Наталия Степаненко, спектакль "Медведь"О том, почему взрослым могут быть интересны кукольные спектакли, и почему спектакль «Медведь» можно считать сеансом психотерапии, рассказывает режиссер Наталия Степаненко.

— В Калининграде для взрослых ставится очень мало кукольных спектаклей, можно сказать, что ваш — в новинку. Поэтому хотелось бы поговорить подробнее о том, что такое кукольный спектакль для взрослых, и чем зрителям будет интересен «Медведь».

— Кукольники уже мозоль натерли на языке, объясняя, что театр кукол изначально вообще не детский. Это пантомима, образы — интеллектуальный, очень глубокий по смыслу театр, который не хуже драматического может вызывать эмоции и поднимать глубочайшие вопросы. Его часто используют для развлечения детей, но эта традиция появилась в советское время, когда упразднили вечернюю сцену и образный ряд перевели в текст, чтобы удобнее было цензурировать. Пантомиму устранили вообще — из нее ничего нельзя вырезать. Легче было показывать зайчиков и белочек — все безопасно, все поддается цензуре.

Кукла имеет очень необычное воздействие на человека, изначально она была предметом ритуала, сакральной фигурой, в которую вкладывались огромные смыслы. Кукла — это знак, символ, она может то, чего не может человек. У меня много номеров для взрослых, которые используются в разных эстрадных программах, я видела, как большие, суровые, очень серьезные дяди, сталкиваясь с кукольной козой или конем, превращаются в пятилетних мальчишек. Уходит все наносное, люди каким-то чудным образом раскрываются.

— Чем вас заинтересовал чеховский «Медведь»?

Началось все лет с четырнадцати, когда я познакомилась с этой пьесой. Ее ставили очень много — это самая популярная чеховская вещь; он даже говорил, что она принесла ему больше авторских гонораров, чем все остальные. Все постановки «Медведя», что я видела на сцене, мне не нравились, я была не согласна ни с образами, ни с трактовкой. В корне.

Чехов пишет, что это шутка, но как мы знаем, в каждой шутке лишь доля шутки. Почему пьеса столько лет популярна, почему на нее всегда идет зритель, почему, как бы ее не ставили, зритель покидает театр с особым ощущением? Для меня это загадка, я ее пыталась разгадать.

Я раскрываю узловые моменты больше, чем об этом писал Чехов, текст не добавляю — все строго по пьесе. Но некоторые моменты, которые мне особенно важны, я разворачиваю в пластическом театре. Актрисы, которые со мной репетируют, говорят: «Я не могу это играть — это же про меня». А про себя играть стыдно и страшно. И мы ищем выразительные средства, чтобы не было так неловко. И это не только про артисток, но и про меня, и про каждую женщину в зале. Каждая на каком-то жизненном этапе прошла через это. Другое дело, что угол зрения неожиданный для калининградцев, потому что они не привыкли к подобному языку.

Мне важно показать, что жизнь физическая и жизнь духовная — это не одно и то же. С окружающими нас людьми мы можем говорить так, а внутри себя — совершенно иначе. Я исследую женскую душу. Да простят меня мужчины-режиссеры, но им женскую душу не понять. А мне интересна вся эта наша глубина, наши страхи, сомнения и боль, все наши глупости, на которые мы имеем право, вся наша мудрость и слабость, чуткость, милая, очаровательная взбалмошность. Как мы защищаемся, какие жизненные пристройки используем.

— Получается какой-то сеанс психотерапии.

— С юмором и музыкой (смеется).
Там есть еще одна мысль — для мужчин. О том, что копаться во всем этом не надо, надо просто любить. Пришел главный герой, не стал ни в чем разбираться, полюбил такой, какая есть, забрал. И ее это устроило.

Я вывела чеховский диалог и действие в кукольный план, а все что над ними — в пластический. Пластический театр — это театр масок, театр фактур, знаков, предметов. То есть, я соединила два жанра и те моменты, которые для меня важны, раскрываю в другой плоскости.

Чехов угадал самую важную, сакральную сторону нашей женской натуры. Он понял нас лучше других авторов. Ситуация же бредовая: живет вдова, к ней приходит кредитор — денег хочет, ругались-ругались в течение часа и влюбились друг в друга насмерть. Как такое может быть, это же бред!

— Не бред. Одинокая вдова, без мужчины грустно, хочется ярких чувств, внимания, а тут приходит такой орел.

— Но для меня важнее всего в этой пьесе предыстория. Кто такая главная героиня? Страстная, кипучая натура, всем сердцем жаждущая любви и по огромной любви вышедшая замуж. Для нее муж — самый яркий, самый лучший, душа компании, балагур. А тот жениться-то женился, но привычек холостой жизни не оставил, продолжал любить не только жену, но и всех остальных женщин. Деньги жены растратил, а потом вообще умер, на мой взгляд, по глупости. В пьесе об этом не написано, но наверняка на дуэли из-за какой-нибудь очередной фройляйн. И тем самым бросил жену, не раскрыв, как женщину.

Что героиня с ним видела? Измены, пренебрежительное отношение. Большая нереализованная любовь вылилась в то, что она сделала из своего дома монастырь и погрузила всю себя в служение. Она создала из страдания религию и молилась на ушедшего мужа, желая доказать, что ее любовь была настоящей.

Главный герой — женоненавистник. Как он кроет про себя каждое поэтическое создание, проходящее мимо — одному Богу известно. В какой-то момент это чувство у него выливается в гневный монолог. У него было много женщин, и все они истрепали сердце героя в хлам. Ни одна из них не подошла. Почему? Потому что любовь в его мире превратилась в способ решить свои социальные, финансовые проблемы, реализовать желания. А он искал не этого. Смирнов — человек с бычьим горлом, огромными кулаками и огромным, нежным сердцем. Он каждый раз вляпывался в очередную историю и наконец закрылся от всех.

Наталия Степаненко, спектакль "Медведь"И вот в этой дурацкой бытовой ситуации встречаются два израненных сердца — как они успели за час друг друга рассмотреть? Для меня главные герои такие... чувственные глыбы, сейчас подобных людей мало — позволяющих себе так наотмашь, безоглядно любить, бросаться в пучину чувств, не учитывая массы факторов.

И мой главный посыл — разреши себе любить. Любовь беззащитна, она обрушивается, как ливень. А у нас есть планы на жизнь, условия и требования, предъявляемые партнеру и его окружению, масса факторов, которые это чувство могут уничтожить.

Герои «Медведя» влюбляются с первого взгляда, но всю дорогу сопротивляются своим чувствам. Она прикрывается своим устоявшимся, выстроенным миром, он защищается всеми своими неудачами в любви. И сколько в жизни таких историй, когда люди, предназначенные друг другу, расстаются по каким-то идиотским причинам. Я за безусловную любовь, если она должна случиться с тобой — разреши ей случиться. В спектакле будет много говориться об этом.

— Как вам работается в Калининградском театре кукол — коллектив устоявшийся, а вы режиссер новый, со своими взглядами и требованиями?

— Со многими коллегами мы давно знакомы, и я их очень хорошо понимаю, мне страшнее было работать в драмтеатре — я пришла из другой песочницы. Были сложности — артист, который исполняет главного героя, ушел на полгода на больничный. За три недели до премьеры. Требовалось его срочно заменить, а поскольку по фактуре и по харизме в театре кукол таких не нашлось, пришлось пригласить из драматического Алексея Грызунова — мы с ним уже сработались и опыт кукловождения у него имеется. Большое счастье, что в Калининграде есть этот человек, что он впрыгнул в наполовину сделанную работу, максимально быстро во все вникает, очень активно репетирует. Я ему очень благодарна.

Все остальные актеры работают в плановом режиме. Мне повезло, что есть такая Александра Дорошенко — великолепная, глубокая, красивая актриса, она исполняет главную роль. Очень чуткая, прекрасно двигается. Повезло с Александром Юргиным, помощником режиссера — умнейший человек, артист, преданный своей работе, с ним легко и приятно. Повезло с Ольгой Витковской, которая по первому образованию — хореограф. Она очень выразительная, потрясающе двигается, танцует все пластические номера, которые ставит хореограф Сергей Бобров — благодаря им, будет на что посмотреть. Еще Наташа Кондракова, очень профессиональная, чуткая.

Жаловаться не на что, но артистам в новинку то, что мы делаем, поэтому сначала проводили тренинги. Работоспособности им не занимать — кукольники люди цельные, преданные профессии, поэтому они очень стараются. Нельзя сказать, что это была готовая постановка, многое мы сочиняли вместе с артистами и для них.

Наталия Степаненко, спектакль "Медведь"   Наталия Степаненко, спектакль "Медведь"

— Что еще, помимо интересной актерской игры, ожидает зрителей?

— Прекрасное оформление спектакля, им занимается художник-кукольник из Петербурга Светлана Струкова. Живая музыка в исполнении скрипки, балалайки, контрабаса и баяна. Музыкой и аранжировками занимается Андрей Степаненко — изначально мы хотели делать запись, но он предложил сделать все живьем. Также будет много танцев, пластики, юмора. Имеется и философский подтекст, есть над чем подумать.

— Могут ли приходить на спектакль дети, если могут, то с какого возраста?

— Ни в коем случае, «шестнадцать плюс». Это очень взрослая история, в ней есть довольно чувственные моменты. Думаю, когда люди поймут, что это какой-то особый язык, какая-то уникальная атмосфера, у них появляется интерес.

Виктория Берг

См. также

Афиша Калининградского театра кукол
Кирха памяти королевы Луизы
Культура
Наталия Степаненко. Скоморошина

 

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика