c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kak-proshel-den-filosofii_1.JPGРепортаж корреспондента портала "Выходной" о том, как в Кафедральном соборе прошли мероприятия, посвященные Всемирному дню философии.

Каждый год в этот день, начиная с 2002 года, во всем мире проходят лекции, выставки, культурные акции, семинары, диспуты, заседания клубов и т.д. В Калининграде это событие отмечают во второй раз. С первого взгляда может показаться, что философия - наука весьма далека от повседневной жизни обычного человека. Но, прочитав краткое определение «философии» в словаре терминов, понимаешь, что это совсем не так. Согласно ему, философия является формой общественного сознания, направленная «на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нём человека».

Именно взгляду на мир и месту человека в нём была посвящена программа, подготовленная музыкантами и директором Кафедрального собора. Как сказала на пресс-конференции Вера Таривердиева, все участники постарались объединить в ней любовь и музыку. Тема дня была выражена одним словом– Liebestod, аналога которому нет в русском языке.

Открыл День философии на острове Канта заслуженный артист России, композитор, дирижёр, великолепный пианист, теоретик музыки, философ, доктор искусствоведения Михаил Аркадьев. Он продолжил начатый в прошлом году цикл бесед у рояля «МузыКанты на острове Канта. Ремесло экстаза» и на примере выдающихся музыкальных и литературных произведений связал в единое целое «любовь и смерть» – Liebestod, где главенствующими были любовь и жизнь. Отведённое для встречи время пролетело очень быстро, а слушать Михаила Александровича хотелось ещё и ещё.

Подхватил заявленную тему профессор Института гуманитарных наук БФУ им. Канта Владимир Гильманов прекрасной лекцией «Любовь как точка бифуркации жизни и смерти». Как всегда, это было очень интересно. Прекрасный видеоряд и порой неожиданные музыкальные эпизоды дополняли поэзию Тютчева, Шекспира, Цветаевой, цитаты из Священного Писания. Рефреном на протяжении всего выступления звучали, находя отклик в сердцах пришедших, библейские слова: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Коринфянам 13:4-7).

Начавшийся в 19.00 концерт имел всё то же название - «Libestod». Помимо Камерного оркестра Калининградской филармонии под управлением заслуженного артиста России Александра Андреева и титулярных органистов собора Евгения Авраменко, Мансура Юсупова, флейтистки Ксении Авраменко, пианиста Михаила Аркадьева в нем приняли участие и молодые, но уже прославленные музыканты:

- Анна Кошкина – калининградка, выпускница колледжа им. Рахманинова, студентка Консерватории им. Чайковского, лауреат, региональных и российских конкурсов виолончелистов, стипендиат мэра Калининграда (2004-2006 гг.), участница престижных мастер-классов, концертирует не только на родине, но и в Европе;

- Дмитрий Булгаков – гобоист, преподаватель Московской консерватории и МССМШ им. Гнесиных, победитель Международного конкурса им. Р. Лаушмана в Кёльне, лауреат престижных международных конкурсов и премий - немецких DAAD, GWK, молодёжной российской «Триумф»;

- Айлен Притчин – скрипач, обладатель множества наград, среди которых премия Ю. Темирканова, первые премии и призы на конкурсах им. П.И. Чайковского в Японии, им. А.И. Ямпольского в России, им. П. Владигерова в Болгарии, Р. Канетти в Италии, Sion-Valais в Швейцарии, им. Ф. Крейслера в Вене и многих других. Он регулярно выступает не только как солист, но и в составе камерных и симфонических оркестров.

В их исполнении прозвучали мировые премьеры - «Сарабанды» М. Аркадьева и «Молитва в темноте» Л. Йыэлехта. Открылся концерт «Сарабандой» Генделя. И это не случайно. Сарабанда изначально являла собой танец-соблазнение с весьма откровенными объятиями. Исполнялась под звуки кастаньет. Танец любви и жизни. Католическая церковь после безуспешного его запрета начала сознательное переосмысление этой музыки, и сарабанда из подвижного карнавального перешла в род торжественного танца-шествия, часто исполнявшегося на похоронах. Мелодия в минорном ладе символизирует печаль, боль утраты и, в конечном счёте, смерть. Это ли не Liebestod?

Также этим вечером пришедшие услышали музыку Баха, Чайковского, Вивальди и Пьяццоллы. Всё это было прекрасно, виртуозно исполнено. Особенно хотелось бы выделить: моцартовскую Церковную сонату в исполнении гобоя, скрипки, виолончели, органа, Концерт для гобоя и скрипки с оркестром Баха, «Элегию» Чайковского из Серенады для струнного оркестра, «Кол Нидрей» Макса Бруха для виолончели и оркестра, и, конечно, нежную, чарующую музыку Альфреда Шнитке, исполненную в заключении всеми участниками концерта.

Я очень люблю виолончель. Она всегда звучит как человеческий голос – проникновенно, искренне. Но этим вечером с моей душой разговаривал гобой. Особенно в «Молитве в темноте». Всё в ней было: и прошедший, сумасшедший в своей сутолоке и жестокости день; и надвигающаяся ночь, тёмная и непроглядная - её расцветили вспыхнувшие на небе хрустальным светом звёзды; и молитва одинокого человека, сначала вспыхнувшая в темноте маленькой искоркой надежды, постепенно переросшая в трепетный лучик, а потом в спокойное пламя ночной лампады - вместе с верой, что ты в этом мире не один.

Премьеру своих «Сарабанд» М. Аркадьев посвятил Вере Таривердиевой, о которой он сказал много тёплых слов не только на пресс-конференции. Это музыкальное произведение, на мой взгляд, тесно связано с его «Пассакалиями для струнного оркестра и органа», которые пианист исполнил в соборе на Дне философии в прошлом году. И в «Пассакалиях» и в «Сарабандах» воплощена кантовская «идея звёздного неба над головой и нравственного закона внутри нас».

Заключительным аккордом дня философии стал концерт «Ночной Бах», в программу которого был включён «Хорошо темперированный клавир», первый том. Аркадьев представил слушателям мощное и величественное собрание прелюдий и фуг, которое Л.В. Бетховен называл не иначе, как настоящей «музыкальной Библией». 

Так закончился второй по счёту День философии на острове Канта, который, как обещают организаторы, станет ежегодным. Уверена, он будет развиваться и наполняться новыми смыслами, новыми исполнителями. Ведь музыка, по словам Мстислава Ростроповича, это исцеление. Она «зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир».

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kak-proshel-den-filosofii_2.JPG  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kak-proshel-den-filosofii_3.JPG  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_kak-proshel-den-filosofii_4.JPG

Н. Гора

См. также:

Афиша Кафедрального  собора
Кафедральный собор

 

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика