c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kak-proshel-den-filosofii.jpg16.11.17 г. на острове Канта, в Кафедральном соборе состоялось несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню философии.

Как отметила директор Кафедрального собора Вера Таривердиева, в России праздник не закреплён на государственном уровне, но было бы неправильным не отметить его на родине знаменитого и почитаемого во всём мире философа, основателя критицизма и немецкой классической философии Иммануила Канта. Открывая праздничную программу, она напомнила, что учредителем Дня философии выступила Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2002 году. Идею отметить этот праздник в Калининграде поддержали заслуженный артист России, доктор искусствоведения, композитор, теоретик музыки Михаил Аркадьев, лауреаты международных конкурсов Гаик Казазян, Рустам Комачков, Камерный оркестр под управлением Александра Андреева, органисты собора Евгений Авраменко и Мансур Юсупов.

Программа дня распределилась следующим образом:

В 15.00 в малом зале собора собрались те, кого заинтересовала тема - «Незвучащее время». Эту своеобразную беседу-лекцию за роялем провёл в интересной форме Михаил Аркадьев. Она была озаглавлена как «Иммануил Кант и феномен музыкального незвучащего времени». Круг вопросов, поднятых в лекции, не ограничился только взглядом Канта на время, но и затронул такие понятия, как «экстаз и ремесло», «ремесло и мастерство», что такое философия, кто творит время, что оно собой представляет и многое другое. И всё это на фоне произведений Баха, Свиридова, Вагнера, Шопена. Звучали прекрасные стихи Микеланджело в переводе А. Вознесенского и Г. Табидзе. Час пролетел, как одна минута, и хотелось слушать Михаила Александровича ещё и ещё.

В 17.00 тему времени и музыки подхватил профессор БФУ им. Канта, доктор филологических наук Владимир Гильманов лекцией «Фонетика мироздания в музыке и языке». Объём преподнесённого материала был настолько велик и интересен, что пересказывать лекцию не имеет смысла: после небольшого вступительного слова зазвучала композиция Led Zeppelin «Лестница в небеса», которую иногда называют фаустовской; потом пришедшие слушали музыку Баха, Бетховена, Гребенщикова, Моцарта, Скрябина, битловское «Yesterday», а в завершении – звон колоколов из фильма Тарковского «Андрей Рублёв». И такая концовка полностью оправдана тем, что колокольный звон, как один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры, содержит в себе и «радость жизни, связанную с верой», и время, и музыку, и философию мироздания. А ещё были стихи (которые профессор читал весьма профессионально) и высказывания философов всех времён и народов.

В 19.00 в большом зале Кафедрального собора начался концерт «Звучащее время», участниками которого стали Камерный оркестр филармонии под управлением Александра Андреева, пианист, заслуженный артист РФ Михаил Аркадьев, скрипач, лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского Гаик Казазян, виолончелист, лауреат международных конкурсов Рустам Комачков и наши замечательные органисты Евгений Авраменко и Мансур Юсупов. Открывала его Вера Таривердиева, представившая исполнителей, произведения композиторов, заявленных в программе вечера: это были адажио И. С. Баха, Й. Гайдна, П. И. Чайковского, Ж. Массне, С. Барбера, В. А. Моцарта, А. Вивальди, М. Таривердиева, музыка М. Аркадьева и А. Пьяццоллы.

Адажио с его медленным музыкальным темпом, по словам ведущей, как никакое другое музыкальное движение напоминает ровное, тягучее время. Красивая, напевная мелодия адажио Сэмюэля Барбера была тому подтверждением. Как и что может исполнять наш Камерный оркестр - калининградский слушатель хорошо знает. И любит этот коллектив. Игра скрипача Гаика Казазяна и виолончелиста Рустама Комачкова произвела огромное впечатление не только техническим мастерством, но и артистизмом, красотой звука, драматургической выверенностью, вызывающей эмоциональный отклик.

Кто-то сказал, что «там где слова бессильны, является более красноречивый язык – музыка». Инструменты в руках музыкантов пели о добре, печали, любви, нежности - без слов, но были поняты всеми. Исполнители были награждены бурными аплодисментами и криками «браво». 

Настоящей встряской, выбившей зал из расслабленного, умиротворённого состояния, стало исполнение оркестром и Евгением Авраменко «Пассакалии для струнного оркестра и органа» Аркадьева. Впервые это произведение было исполнено в апреле 2017 года в Гамбурге, в России же премьера состоялась позже - в Калининграде, этим вечером. Михаил Александрович рассказал: "Сочинение посвящено двум крупнейшим музыкантам, оказавшим на меня влияние — великому Альфреду Шнитке, которого я знал в юности, и скрипачу Марку Лубоцкому, которому сам Шнитке посвятил все свои скрипичные сонаты. «Пассакалии для струнного оркестра и органа» тесно связаны и с Иоганном Себастьяном Бахом: в самом конце моего произведения рождается тема Пассакалии Баха для органа. Там есть внутреннее посвящение и Канту тоже, через Ницше, которого мало кто знает, как композитора. Я выбрал музыку из его фортепианной пьесы «Отрывок в себе», название которой намекает на «вещь в себе» — одно из важнейших понятий в философии Канта". В этой музыке композитор хотел «воплотить кантовскую идею звёздного неба над головой и нравственного закона внутри нас». Несмолкающие долгие аплодисменты показали, что ему это удалось.

А «вишенкой на торте» стал последний номер программы: исполнение Гаиком Казазяном, Рустамом Комачковым, Евгением Авраменко (за роялем) и Андреем Степаненко (бандонеон) милонги Астора Пьяццоллы «Крылья ангела» или «Milonga del angel». Сказочно красиво, душевно, проникновенно - и ещё множество эпитетов в превосходной степени можно подобрать к исполненному произведению и всему, что прозвучало за два часа концерта.

В 22.00 заключительным аккордом Дня философии стало сольное выступление Михаила Аркадьева с программой «Ночной Бах», состоявшей из 15 двухголосных инвенций для клавира, 15 трёхголосных симфоний для клавира и 12 маленьких прелюдий для клавира. В зале полностью погас свет, только одинокий огонёк освещал ноты и клавиатуру рояля. В зале был Бах, музыкант и слушатели. А там, где Бах, там Космос, там Человек со всеми его горестями, печалями, радостями, поскольку сам «Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена». (Р. Шуман)

Подводя итоги программы «МузыКАНТЫ на острове КАНТА», хочется сказать большое спасибо за доставленную радость всем участникам, Вере Таривердиевой и Юлии Алексеевой (за чудесные фотографии из цикла «Пространство, граница, время», использованные во время исполнения произведений Баха) и вспомнить слова Мстислава Ростроповича: «Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир».

Текст - Н. Гора, фото с сайта Кафедрального собора.

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика