В воскресенье, 5 августа, завершился ХIII Международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2018.
По словам Светланы Колбаневой, до сих пор скандинавские страны на фестивале были представлены весьма слабо, и организаторы решили устранить этот недостаток, пригласив шведскую группу Swing Tarturo.
Группа образовалась в 2009 году в Гетеборге из единомышленников, объединенных любовью к музыкальной культуре 20-30-х годов прошлого века. В ее репертуаре как старые песни — начала прошлого века, так и собственные композиции, написанные вокалисткой Юлией Стоукс — «социально ориентированные и слегка приправленные феминизмом», как сказано на официальном сайте группы. Коллектив много гастролировал, активно продвигая на сцене тематику старого джаза, и одновременно вырабатывал собственный неповторимый стиль исполнения.
Swing Tarturo — это чистый, с широким диапазоном вокал, простые, незамысловатые мелодии, нежные блюзы и трогательные баллады в исполнении гитары, тромбонов и контрабаса, погружающие в эпоху, предшествующую «великой депрессии», когда в Америке действовал сухой закон и происходили кровавые гангстерские разборки. Это было очень удачное начало завершающего дня фестиваля. Кстати, еще одно из новшеств этого года — автограф-зона слева от сцены, и судя по количеству собравшихся там людей, романтичные шведы всем понравились.
Следующие исполнители, Matti Klein Soul Trio feat. Pat Appleton — не новички на калининградской сцене. Пэт Эпплтон участвовала в тогда еще «Дон Ченто Джазе» в 2007 году в составе хедлайнеров «De Phazz», а музыкант из Берлина Матти Кляйн — в 2008-м, в составе группы «Mo´Blow». Сейчас у него собственный проект, а Пэт Эпплтон успела выпустить три сольных альбома.
Хотя критики не устают твердить, что «на крупнейшем калининградском джазовом фестивале мало джаза», в этом году джаза было много. Он звучал каждый день, и его исполняли музыканты высочайшего уровня, настоящие звезды, такие, как «Matti Klein Soul Trio» и Пэт Эпплтон, которую считают одной из лучших джазовых певиц Германии.
Тем временем фестивальная площадка все плотнее наполнялась зрителями, ожидающими появления хедлайнера фестиваля Антона Беляева и группы Therr Maitz, называемой «одной из главных сенсаций в российской музыке последних лет». Но организаторы преподнесли зрителям сюрприз в виде другого Антона — Антона Андреевича Алиханова, губернатора Калининградской области. Перед московским гостем на сцену вышел еще один калининградский коллектив — группа Владимира Кацмана (рояль), исполнившая композицию «Ночной поезд» (авторы Владимир Кацман, Олег Киреев). В составе группы выступил и Антон Алиханов (соло-гитара), после аплодисментов назвавший «Калининград Сити Джаз» «самым классным фестивалем в нашей стране». Власть имущие иногда любят поиграть и на гитаре, и в демократию, а калининградцам не привыкать к губернаторам с гитарой.
Выступление же самого Therr Maitz оставило двоякое впечатление, во всяком случае, у автора этих строк. Да, это, безусловно, открытие, новый формат и новое слово в отечественной музыке. Да, это концерты в 150 городах и миллионы поклонников; это новая волна, которая наконец должна окончательно и бесповоротно отправить в небытие надоевших до тошноты обитателей главной телевизионной кнопки страны, желательно вместе с самой кнопкой. Да, это мощь, энергия, харизма, профессионализм и умение управлять аудиторией. Это заполненный до отказа танцпол, трибуны, газоны и пространство за забором — танцующие, вздымающие вверх светящиеся экраны телефонов, подпевающие англоязычным текстам и неистово аплодирующие зрители, в том числе люди старшего поколения, поклонники джаза, до этого дня имевшие довольно смутные представления о творчестве Therr Maitz. Да, это такой же эксперимент, как и прошлогоднее приглашение на фестивальную сцену Манижи и Ивана Дорна, и такой же успех. Проблема в том, что продолжение эксперимента до деталей и мелочей повторило его начало, вызвав ощущение deja vu.
Тем не менее, «Калининград Сити Джаз» по-прежнему остается знаковым событием, без которого уже невозможно представить культурную жизнь города и региона. Его жизнеспособность по-прежнему зависит лишь от одного фактора — публики, голосующей не только сердцем, но и кошельком. У него есть свое лицо, своя история и свои традиции. И, конечно — команда настоящих профессионалов, чьими усилиями все это было создано, а значит, должно быть сохранено.
Встретимся на фестивале «Калининград Сити Джаз» 2019!
Текст — А. Рахнянский, фото — В. Берг
См. также:
«Калининград Сити Джаз 2018». День второй: импровизации
Репортаж со второго дня фестиваля
Калининград Сити Джаз 2017: Мы имеем право на эксперименты!
Фото- и видеорепортаж с первого дня фестиваля
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Get up and dance!
Фото- и видеорепортаж со второго дня фестиваля
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Лови музыку!
Фото- и видеорепортаж с третьего дня фестиваля
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2015: у джаза нет границ
Фото- и видеорепортаж с первого дня фестиваля
«Калининград Сити Джаз» 2015: мелодия, выводящая в мир
Фото- и видеорепортаж со второго дня фестиваля
«Калининград Сити Джаз» 2015: маленькие дела меняют большой мир
Фото- и видеорепортаж с третьего, заключительного дня фестиваля