, неистовый пляс цыган, демонстрировавших силу, удальство и смелость, в противовес плавным, игривым, больше похожим на вальс, движениям цыганок. Браво танцовщикам и балетмейстеру-постановщику Оксане Холевой!

А дальше зазвучали знаменитые, исполняющиеся звёздами мировой оперной сцены песня Земфиры «Старый муж, грозный муж», каватина Алеко «Весь табор спит» и романс Молодого цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом».

Ария «Старый муж, грозный муж» рисует образ молодой цыганки с сильным, своевольным и дерзким характером. Е. Артамонова сумела тонко и точно раскрыть замысел композитора и автора «Цыган». С большим чувством передала она переходы от иронического, насмешливого тона к бурным вспышкам ненависти и гнева. Её Земфира - нежная дочь и возлюбленная, ненавидящая насилие.

Каватина Алеко «Весь табор спит» - своеобразный ключ к пониманию всего, что происходит на сцене. Пушкинский герой эгоистичен и свободолюбив (совсем как Евгений Онегин), оперный – страдает от одиночества, ищет тепла, ласки, сердечности, но обманывается в своих надеждах. Он мягче, лиричнее, но готов на подлость и решительные шаги. Муки ревности доводят его до преступления. В спектакле арию исполнил Евгений Кунгуров. В дальнейшем будет петь Александр Дудницкий. Мне кажется, что с этой партией великолепно справился бы Сергей Сельдяков с его сantanto. Сколько мягкости и задушевности интонаций, благородства мелодических оборотов было вложено им в образ старого цыгана. Прекрасно созданный и сыгранный персонаж. Мне могут возразить, что эта партия написана для баритона. Но ведь первым исполнителем роли Алеко был Фёдор Шаляпин. Прекрасно звучит каватина и в исполнении Дмитрия Хворостовского.

Полноту жизни, красоту окружающей природы передал романс Молодого цыгана, выдержанный в характере серенады. Этот персонаж, что в поэме, что в опере, не имеет яркой индивидуальной окрашенности, но очень важен. Светлый порыв юного пылкого чувства подчёркивает мрачную страсть Алеко. Андрей Паламарчук, солист «Геликон-опера», прекрасно справился с поставленной задачей. Далее эту роль будет исполнять Артём Хачиянц (видите, сколько замен будет в последующих спектаклях - это ли не повод придти послушать оперу ещё раз?)

Нельзя не отметить и виртуозную игру оркестра под руководством Аркадия Фельдмана, прекрасные декорации и освещение (художники-постановщики - заслуженные художники России, главные художники «Геликон-Опера» Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный). Приведу только один пример: оркестровое интермеццо в середине оперы рисует поэтичную картину рассвета. Задник сцены и декорации не меняются на протяжении всего действия, но ощущения статичности нет - свет создаёт ощущение простора, подсказывает настроения героев, раздвигает временные рамки. Прекрасная работа! Таким же выразительным получилось и шествие артистов балета с зажженными свечами по полутёмному залу. Символично: уходят из жизни Земфира и Молодой цыган, счезает из жизни вольного народа и Алеко, обречённый на вечное изгнание - это ли не смерть моральная?

П.И. Чайковский высоко оценил дипломную работу 19-летнего Рахманинова. И попросил разрешения исполнять свою «Иоланту» в один вечер с «Алеко». Спору нет, кантата Танеева произведение выдающееся. Но, может быть, театру стоит подумать об «Иоланте», ведь последние премьеры показали, что труппе и её директору, осуществляющему руководство всеми постановками, многое по плечу.

Н. Гора

См. также

Культура
Рецензии
Афиша музыкального театра

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика