В конце апреля Калининградский музыкальный театр представит зрителям новый музыкальный спектакль «Лермонтов». Корреспондент портала «Выходной» побеседовал с его создателями перед премьерой.
Драматург Ольга Болычева, режиссёр Елена Сафонова и исполнитель роли Лермонтова Станислав Ананьин рассказали о работе над постановкой, театре вообще и зрителях.
Пьесу написала Ольга Болычева. С её творчеством калининградцы знакомы по спектаклям «Утоли жажду», «Мужское танго», «Любить Нерона», «Умная Гретель», «Василиса Прекрасная», «Как Иван счастье искал».
На вопрос: «Кто вы, Ольга Болычева?» эта чрезвычайно скромная женщина отшутилась: «Серый кардинал». А потом серьёзно добавила: «Я журналист и всегда была журналистом». Работала в «Калининградской правде», «Российской газете».
Последние пять лет Болычева является заведующей литературно-драматургической частью Калининградского музыкального театра. Первой пробой пера для театра были сказки. Кстати, либретто «Умной Гретель» вдохновило москвичей — композитора и поэта-песенника — на новый мюзикл, чем Ольга Эдуардовна гордится. А еще этот спектакль пользуется успехом не только в Калининграде — уже четыре года он не сходит со сцены Костромского театра.
Всё, что делает Ольга Эдуардовна, «прежде всего, рассчитано на конкретный театр и конкретных актёров». Поэтому и темы для пьес подбираются по такому принципу. Идея написать о Лермонтове зрела почти пять лет. Захотелось в необычной форме и так, чтобы не было скучно, рассказать о человеке, к которому Болычева относится «с большим пиететом». Была прочитана масса воспоминаний о поэте, его письма, произведения. Обширное знакомство с материалом позволило говорить Лермонтову в пьесе практически своими словами — текст не выдуман, а взят из первоисточников.
Через спектакль театр решает сразу две задачи. Во-первых, привлечь к разговору о поэте, помимо взрослой публики, школьников. Показать им, что его творчество актуально и по сей день. В пьесе есть всё, что привлекает зрителя — и любовь, и страсти, и драки, и танцы, и мистика, и обилие музыки. Музыку к спектаклю подсказал сам Лермонтов. Поэт был удивительно музыкален, он играл на семиструнной гитаре, скрипке, флейте, виолончели и фортепьяно, сочинял музыку на свои стихи. В отрывке из своего очерка «Панорама Москвы» Михаил Юрьевич пишет о «чудной, фантастической увертюре Бетховена, в которой густой рев контрабаса, треск литавр, с пением скрыпки и флейты образуют одно великое целое…». Ему нравилась музыка Бетховена, и этим воспользовалась режиссёр. «Лена ввела в постановку весьма оригинально и неожиданно для меня, помимо романсов, и музыку Бетховена», — говорит Ольга Болычева.
Во-вторых, создатели «Лермонтова» решили продемонстрировать возможности мужской части труппы — на последнем фестивале, в котором Калининградский музыкальный театр принимал участие, критики отметили очень сильный мужской состав нашего коллектива, что в современном театре уже становится редкостью.
Режиссёр-постановщик спектакля — Елена Сафонова. Она начинала как театральный художник в Тильзит-театре с Евгением Марчелли, позже перешла с ним в калининградский драматический, параллельно училась в ГИТИСе у театрального режиссёра, профессора, народного артиста России Иосифа Райхельгауза. По окончании вуза, как сказала Сафонова в одном из интервью, она «поменяла краски на актёров…». Сменила Калининград на Кострому, но не забывает родной город и приезжает ставить спектакли. Здесь, в Калининградском музыкальном театре, Елена Владимировна осуществила, по её словам, свои экспериментальные проекты: мистерию-буфф «Королевские игры», рок-драму «Любить Нерона», страсти по Вагнеру «Мужское танго». И совсем недавно — «Бесприданницу». Вместе с Ольгой Болычевой они поставили три спектакля в нашем городе и два в Костроме. «Лермонтов» — их четвёртая совместная работа.
«У меня лично задача, — говорит Сафонова, — заинтересовать поэтом Лермонтовым, человеком Лермонтовым. Заставить чуть-чуть пристальнее взглянуть на него». «Мы прикасаемся к Лермонтову, ходим вокруг него. Главный герой вообще не знаком с Лермонтовым. Он, как негласный шпион бабушки поэта, отправляется на Кавказ собрать слухи о произошедшей дуэли и посмотреть, как идёт расследование», — поясняет режиссёр. Через Палена начинается знакомство зрителя с Лермонтовым. Актёры пытаются воссоздать атмосферу того времени, проговаривают все версии гибели поэта (их много и все сводятся к одной — это было запланированное убийство). Сюжетная линия вертится специально вокруг Палена, чтобы зритель, придя домой, открыл книгу и нашёл для себя что-то новое, неизведанное о Добром (именно так называли Лермонтова потомки тарханских крестьян). Елена Сафонова с сожалением отмечает, что сейчас очень мало знают о поэте. А ведь «это был очень сложный человек, в чём есть прелесть». В спектакле много любви, интриг, мужских разборок. И самое ценное, что эту историю будет рассказывать молодёжь для молодёжи.
Не удержалась и задала Елене Владимировне вопрос о том, как ей работается в костромском театре с двухсотлетней историей. Поразил ее рассказ о зрителях этого старинного города — они могут ходить на одну и ту же постановку по нескольку раз. Побывали на премьере, например, потом пришли на (условно) десятый спектакль. Позже на него же, но в другом сезоне. А если на одну роль заявлены два актёра, то обязательно посмотрят обе версии, чтобы была возможность сравнить кто и как справился. Двадцать восемь поколений театралов! По-хорошему позавидовала костромским актёрам. Хотя тут же подумалось, что это не только радость, но и большая ответственность перед публикой. Вот бы нашим таких зрителей, ведь труппа музыкального театра не слабее.
Взять, к примеру, Станислава Ананьина — за двенадцать лет служения в театре он сыграл более двадцати ролей: главные — Хоакин, Нерон, Дон Кихот, принц Флоризель, и второго плана — в постановках для взрослых и в совершенно удивительных сказках «Огниво», «Доктор Айболит», «Калиф аист», «Щелкунчик», «Бременские музыканты». Он лауреат ХV Всероссийского фестиваля «Дни А. Н. Островского в Костроме» — награжден за исполнение роли Карандышева в «Бесприданнице», выпускник РАТИ (ГИТИСа), обладатель прекрасных вокальных данных.
Ольга Болычева назвала его молчуном, редко общающимся с прессой. Вот и в этот раз актёр был немногословен. Мало того, что он внешне очень похож на Лермонтова, у него и взгляд, как на портрете кисти П. Заболотского. Это полотно чаще всего используют в изданиях произведений поэта. Заболотский был учителем рисования у маленького Миши, и поэтому, как никто другой, смог передать черты характера своего ученика.
Когда артист стал говорить о своём герое — о том, что он старается понять Лермонтова, прежде всего как человека, а потом уже как поэта, разобраться, откуда в голове совсем ещё молодого человека появлялись мысли о вещах, о которых даже взрослые люди того времени не могли себе позволить говорить — пришло понимание: произойдёт чудо, и мы увидим на сцене Лермонтова со всеми его достоинствами и недостатками. И что Станиславу Ананьину удастся роль человека, который в восемнадцать лет написал в своём романе «Вадим»: «Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесёт жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем, скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей».
Н. Гора