Справится ли Замира с джинном, выйдет ли девочка из леса и чем завершится новый эксперимент драмтеатра — в материале корреспондента «Выходного».
К приближающемуся юбилею Калининградский драмтеатр подготовил несколько премьер. Одна из них — «Мама сними голову», поставленная режиссером Сергеем Чеховым по пьесе Екатерины Бондаренко «Женщины и дети» в рамках Лаборатории современной пьесы.
С самого начала создается впечатление, что перед зрителями разворачивается фильм с элементами «нуар»: черно-белые декорации и костюмы; большинство сцен намеренно затемнены — если появляется свет, то резко, на сильном контрасте; действующие лица чаще всего находятся в тени, как бы растворяясь в нарастающей гнетущей атмосфере; накал страстей увеличивается по ходу действия, трагедии не происходит, но ее ожидание держит в напряжении; герои постановки — люди, в одиночку противостоящие окружающему миру, психологически неустойчивые, подверженные различным страхам.
Спектакль вообще кинематографичен: динамично сменяются действия — от внутреннего, описывающего то, что происходит в мыслях героев, к перекрестному — когда события развиваются в нескольких планах одновременно, затем к внешнему — тому, что происходит наяву, и т. д. Чередуются планы — общий план, описывающий место действия, пластику и облик героев, почти всегда остается в тени или полумраке; крупный, достаточно или ярко освещенный — делает акцент на выразительной характеристике лица (масок) и важных деталях. Крупные планы хорошо отработаны и умело применяются. Ход событий плавно разворачивается, а затем, все ускоряясь, достигает апогея, чем-то неявно напоминая фильм «Убить Билла».
Камерность сюжета требует от режиссера и актеров точной психологической разработки характеров и атмосферы действия. У исполнителей нет привязки к конкретному персонажу, три человека оживляют на сцене множество действующих лиц: бабушек, дедушек, их родителей, родителей родителей, маму, папу, маленького мальчика, его няню, врачей, даже медведя и джинна. Им удается увлечься тем, что они делают, и передать свой настрой зрителям. Екатерина Наумова, Любовь Орлова и Алексей Грызунов органически существуют на сцене и прекрасно взаимодействуют друг с другом.
Несмотря на то, что спектакль «Мама сними голову» излагает историю жизни четырех поколений одной семьи в контексте происходящего в стране, внимание фокусируется не на исторических событиях, а на психологических переживаниях ее представителей. Решения и поступки предыдущих поколений накладывают отпечаток на мышление и действия последующих, которым приходится расплачиваться за ошибки родных. Екатерина Бондаренко назвала свою пьесу «Женщины и дети», и это название точно описывает происходящее — повествование ведется от лица всех женщин и детей семьи. Мама, застывшая в позе эмбриона в начале спектакля, представляет не какого-то конкретного ребенка, но себя-девочку, сына, маленьких бабушку и прабабушку вместе взятых. Этому человечку некомфортно и страшно, он не чувствует себя в безопасности — то, что вчера давало уверенность и покой, сегодня приносит страдания и боль. Почему? Потому что прапрабабушкин муж ушел к любовнице, а потом застрелился; прабабушка выгнала мужа — тот был пьяницей и находился под каблуком у своей матери; бабушка и мама развелись с мужьями, которые нашли себе любовниц. Выйдет ли когда-нибудь этот ребенок за круг событий, повторяющихся из поколения в поколение — неизвестно. Шанс есть у Вани, ведь он родился мальчиком и может избежать судеб женщин рода, но няня приносит его в жертву своим страхам. Может быть, это получится у мамы-женщины, которая с помощью рассказываемой по вечерам сказки находит способы решения внутренних конфликтов и постепенно избавляется от страхов.
«Девочка тем временем думает: вот еду я на медведе, на его спине, домой. Он не знает ничего, но я его оседлала, я его обхитрить смогла, может быть, я не такая уж и маленькая девочка. Может быть, и не такая уж глупая девочка, и не такая некрасивая, как мне говорят. Может быть, я не такая уж плохая девочка? Ведь я и пирожков напечь сумела. И никто мне не помогал, кроме белок. Наверное, я не такая уж плохая девочка. Может быть, даже хорошая». По ходу спектакля девочка вырастает и становится женщиной. Ей удается снять чужую голову — мужа, соседки, Вани, Замиры, мужа хозяйки квартиры, хозяйки квартиры — и надеть свою. Что из этого получится, непонятно — режиссер Сергей Чехов не дает зрителям подсказки, наоборот — повествование обрывается, развязка остается открытой и вызывает множество вопросов. Но, думается, это и хорошо — каждый может осмыслить сюжет по-своему и сочинить свое продолжение.
В итоге получается неоднозначный, современный, слегка ироничный спектакль, с минималистичными, работающими на общую тональность декорациями и звуком, и убедительной, искренней игрой актеров. Замечательно, что Калининградский драматический театр, отмечающий в 2017 году свое семидесятилетие, остается молодым, подвижным, готовым на эксперименты.
Текст и фото - В. Берг